Семинарское занятие №2

1. Направляя свою критику против «спекулятивной философии», «классической метафизики», С. Кьеркегор – «датский Сократ», как Л. Фейербах и К. Маркс смотрит на мир «глазами человека», через его естественное существование как самоосуществление. Последнее для Кьеркегора раскрывается как уникальное, полное противоречий, случайностей и неожиданностей, полное страха и отчаяния свое бытие - экзистенция.

Экзистенция, экзистенциальная реальность – это та реальностью, к которой только и имеет отношение человек. С экзистенцией у Кьеркегора связано понятие «субъективной истины», в основе которой - переживание подлинности собственного существования. Поясните, почему именно экзистенция оказывается определяющей для Кьеркегора; рассмотрите стадии «самоосуществления» человека – эстетическую, этическую и религиозную. Поясните, почему «подлинная экзистенция» возможна именно как вера в Бога. Обратите внимание на то, что сама вера (христианство) в модусе экзистенции обнаруживает свою подлинность и глубину, которая, по мысли Кьеркегора была утрачена, а «идея христианства» - извращена.

2. Экзистенциализм или философия существования довольно общее название для достаточно неоднородных философских течений западной мысли ХХ столетия. Уникальность экзистенциализма связана с тем, что он является проявлением одновременно критического отношения и разочарования человека в мире, обществе, самом себе. Дальнейшее развитие неклассического типа мышления, развитие и новые достижения науки, экономические кризисы, мировые войны, фашизм не могли не повлиять на общее мировоззрение человека ХХ века.

Рассмотрите основные идеи, характерные для данного направления; обратите внимание на то, что экзистенция соотносится с бытием и сама оказывается непосредственным проявлением бытия как «тут-бытие», «вот-бытие» (М. Хайдеггер) (См.:. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. -  СПб.: Петрополис,1997. Т.4. С. 397-399; Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 726-739).

Каковы экзистенциалы человеческого бытия?  

М. Хайдеггер, говорит о том, что человеческое бытие – это проект. Исходя из этого, поясните, в чем заключается фундаментальность таких экзисценциалов, как забота/озабоченность и  страх (связан со страхом смерти).

Какие ситуации К.Ясперс обозначает как экзистенциальные ситуации и почему? Поясните значение коммуникации как отношения/общения/диалога с другой непохожей экзистенцией в жизни человека.

Ж.-П. Сартр связывает экзистенцию человека со свободой. Именно свобода есть единственное условие, базис человека и потому его «существование предшествует сущности». Почему, по мысли Сартра, свободное существование оказывается слишком проблематично для человека? В чем заключается опасность для свободы одного человека взгляд другого/других?

А. Камю откровенно говорит о скуке, которая однажды захватывает человека. Именно скука оказывается способна «пробудить» человека, вернее, обратить его внимание на то, что действительно есть он и жизнь. Открывающаяся в этом случае абсурдность жизни ставит предельный вопрос о смысле существования, ответом на который оказывается «метафизический бунт». В чем специфика и сущность этого бунта? Возможно ли уничтожить абсурдность жизни?

3. Обращаясь к рекомендованой литературе, обратите внимание на культурно-социальные и экономические предпосылки «постмодерна» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 816-826; Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 752-754). Рассмотрете значение таких терминов, как «модерн» и «постмодерн» (См.: Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарики, 2008. С. 814-815; Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 692-698). Хотя название «постмодернизм» оказывается достаточно условно, все же можно говорить о характерных чертах самой ситуации, самого стиля мышления, которое складывается в интеллектуальной среде в последней трети ХХ века. К этим чертам относят: антисистемность, адогматичность, открытость, анонимность, безоценочность, отказ от всевозможных антитез (высокое – массовое искусство, научное – обыденное сознание). Поясните каждую из указанных черт. «Постмодернистское мышление» так же критично по отношению к метафизике. Важно, что под метафизикой здесь понимается не только традиция классической философии, но и само западное мышление как сложившаяся структура, определяющая собой жизнь и облик европейской цивилизации в ее прошлом, настоящем и будущем. Критичность же осуществляется при помощи методов деструкции, деконструкции, демистификации. В чем сущность данных методов? Объясните, почему одной из центральных проблем «постмодернизма» оказывается проблема языка?

Радикальность позиций мыслителей так называемого «постмодерна» (Ж. Делез, М. Фуко, Ж. Деррида, Ж. Лиотар) оказываются не просто интеллектуальным «жестом», но вполне объяснимой и даже необходимой провокацией в определенных обстоятельствах. Подумайте, почему «постмодернизм» подвергает критике  абсолютности и объективности любой парадигмы?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: