double arrow

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. Ницше:"Обезьяна по отношению к человеку посмешище и позор. Так же и современный человек посмешище по сравнению со Сверхчеловеком. Человек должен оставить себя, забыть. Он только мост или "канат", натянутый между животными и сверхчеловеком". Можно ли согласиться с философом, почему? Отрицая «законченность» человека, как вы думаете, к чему призывает Ф.Ницше?

2. Какое значение для медицинской этики имеют идеи иррационализма и экзистенциализма?

3. Имеют ли значения идеи постмодернизма для медицинского знания?

4. Прокомментируйте следующее высказывание Л. Витгенштейна: "Большинство предложений и вопросов, толкуемых как философские, не ложны, а бессмысленны. Вот почему на вопросы такого рода вообще невозможно давать ответы, можно лишь устанавливать их бессмысленность. Философия не является одной из наук... Цель философии — логическое прояснение мыслей. Философия — не учение, а деятельность. Философская работа по существу состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предложения", а достигнутая ясность предложений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми».

Как через призму идей аналитической философии раскрывается сущность философского знания как такового? Что оно из себя представляет и почему его принципиально нельзя сравнивать с научным знанием?

5. Как можно объяснить пафос постмодернисткого мировоззрения, который сводится к идее о том, что «главное интеллектуальное настроение нашего века – это отчаяние, к которому приходят от любых целостных воззрений и позиций» (Дж. Дьюи)?

6. В чем состоит отличие позитивизма от неопозитивизма?

7. Поясните следующие слова А. Камю: «Изо дня в день нас несет время безотрадной жизни, но наступает момент, когда приходится взвалить ее груз на собственные плечи».

8. Каково отношение постмодерна к научному знанию, оценивается ли оно как абсолютно объективное, принимается ли за безусловный эталон знания как такового?

9. В чем вы видите «достижения» мысли постмодерна?  

10. Как вы думаете, почему проблема языка становится ведущей для философской мысли ХХ века?

Тест для самопроверки

1. Европейский философов первой половины XIX века - основоположник экзистенциализма

  1. О. Конт
  2. С. Кьеркегор
  3. Л. Фейербах
  4. А. Шопенгауэр
  5. К. Маркс

2. По мысли этого философа, человек еще не возник, еще не вырвался из животного состояния, он еще слишком человек. Речь идет

  1. о Ф. Ницше
  2. о К. Марксе
  3. о Г. Гегеле
  4. о Сократе
  5. Л. Фейербахе

3. Одна из традиций восточной религиозно-философской мысли, оказавшая влияние на взгляды А. Шопенгауэра

  1. даосизм
  2. конфуцианство
  3. легизм
  4. буддизм
  5. веданта

4. Дословное значение понятия «экзистенция», от которого получило название одно из философских направлений XX века

  1. существование
  2. жизнь
  3. сущность
  4. неизбежность
  5. подлинность

 

5. Дихотомия этих начал, по мысли Ф. Ницше, была источником развития всей греческой культуры

1. дионисийский дух

2. Мировой Дух

3. объективный Дух

4. аполлонический дух

5. народный дух

6. Абсолютный дух

6. Врач - психиатр по образованию, известный философ - представитель экзистенциализма, автор теории «осевого времени»

  1. К.Г. Юнг
  2. К. Ясперс
  3. М. Бубер
  4. Э. Фромм
  5. З. Фрейд

7. По мысли этого философа ХХ в. все традиционные метафизические системы подменяли «бытие» «сущим». Чтобы изменить ситуацию необходимо встать на позицию «фундаментальной онтологии». Речь идет о ____________________________.

 

8. Автор работы «Мир как воля и представление»

  1. А. Шопенгауэр
  2. Ф. Ницше
  3. К. Ясперс
  4. А. Камю
  5. О. Конт

 

9. Термином «Dasein» характеризует сущность «человеческого бытия»

1. К. Ясперс

2. М. Хайдеггер

3. Э. Гуссерль

4. С. Кьеркегор

5. Ф. Ницше

 

10.  Название этого произведения, принесшего известность этому мыслителю ХХ века, совпало с одним их экзистенциалов, о котором он говорил, описывая человеческое существование. О каком произведении идет речь и кто его автор?

 

11. Впервые об абсурдности человеческой жизни заявляет

  1. С. Кьеркегор
  2. Ф. Ницше
  3. К. Маркс
  4. А. Камю
  5. Ж.-П. Сартр

 

12. К «теоретикам» постмодернизма относят

  1. Р. Барта
  2. Ф. Ницше
  3. Ж. Бодрийяра
  4. Б. Рассела
  5. А. Камю

 

13. Ярким представителем «философии жизни» является

  1. К. Ясперс
  2. М. Хайдеггер
  3. Г. Гегель
  4. Ф. Ницше
  5. Ж. Деррида

 

 

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 550-594, 642-681.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ пре. С.А. Мальцевой. - СПб.: Петрополис,1997. Т.4. С. 152-166, 189-197, 225-238, 265-278, 387-412, 453-477, 661-677.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 581-596, 703-737, 752-758.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 207-232.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарика, 2008. С. 297-307, 726-740, 814-828.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разаина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 246-311.

Дополнительная литература

Тарнас Р. История западноевропейского мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 274-280, 310-318, 330-335.

Кьеркегор С. Страх и трепет. Любое издание.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Любое издание.

Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Любое издание

Чанышев А. А. Философия А. Шопенгауэра/ Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1998. С. 4-32.

Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм/ Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 319-345.

Ницше Ф. Антихристианин/ Сумерки богов. - М.: Политиздат, 1989. С. 112-137.

Хоружий С.С. Ницше и Соловьев о кризисе европейского человека// Вопросы философии, - 2002. - №2.

Синеокая Ю.В. Проблема сверхчеловека у Соловьева и Ницше// Вопросы философии. -2002. - №2.

Евлампиев И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека// Вопросы философии. – 2002. - №2.

Хайдеггер М. Слова Ницше «Бог мертв»// Вопросы философии. – 1990. - №7.

Цвейг С. Борьба с демоном. М., 1992. 236с.

Камю А. Абсурдность мира/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 481-485.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Тарнас Р. История западноевропейского мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 327-330, 358-367.

Водолагин А.В. Философия и психопатология: творчество Карла Ясперса// Вопросы философии. – 2006. - №4.

Грюнбаум А. Сто лет психоанализу: итоги и перспективы// Вопросы философии. – 1997. -№7.

Лекторский В.А. О некоторых философских уроках З. Фрейда// Вопросы философии. -2000. - №10.

Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы «второго пришествия»// Вопросы философии. – 2000. - №10.

Ко 2 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 417-425.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 721-729.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2003. С. 608-611.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидороний. – М.: Гардарика, 2008. С. 773-779.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разаина. – М.: Академический Проект, 2004. С. 304-310.

К 3 реферату

Тарнас Р. История западного мышления/ под ред. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 335-348.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. - М.: ВЛАДОС, 2001. С. 770-775.

Постмодернизм в культуре (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. – 1993. -№3.

Гройс Б. Да, апокалипсис, да, сейчас!// Вопросы философии. – 1993. - №3.

Фишман Л.Г. Постмодернизм как возврат к Просвещению// Вопросы философии. -2006. -№10.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: