Систематизация научных данных. Виды и способы обработки научных данных

По завершении диагностической части эксперимента или теоретического анализа появляется необходимость в обработке результатов исследования. Очень хорошо охарактеризовал разнообразие результатов педагогического исследования В. М. Полонский: «По своему содержанию результаты педагогических исследования весьма разнообразны. Это разработка новых концепций обучения, воспитания, образования; определение закономерностей учебно-воспитательного процесса; учет условий формирования и развития личности; выявление факторов, влияющих на эффективность усвоения знаний, постановка новых педагогических проблем; подтверждение или опровержение гипотез; разработка классификаций (уроков, методов обучения, типов заданий); анализ практики обучения, воспитания и т. д. Несмотря на исключительное разнообразие, результаты, на наш взгляд, имеют общую структуру, позволяющую рассматривать их в виде трех взаимодополняющих компонентов: объектного, преобразующего, конкретизирующего» [89] .  

В этом разделе речи пойдет, прежде всего, о методах обработки и интерпретации результатов опытно-экспериментальной работы. Но некоторые методы, например, построение моделей и матриц применимы и к результатам теоретического исследования. При проведении опытно-экспериментальной работы исследователь проводит первичную обработку ее результатов – обрабатывает проведенные диагностические методики (опросники, анкеты, тесты) в соответствии с ключом. Но первичной обработки бывает недостаточно. 

Итогом любого исследования должно стать преобразование «сырых» данных (т. е. данных, полученных непосредственно в результате эксперимента) в решение о подтверждении или не подтверждении гипотезы исследования, т. е. об обнаружении явления (чаще всего, различий в поведении двух и более групп), о статистической связи или причинной зависимости. Подтверждение или опровержение статистической гипотезы о значимости обнаруженных сходств или различий, связей и интерпретируется как подтверждение или опровержение экспериментальной гипотезы (чаще всего, о различиях поведения контрольной и экспериментальной групп). 

Рассмотрим методы дальнейшей обработки данных. 

Составление таблиц 

Первичная систематизация научных данных проводится на основе составления таблиц, в которые заносятся первичные результаты исследования (табл. 28). 

При большом количестве методик или шкал в одной методике первичные результаты можно заносить в несколько таблиц. Эти таблицы необходимо сохранять до конца исследования и оформления его результатов. Первичные таблицы принято включать в приложения к работе с тем, чтобы любой исследователь, читающий работу, мог при необходимости перепроверить выводы, которые автор сделал на их основе или использовать их для сравнения с собственными результатами. 

Кроме таблиц первичных результатов, составляются таблицы результатов после статистических группировок, в которых, кроме сгруппированных по определенным признакам данных (см. далее), указываются результаты подсчетов (%, среднее арифметическое, результаты математической статистики). 

Таблица 28

Пример № 1 таблицы первичных результатов исследования

Ф.И.О. испытуемого Рез-ты методики 1 Рез-ты методики 2 Рез-ты методики 3 Рез-ты методики 4
1          
2          
3          
         

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: