На первом этапе практики (1 семестр с 1 по 6 неделю) магистр самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики (Приложение 1) и утверждает его у руководителя. Со студентом проводится постановочный инструктажоб основных понятиях, сущности и функциях педагогической деятельности; о педагогических приемах работы со студентами и/или школьниками; о способах и методиках организации исследовательской деятельности студентов и/или школьников; об основах психологии общения и межличностных взаимоотношений;о подходах к обучению и воспитанию, основах методики преподавания и ведения учебных занятий.
В соответствии со своим индивидуальным планом магистр самостоятельно осуществляет:
- изучение психолого-педагогической литературы по проблеме обучения в высшей (средней) школе;
- знакомство с методиками подготовки и проведения лекционных, лабораторных и практических занятий, семинаров, консультаций, промежуточного и итогового видов контроля (зачетов, экзаменов, курсового и дипломного проектирования);
|
|
- знакомство с технологиями и методиками организации научно-исследовательской, кружковой, профориентационной работы;
- освоение инновационных образовательных технологий;
- изучение методик, связанных с менторским и индивидуальным тьюторским сопровождением обучающихся;
- знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения;
- и т.д.
Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, презентации, наглядные пособия и другие дидактические материалы.
На втором этапе (1 семестр с 7 по 14 неделю) магистр:
- проводит теоретическое исследование по выбранной теме и внесенной в задание на практику;
- знакомится с выбранной программой дисциплины;
- изучает использование необходимых методов преподавания и методов обучения;
- присутствует в качестве наблюдателя на 6-10 занятиях педагогов кафедры и/или других образовательных организаций;
- учитсяприменять словесные, наглядные и практические методы, в зависимости от характера дидактических задач;
- совместно со школьником определяет тему его научно-исследовательской работы, выбирает методы проведения научных исследований со школьниками;
- пробует проводить самостоятельно (в присутствии преподавателя) учебные и/или профориентационные занятия.
Магистр самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в роли наблюдателя и/или преподавателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и обучающегося, форм проведения занятия и т.д. При этом выполняется анализ проведения занятий (пример в Приложении 3 или Приложении4)в зависимости от его вида.
|
|
На третьем этапе (1 семестр с 15 по 17 неделю) магистр оформляетрезультаты теоретического изучения и практической апробации конкретного вида педагогической деятельности в виде письменного отчета, структура которого предложена в Приложении 6.
На четвертом этапе (2 семестр с 1 по 8 неделю)педагогической практики магистр:
- осуществляет методическую проработку и/или подготовку конкретного учебного и/или профориентационногозанятия;
- показывает применение активных и интерактивных методов обучения;
- готовит мультимедийное сопровождение и наглядные пособия по выбранной дисциплине и другие дидактические материалы в соответствии с рабочей программой дисциплины;
- осуществляет руководство исследовательской работой школьника, консультирует обучающегося по организации, проведению и оформлению результатов НИР, готовит обучающегосяк апробации результатов исследовательской работы школьника на научных мероприятиях.
На пятом этапе (2 семестр с 9 по 14 неделю)педагогической практики предусмотрено:
- самостоятельное проведение магистром занятий по выбранной дисциплине по разработанному сценарию, подготовленному на основании теоретического анализа и утвержденного руководителем практики;
- представление учебно-методических материалов (методических разработок, методических указаний, раздаточных материалов, контрольных и оценочных материалов, индивидуальных заданий, рабочих программ дисциплин и т.п.) на проведение одного из видов занятий;
- участие в апробации результатов исследовательской работы школьника на научных мероприятиях в качестве руководителя.
Руководитель по результатам проведения занятия заполняет Приложение 5. По итогам проведения занятий магистр совместно с руководителем анализирует результаты проведенных занятий, оформляет их в письменном виде и прикладывает к отчету.
На шестом –заключительном этапе (2 семестр с 15 по17 неделю) магистр составляет отчет по педагогической практике, принимает участие в научно-методическом семинаре кафедры в формах презентации, «круглого стола», дискуссии и др. с анализом и обсуждением вопросов по теме исследования педагогической практики с представлением результатов исследования, оформляет отчет в соответствии с предъявляемыми требованиями и сдает его руководителю практики.
ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ
К отчетным документам о прохождении практики относятся:
1. Задание по производственной практике, согласованное с руководителем практики (Приложение 1).
2. Отзыв о прохождении практики, составленный руководителем практикиот образовательной организации, в случае прохождения практики не в МГТУим.Н.Э. Баумана, для написания которого используются данные наблюдений за педагогической деятельностью магистра.
3. Рецензия-рейтинг на проведения занятия со студентами при прохождении педагогической практики, составленная магистром в ходе посещения занятий(Приложение5).
4. Отчет о прохождении педагогической практики. Отчет содержит следующие разделы.