Предмет этого «слова»

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ

 

социология

XIX века

     
     
О. Конт    
Д. С. Милль    
Г. Спенсер    
     
Под общей редакцией    
профессора В.И.Добренькова    

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования в качестве учебного пособия

для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по направлению и специальности «СОЦИОЛОГИЯ»

Международный Университет»  Бизнеса и Управления

Москва 1996


ББК 60.5 330

Составитель В.П. Трошкина


330   Западно-европейская социология XIX века: Тексты/Под

ред. В.И.Добренькова. — М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. — 352 с.

В данную книгу включены тексты из трудов выдающихся классиков социологии — Огюста Конта, Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера, положивших начало становлению социологии как самосто­ятельной науки. Среди многочисленных обществоведческих дисциплин социология — одна из самых молодых наук, поставивших своей целью синтезировать знания о всесторонних реальных процессах, происходя­щих в обществе. Она обращена к жизненно важным проблемам людей, направлена на активизацию влияния их на социальную действитель­ность.

Предлагаемое издание является одной из книг, подготовленных к выпуску Международным Университетом Бизнеса и Управления. Она посвящена трудам по социологии, которые на протяжении последних десятилетий были в нашей стране малодоступными для читателей.

Книга рассчитана на студентов, аспирантов, преподавателей высшей и средней школы, на читателей, интересущихся обществоведческими

вопросами.




ББК 60.5

ISBN 5-89313-003-0

 

А 0302000000 без объявл. 090149-96

 

© Международный Университет Бизнеса и Управления, 1996 г



ПРЕДИСЛОВИЕ

Социология как наука является одной из самых молодых областей знания среди многочисленных обществоведческих дисциплин. Она сформировалась как наука к середине XIX в. И в самом этом факте проявила себя высшая ра­циональность исторического процесса, которая достигла стадии научного самопознания и саморегулирования. Среди других обществоведческих наук — истории, философии, права, политэкономии — именно социология поставила перед собой цель синтезировать знание о реальных процессах, раскры­вающихся в обществе, причем это знание предназначалось для активного влияния на все стороны жизни общества.

Исторический опыт человечества достиг того уровня, на котором стало возможным и, более того, необходимым ос­мысление процессов, происходящих в обществе, но не «в абстракции», не метафизически, а с применением рациональ­ных методов, основывающихся как на экспериментальной Методологии естественных наук, так и на знании, вырабо­танном в контексте развития наук о культуре, обращенных к проблемам реальных людей.

Предлагаемая вниманию читателей книга содержит тексты из произведений выдающихся социальных мыслителей, по­ложивших начало становлению социологии как самостоятель­ной науки, — Огюста Конта, Джона Стюарта Милля и Герберта Спенсера.


 


2


3


Социология уже в лице своих основателей не ставила своей задачей механическое заимствование научных методов естественных и точных наук и соединение их с абстрактно понимаемым гуманизмом. Речь шла о том, чтобы создать такую научную дисциплину, которая унаследовала бы от естествознания его экспериментальную направленность, столь характерный для него дух рациональности и непредвзятости по отношению к природе, но применила бы все это к изучению общественных процессов. С другой стороны, социология должна была органично воплощать в себе гу­манистический опыт человечества, сделав познание человека и его места в обществе предметом своего наиглавнейшего интереса.

При всей условности широких аналогий можно утвер­ждать, что социология в чем-то сродни медицине. Она, как и наука о человеческом организме и его здоровье, изучает «организм» общества во взаимодействии всех его структурных и функциональных «компонентов». Так же как и медицина, социология диагностирует аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов, вырабатывает страте­гию «лечения» и превентивного предупреждения социальных «болезней».

Сравнение социологии и медицины (сопоставление заве­домо условное) имеет один лишь смысл, а именно — подчеркнуть сходную степень социальной ответственности, которая роднит обе науки. И в том и другом случае речь идет о сохранении жизни, либо индивидуальной (медицина), либо коллективной жизни общественных институтов (соци­ология).

В этой внутренне присущей социологии общественной и гуманистической миссии и скрывается секрет ее привлека­тельности и популярности, ибо в развитии социального знания общество демонстрирует высокий уровень рационального са­мопознания. И потому с известными оговорками можно сказать, что степень совершенства того или иного общества можно в частности определить по степени развитости в нем социологических исследований, как прикладных, так и тео­ретических.


В рамках этой поистине монументальной исторической программы особую роль стала играть история социологии — научная дисциплина, исследующая и раскрывающая пути формирования социологического знания, его связь с общес­твенными процессами и личностными характеристиками вы­дающихся социологов. История социологии — не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Анализ текстов, помещенных в книге, убеждает, что история социологии учит нас культуре социологического мышления, принципам формирования социального знания, умению обратить его на пользу общества. Она также пре­подает урок научной нравственности, показывая, какую роль в формировании социологического знания играла и играет подлинно гуманистическая озабоченность ученых социоло­гов, которые при всех обстоятельствах сохраняют в поле своего зрения общечеловеческие, нравственные ориентиры исследований.

Каждый социолог, претендующий в наши дни на высокий профессионализм в своей области деятельности, обязан об­ладать не просто историко-социологической эрудицией, но и глубоко личным, осмысленным отношением к историчес­кому пути развития своей дисциплины, свободно ориенти­руясь при этом в различных направлениях социологической мысли, биографиях классиков социологии и их произведе­ниях. Их понятийный язык — это концептуальный язык современной социологии. И освоение его столь же необхо­димо в наши дни социологу, как и освоение языка Пушкина литератору или журналисту.

Исходя из общих принципов, которые позволяют увидеть в социологии важнейший компонент формирования социо­логической культуры общества, Международный Университет Бизнеса и Управления предпринял издание, наряду с пред­лагаемой хрестоматией, ряда других книг по данной пробле­матике, включая хрестоматийные тексты по истории развития социологической мысли в Соединенных Штатах Америки, в России, в других странах мира. Некоторые из таких изданий УЖе находятся в печати.


 


4


5


В помещенные в данное издание фрагменты текстов вносилась издательская правка, связанная в основном с текстовыми сокращениями, стилистическими коррективами, терминологическими пояснениями при сохранении, как правило, написания названий цитируемых произведений, упоминаний имен и фамилий и т.п.

Эти издания рассчитаны на студентов, аспирантов, пре­подавателей высшей и средней школы, не только специа­лизирующихся в области социологии, но так же и на со­трудников других обществоведческих образований и всех тех, кто стремится самостоятельно повысить свою социологичес­кую культуру.

При издании данной хрестоматии учтено участие доцента Покровского Н.Е. в предпринятой ранее работе по подго­товке книги к изданию.

Профессор В. И.Добренькое


Конт О. ДУХ ПОЗИТИВНОЙ ФИЛОСОФИИ1

слово о положительном мышлении











ПРЕДМЕТ ЭТОГО «СЛОВА»

1. Совокупность астрономических знаний, рассматриваемых до настоящего времени слишком изолированно, должна отныне оставлять только один из необходимых элементов новой нераздельной системы общей философии, постепенно подго­товленной в течение последних трех веков само собой полу­чившимся схождением результатов всех великих научных трудов и достигшей, наконец, по своей отвлеченности истинной зрелости. В силу этого еще чрезвычайно мало понятого теперь тесного соотношения, сущность и назначение этого трактата не могли бы быть достаточно оценены, если бы это необ­ходимое предварительное слово не было преимущественно посвящено надлежащему определению истинного основного духа этой философии, всемирное установление которой должно стать основной целью позитивного обучения. Так как она отличается, главным образом, постоянным преобладанием, одновременно логическим и научным, исторической или со­циальной точки зрения, то я должен сначала для того, чтобы ее лучше охарактеризовать, напомнить вкратце великий закон, который в моей Системе положительной философии я уста­новил, о полной интеллектуальной эволюции человечества, — закон, который, сверх того, будет впоследствии часто приме­няться в наших астрономических исследованиях.

Часть первая ПРЕВОСХОДСТВО ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

Глава первая

ЗАКОН ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ИЛИ ЗАКОН ТРЕХ СТАДИЙ

2. Согласно моей основной доктрине все наши умозрения, как индивидуальные, так и родовые, должны неизбежно пройти, Последовательно, через три различные теоретические стадии, Кот орые смогут быть здесь достаточно определены обыкновен-

'Из кн.: Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.


 


6


7


ными наименованиями — теологическая, метафизическая и научная, — по крайней мере, для тех, которые хорошо поймут их истинный общий смысл.

Первая стадия, хотя сначала необходимая во всех отношенияхдолжна отныне всегда рассматриваться как чисто предварительная; вторая представляет собой в действительно­сти только видоизменение разрушительного характера, имею­щее лишь временное назначение — постепенно привести к третьей; именно на этой последней, единственно вполне нормальной стадии, строй человеческого мышления является в полном смысле окончательным.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: