Роль деятельности общественных организаций в период развития конкурентных отношений на рынке транспортных услуг

Создание многочисленных экспедиторских компаний и компаний-собственников подвижного состава требуют изменения уровня, форм, методов транспортного сервиса. В связи с этим возникла необходимость совершенствования системы сложившихся взаимоотношений между участниками ранка транспортных услуг, и в первую очередь, нормативно-правовой базы функционирования транспортных компаний.

На транспортном рынке параллельно с деятельностью транспортных компаний функционируют общественные организации – некоммерческие общества, некоммерческие партнерства, ассоциации и союзы. Они созданы на принципах добровольного объединения членов, оказывающих транспортные услуги на железнодорожном и других видах транспорта, с целью координации и развития их деятельности, а также разработки и внедрения предложений для внесения их в полномочные представительные и законодательные органы по совершенствованию законодательства, связанного с функционированием на железнодорожном транспорте.

Некоммерческая организация (НКО) признается официально существующей только после прохождения государственной регистрации в качестве юридического лица. При этом она может быть государственной и негосударственной и выступать в виде общественной организации, фонда, учреждения (государственного и муниципального), некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, потребительского кооператива, объединения юридических лиц (ассоциации, союза) (таблица 1.4) [7].

Законодательством разрешено образование НКО в разных сферах деятельности, но основная их доля действует именно в нематериальном производстве, занимаясь оказанием различных услуг. Возникающие за счет этого доходы используются на возмещение издержек.

Создание и работа некоммерческих организаций требуют поиска дополнительных финансовых источников. В связи с этим возникла такая профессиональная услуга в области управления, как фандрейзинг (от англ, fundraising — поиск, добывание средств), получившая распространение в социально-культурной сфере с целью формирования бюджета за счет привлечения средств спонсоров, меценатов, а также из других источников.

 Получение прибыли некоммерческими организациями не запрещено законодательством многих стран, в том числе России. Но прибыль, во-первых, должна носить ограниченный характер, во-вторых, не может распределяться ни между собственниками (учредителями), ни между работниками (участниками) этих организаций (кроме потребительских кооперативов), а должна идти на реинвестирование.

 

Общественные организации в основном являются организаторами проведения конференций, симпозиумов, семинаров, выставок и ярмарок, а также активно участвуют в аналогичных форумах в Российской Федерации и за рубежом с целью пропаганды достижений членов Ассоциаций и Союзов, а также других заинтересованных предприятий.

Отдельное место в их деятельности отводится осуществлению редакционно-издательской деятельности, включая выпуск периодических изданий, информационно-рекламных материалов, научно-популярной и иной литературы, а также осуществление информации через печатные и электронные СМИ.

Основными целями и задачами осуществления деятельности общественных организаций являются:

1. представление и защита интересов членов Ассоциации в органах законодательной, исполнительной власти и других структурах, сотрудничество с ними с целью совершенствования действующего законодательства, создания равноправных норм для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и эффективного функционирования организаций промышленного железнодорожного транспорта и транспортных компаний;

2. Подготовка предложений для внесения их в полномочные правительственные и законодательные органы по совершенствованию законодательства, тарифной политики на перевозки грузов с целью повышения экономической эффективности работы транспортных организаций, а также выработке и реализации экономической и социальной политики, направленной на интеграцию и стабилизацию российского рынка транспортных услуг;

3.Разработка мероприятий и конкретных предложений для расширения сферы высококачественных услуг, предоставляемых клиентам железных дорог, других видов транспорта, транспортным и транспортно-экспедиционным организациям;

4. разработка стратегии развития, программ, отработка новых методов управления в условиях рыночных отношений и проведения экономической реформы;

5. проведение анализа деятельности предприятий - членов Ассоциации, обеспечение их информацией и рекомендациями о наиболее эффективных методах и приемах работы акционерных обществ и госпредприятий в рыночных условиях, использование зарубежного опыта;

6. формирование взаимовыгодных экономических соглашений между членами Ассоциаций и Союзов;

7. разработка перспективных прогнозов и программ экономического и социального развития отрасли и их реализация за счет финансовых средств и других ресурсов, выделяемых Ассоциации членами или заинтересованными партнерами.

Реформирование положило начало реорганизации МПС в хозяйственное общество – ОАО «РЖД», последующему выделению её дочерних компаний, появилась возможность создания независимых частных компаний в конкурентных сегментах рынка, появились новые виды бизнеса в сфере железнодорожного транспорта.

 Теперь железнодорожная отрасль представлена не только владельцем инфраструктуры и перевозчиком. Большое количество компаний с одинаковыми интересами присутствуют на рынке перевозок. Приходит понимание того, что дальнейшее реформирование железнодорожной отрасли невозможно без объединения компаний на профессиональной основе.

В настоящее время на рынке перевозок грузов железнодорожным транспортом сформировалось несколько общественных организаций, представляющих собой консолидированную позицию участников перевозочного процесса по категориям: операторы крупные/мелкие, предприятия промышленного железнодорожного транспорта, экспедиторы, морские порты и т.п.


Таблица 1.4 ̶ Характеристика организационно-правовых форм некоммерческих организаций

Права учредителей (участников) Учредительные документы Имущественные права НКО Членство Ответственность  учредителей (участников) НКО Распределение  доходов

Учреждение

Сохраняют имущественные права Устав Имущество на праве оперативного  управления Нет Субсидиарная ответственность Нет

Фонд

Нет имущественных прав Устав Собственник имущества Нет Учредители не несут ответственности по обязательствам организации Нет

Автономная некоммерческая организация

Нет имущественных прав Устав Собственник имущества Нет Учредители не несут ответственности по обязательствам организации Нет

Государственная корпорация

Нет имущественных прав Устав Собственник имущества Есть Учредители не несут ответственности по обязательствам организации Нет

Некоммерческое партнерство

Обязательные права Устав Собственник имущества Есть Учредители не несут ответственности по обязательствам организации Нет

Ассоциация (союз)

Нет имущественных прав Устав и учредительный договор Собственник имущества Есть Субсидиарная ответственность Нет

Общественная организация

Нет имущественных прав Устав Собственник имущества Нет Учредители (члены) не несут ответственности по обязательствам организации Нет

Общественное движение

Нет имущественных прав Устав Собственник имущества Нет Учредители (члены) не несут ответственности по обязательствам организации Нет

По мнению специалистов Института проблем естественных монополий «Некоммерческое партнерство, объединяющее предприятия железнодорожного машиностроения, позволит определить позиции игроков рынка по формированию отраслевой нормативной базы, а также сыграть важную роль в решении системной проблемы в отрасли: высокой потребности в современном качественном подвижном составе» [6].

Подобные объединения существуют в странах Европы и Америки (Европейская ассоциация – UNIFE, Ассоциация американских железных дорог – AAR). Они пользуются большим авторитетом на местных рынках и оказывают существенное влияние на стратегию развития железнодорожной отрасли своих стран.

Некоммерческие организации, созданные участниками перевозочного процесса за годы осуществляемой структурной реформы на железнодорожном транспорте, доказали не только необходимость подобной формы объединения, но и эффективность работы данных организаций в условиях развития саморегулирования в различных отраслях экономики. Деятельность указанных организаций позволяет осуществлять мониторинг условий работы членов объединений и их место в проводимой реформе, отделить индивидуальные вопросы конкретных предприятий от общих тенденций ведения бизнеса и наличия препятствий к их дальнейшему развитию, сформировать общее мнение участников объединения и добиваться решения отраслевых проблем во взаимодействии с исполнительными и законодательными органами власти.

Международная конференция-форум «ОАО «Российские железные дороги» на рынке транспортных услуг: взаимодействие и партнерство», которая проводится с 2003 года - на сегодняшний день является крупнейшей дискуссионной площадкой, объединяющей железнодорожников, их партнеров и клиентов.

Необходимость проведения крупных конференций с участием транспортников, пользователей их услуг и представителей регулирующих органов резко возросла с началом структурной реформы на железнодорожном транспорте. Основное содержание преобразований составляет, как известно, формирование рыночных отношений в сфере железнодорожных перевозок. А конкурентный рынок - это всегда договор, диалог, налаживание конструктивных контактов, через которые достигается взаимопонимание, взаимодействие и в конечном счете - баланс интересов всех причастных сторон.

В 2006 г. форум принял итоговую резолюцию, в которой содержались рекомендации по более широкому привлечению транспортных Ассоциаций и Союзов к процессам создания новой нормативной правовой базы, активизации работы по выделению конкурентных секторов из монопольной сферы, проявлению большей прозрачности в транспортном бизнесе, дальнейшему развитию партнерских отношений и т.д.

Новшеством конференции стала организация в ее рамках Консультативной встречи руководителей транспортных Ассоциаций и Союзов России на тему «Саморегулируемые организации в транспортной отрасли: потребности рынка и перспективы», на которой обсуждалась готовность российских транспортных ассоциаций к использованию и развитию методов саморегулирования рынка в условиях проходящего через Государственную думу законопроекта «О саморегулируемых организациях».

В 2007 г. был принят Федеральный закон №315 «О саморегулируемых организациях» (СРО), который представляет собой еще один инструмент для решения задач объединенного бизнеса, направленный на реализацию государственной политики по защите интересов субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности. Закон устанавливает:

· правовую базу для создания СРО в различных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (что должно улучшить ситуацию в конкретной области рынка), а также устанавливает правовые основы для деятельности СРО, представляющих собой специальный институт профессионального общественного регулирования, объединяющий лиц, занимающихся предпринимательской или иной профессиональной деятельностью. В соответствии с законом, некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой с даты внесения сведений о ней в Государственный реестр;

· порядок создания и деятельности, порядок взаимоотношений между СРО и ее членами, а также между ней и органами государственной власти и самоуправления;

· объем раскрытия информации для публичного использования и для целей государственного регулирования. Как правило, организации раскрывают свою информацию исходя их баланса интересов между потребителем и производителем;

· принципы несения ответственности членами СРО по своим обязательствам перед потребителями и остальными участниками. В частности, предусматривается страхование каждым участником своей гражданской ответственности перед потребителями производимой продукции (работ, услуг) на взаимной основе путем объединения необходимых средств в обществе взаимного страхования, в котором участвуют все члены СРО. Они могут формировать компенсационный фонд или имущество взаимного страхования для финансового обеспечения ответственности по возмещению убытков, причиненных ее членами при осуществлении своей деятельности.

Мо мнению некоторых экспертов-транспортников, СРО – действенный механизм, который может быть полезен для создания цивилизованного рынка транспортных и логистических услуг. Например, вопросы транспортно-экспедиционной деятельности после административной реформы не отнесены ни к одному ведомству РФ. Это касается в целом всех предприятий, работающих на рынке логистических услуг. Некоммерческим организациям в сфере транспорта и логистики (объединениям, союзам, ассоциациям), созданным по профессиональному признаку, следует серьезно задуматься и определиться с перерегистрацией в СРО.

По мнению В.Шайкина – вице-президента Союза транспортников – «с точки зрения эксплуатации и распоряжения инфраструктурой, говорить о применении закона рано, поскольку здесь действует законодательство (Устав железнодорожного транспорта, многочисленные подзаконные акты, Правила перевозок грузов и др.). А вот для потребителей услуг железнодорожного транспорта – операторов, экспедиторов, работающих преимущественно на железных дорогах и ряда организаций промышленного железнодорожного транспорта, закон может быть полезен» [2]. По его мнению, закон важен для промышленного железнодорожного транспорта, экспедиторских компаний. Что касается ОАО «РЖД», то эта компания по всем прописным законам относится к сегменту естественных монополий и не может стать членом СРО, поскольку компании, желающие стать саморегулируемыми, не должны занимать более 30 – 35 % рынка и иметь явного доминирования.

Некоммерческое партнерство "Гильдия экспедиторов России"

НП «Гильдия Экспедиторов» создано по инициативе экспедиторских компаний при поддержке Министерства транспорта РФ и ОАО «РЖД» и зарегистрировано Московской Регистрационной Палатой 12 февраля 1999 года.

Партнерство образовано на принципах добровольного объединения членов, оказывающих экспедиторские услуги на железнодорожном и других видах транспорта, для координации и развития на территории Российской Федерации и за ее пределами их транспортно-экспедиционной деятельности. Партнерство является некоммерческой организацией, созданной и действующей на основе Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О некоммерческих организациях".  

Учредителями Партнерства являются: ЗАО "Компания "РУССКИЙ МИР", ЗАО “Институт проблем транспорта и логистики”, ООО "Транс-Бизнес, ЗАО "РУБИКОН". Президент НП "Гильдия экспедиторов России" С.М. Резер.

Предметом деятельности Партнерства является оказание содействия членам Партнерства в их экспедиторской деятельности и привлечение внимания общественности и органов власти к проблемам транспорта и транспортно-экспедиционного обслуживания потребителей транспортных услуг.

Основными целями НП «Гильдия Экспедиторов» являются: содействие развитию рынка экспедиторских услуг на федеральных железных дорогах и других видах транспорта при их взаимодействии, участие в реформировании транспортного обслуживания, защита интересов экспедиторов, перевозчиков и грузовладельцев, реализация инновационных логистических технологий.

НП «Гильдия Экспедиторов» участвует в разработке проектов законодательных и иных правовых актов, регулирующих перевозки и логистику транспортно-экспедиционного обслуживания, разрабатывает системы железнодорожных тарифов, принимает участие в развитии международных транзитных перевозок грузов и контейнеров, привлечении дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт, регулярно проводит международные научно-практические конференции по важнейшим проблемам развития транспорта.

НП «Гильдия Экспедиторов» является экспертом Комитета по транспорту Государственной Думы РФ, Комиссии по техническому регулированию Министерства транспорта РФ, Совета по государственно-частному партнерству Министерства транспорта РФ, Федеральной службы по тарифам РФ и Федеральной антимонопольной службы РФ, является членом Торгово-Промышленной Палаты.

НП «Гильдия Экспедиторов» издает журналы «Экспедирование и логистика», «Инновации транспорта», «Интегрированная логистика» (совместно с ВИНИТИ РАН). НП «Гильдия Экспедиторов» оказывает своим членам и партнерам практическую помощь в решении конкретных производственных проблем.

Основными целями и задачами Партнерства являются:

- содействие развитию рынка экспедиторских услуг на федеральных железных дорогах и других видах транспорта при их взаимодействии;

- участие в реформировании транспортного обслуживания;

- защита интересов экспедиторов, перевозчиков и грузовладельцев;

- реализация инновационных логистических технологий;

- защита интересов экспедиторов и клиентов железных дорог и других транспортных организаций;

- разработка мер, направленных на улучшение производственной деятельности членов Партнерства, координации их работы, способствующей развитию транспортно-экспедиционной деятельности и интеграции экспедиторской работы;

- распространение среди членов Партнерства и оказание содействия в разработке новых технологий, передового отечественного и зарубежного опыта и логистики в области транспортно-экспедиционной деятельности;

- разработка мероприятий и конкретных предложений для расширения сферы высококачественных экспедиторских услуг, предоставляемых клиентам железных дорог и других видов транспорта;

- оказание содействия в информатизации экспедиторской деятельности, созданию структурных элементов информационно-вычислительной сети на объектах железнодорожного и других видов транспорта, грузовых терминалов и других объектов, способствующих взаимовыгодному развитию транспортно-экспедиционного дела;

- оказание содействия членам Партнерства в привлечении дополнительных объемов перевозок, экспертизе оптимальных размеров скидок, спецставок, льготных тарифов, в их расчетах, оформлении и реализации.

НП «Гильдия Экспедиторов» участвует в разработке проектов законодательных и иных правовых актов, регулирующих перевозки и логистику транспортно-экспедиционного обслуживания, разрабатывает системы железнодорожных тарифов, принимает участие в развитии международных транзитных перевозок грузов и контейнеров, привлечении дополнительных объемов перевозок на железнодорожный транспорт. Так, инициативной группой Гильдии экспедиторов при участии специалистов Государственной думы РФ был разработан и утвержден закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», предложения по внесению изменений в «Устав железнодорожного транспорта» и ряд других документов.

НП Гильдия Экспедиторов совместно с ЗАО «Институт проблем транспорта и логистики» (ЗАО "ИПТИЛ") ВИНИТИ РАН оказывают следующие виды логистических и транспортно-экспедиционных услуг

1. Консультации по заключению и продлению сроков договоров перевозки и договоров на эксплуатацию подъездных путей с ОАО «РЖД».

2. Содействие открытию станций и транспортно-складских терминалов для грузовых операций, оформление соответствующих документов.

3. Оформление сдачи в эксплуатацию и открытия контейнерных терминалов на станциях и подъездных путях предприятий.

4. Оформление перевозочных документов и заявок на плановые и дополнительные к плану железнодорожные перевозки.

 5. Контроль и меры по обеспечению подачи и уборки вагонов на принятые к перевозке грузов заявки на местах общего и необщего пользования.

6. Организация выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ, определение ставок и сборов за эти работы.

7. Консультация по тарифам на железнодорожные перевозки и выбор оптимальных маршрутов следования отправок.

8. Оформление тарифных скидок в соответствии с правилами установленными существующим законодательством.

9. Предоставление специального подвижного состава для перевозки сжиженных газов, в т.ч. танк-контейнеров и оформление перевозок, скоропортящихся и других специальных и опасных грузов на особых условиях.

10.Уплата провозных платежей и сборов, другие платежно-финансовые операции.

11. Таможенное оформление грузов.

12. Оформление переадресовки грузов.

13. Организация международных и внутренних перевозок в смешанных сообщениях.

14. Организация транзитных международных перевозок.

15. Разработка требований по обеспечению безопасности перевозок.

16. Оформление страхования перевозимых грузов.

17. Информационные услуги по ж.д. перевозкам.

18.Предоставление регулярной информации об изменениях в законодательстве, правилах перевозок, инновациях и тарифах.

19.Услуги по обеспечению повышения квалификации и профессиональному обучению работников подъездных путей, терминалов, грузовладельцев, перевозчиков и экспедиторов.

20.Выполнение НИР по важнейшим проблемам предприятий, а также составление бизнес-планов, обоснований и расчетов с целью решения возникших на предприятиях производственных проблем и их развития.

21.Решение инвестиционных и лизинговых проблем предприятия.

22.Маркетинговые и рекламные публикации, консалтинговая поддержка и установка международных контактов, а также организация научно-практических конференций и презентаций предприятия.

23.Разработка и согласование местных технических условий погрузки и крепленя грузов и контейнеров. Техническое нормирование.

24.Прочие транспортно-экспедиционные и логистические услуги для грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, операторов и экспедиторов.

 НП «Гильдия Экспедиторов» регулярно проводит международные научно-практические конференции. сотрудничестве с Министерством транспорта РФ, ОАО «РЖД», Московским государственным университетом путей сообщения, ведущими отечественными и зарубежными компаниями по важнейшим проблемам развития транспорта. На конференциях проводится обсуждение важнейших проблем в транспорте, дискуссии руководителей государственных органов власти и бизнеса, а также осуществляется выработка рекомендаций по решению проблем.

Так в 2010 г. были проведены конференции со следующим тематикам:

1.   Международная научно-практическая конференция «Логистика перевозок скоропортящихся грузов и других товаров народного потребления».

2. 3-я Международная научно-практическая конференция «Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхованию рисков на железных дорогах с применением логистических технологий».

3.  2-я Международная научно-практическая конференция «Контейнеризация России, развитие логистических терминалов и погрузочно-разгрузочных работ».

В 2011г. были проведены:

1. Научно-практическая конференция «Логистика перевозок и экспедирования нефтяных грузов».

2.  4-я Международная научно-практическая конференция «Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхование рисков на железных дорогах с применением логистических технологий

3. 3-я Международная научно-практическая конференция «Развитие логистической, терминально-складской деятельности и контейнеризации на железнодорожном транспорте»

4. Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие ОАО «РЖД» с морскими портами и владельцами путей необщего пользования»

В 2012 г.:

1.  Научно-практическая конференция «Перевозки нефтепродуктов, сжиженных газов, других энергоносителей и наливных химических грузов в цистернах и в танк-контейнерах».

2.  5-я Международная научно-практическая конференция «Государственный подход к обеспечению безопасности перевозок и страхование рисков на железных дорогах с применением логистических технологий».

3. Международная научно-практическая конференция «Развитие контейнеризации, экспедирования, погрузочно-разгрузочных работ и логистических терминалов на железных дорогах».

4.  Международная научно-практическая конференция «Совершенствование тарифного и таможенного регулирования на железнодорожном транспорте в рамках формирования Единого экономического пространства».

В 2013 г. проведена конференции "Эффективное управление вагонным парком в условиях множественности операторов на основе "Единого сетевого технологического процесса железнодорожных перевозок" и тарифного регулирования".

23 октября 2014 года в г. Москве состоялась 2-я Международная конференция органов тарифного регулирования железных дорог стран Европы, Америки, Азии по теме: «Стимулирующее регулирование и привлечение инвестиций в железнодорожную инфраструктуру».

Со-организаторами конференции выступали Федеральная служба по тарифам, Минтранс России, ОАО «РЖД» и Некоммерческое Партнёрство «Гильдия Экспедиторов».

В рамках тематики конференции обсуждались:

• вопросы стимулирующего регулирования;

• практику и действующие в России и за рубежом механизмы финансирования и развития железнодорожной инфраструктуры;

• отечественный и зарубежный опыт гибкого тарифного регулирования железных дорог;

• практику долгосрочного тарифообразования с применением методов RAB-регулирования;

• вопросы транспортного права и законодательства;

• опыт тарифного регулирования в условиях развития интеграционных процессов;

• проект Концепции создания и деятельности Международной ассоциации регуляторов транспорта (МАРТ).

Обсуждение и поиск оптимальных решений вопросов стимулирующего регулирования и формирования современных механизмов финансирования и развития железнодорожной инфраструктуры является крайне своевременным и необходимым в текущих условиях развития глобальных экономических процессов, будет способствовать синергии органов регулирования транспорта различных стран мира, облегчит обмен передовым международным опытом в сфере регулирования транспорта, будет способствовать эффективному развитию транспортной инфраструктуры, что в целом укрепит конкурентоспособность железнодорожного транспорта и его роль в глобальной экономике.

К участию в конференции приглашены руководители и представители государственных регулирующих органов, министерств и ведомств, администраций железных дорог стран Европы и Азии, государств-членов СНГ и других стран, Международного союза железных дорог, Организации сотрудничества железных дорог, Евразийской экономической комиссии, Европейского железнодорожного агентства, Комитета по внутреннему транспорту ЕЭК ООН.

В рекомендациях конференции содержится пункт о создании Международной ассоциации регуляторов транспорта (МАРТ), чтобы иметь возможность обмениваться лучшими решениями. Также для аналитических исследований и научной проработки ценообразования участники решили обратиться в правительство для создания в Москве международного научно-исследовательского института по проблемам тарифов. Участники поддержали развитие методик RAB-регулирования, развитие стимулирующего регулирования с применением механизмов ГЧП, в том числе концессий на вновь создаваемую инфраструктуру. В целом же участники конференции отмечают, что развитие и разработка принципов тарифообразования должны быть направлены именно на повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта и создание новых наземных маршрутов, инновационных технологий доставки грузов между Европой и Азией [ ]

 Выпуск № 194 (25393) 28.10.2013 Настройка цен http://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1001183&page_print=Y.

28 октября 2015 года в г. Москве состоялась 3-я Международная конференция органов тарифного регулирования железных дорог стран Европы, Америки, Азии по теме: «Эффективные тарифные решения для развития клиентоориентированности и бизнеса железных дорог». Со-организаторами конференции выступали Минтранс России, ФАС России, ОАО «РЖД» и Некоммерческое Партнёрство «Гильдия Экспедиторов».

 На конференции обсуждались вопросы клиентоориентированного развития железнодорожного транспорта на основе инновационных тарифных решений, развитие новых принципов и методов цено- и тарифообразования, практика и действующие в России и за рубежом механизмы финансирования и развития транспортной инфраструктуры, российский и зарубежный опыт применения гибких цен и тарифов на транспорте, инновационные механизмы гибкого календарного тарифообразования на железных дорогах, вопросы транспортного права и законодательства, опыт применения сквозных цен и тарифов в условиях развития интеграционных процессов

В НП «Гильдия Экспедиторов» входят ведущие железнодорожные экспедиторские фирмы, перевозчики, операторы, грузовладельцы, страховые компании.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: