Организационно-правовые формы транспортных компаний

Содержание

 

Введение. 4

1. Организационно-правовые формы функционирования предприятий железнодорожного транспорта. 5

1.1 Организационно-правовые формы транспортных компаний. 5

1. 2 Корпоративное управление ОАО «РЖД» и взаимоотношения с дочерними зависимыми обществами. 18

1.3 Роль деятельности общественных организаций в период развития конкурентных отношений на рынке транспортных услуг. 35

2. Законодательная база осуществления коммерческой деятельности на железнодорожном транспорте. 58

2.1 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность на железнодорожном транспорте. 58

2.2 Проблемы и дискуссии по совершенствование нормативно-правовой базы.. 75

3. Лицензирование на железнодорожном транспорте. 118

4. Либерализация законодательной базы железнодорожного транспорта зарубежных стран 128

4.1 Законодательная база либерализации рынка железнодорожных перевозок. 128

4.2 Опыт реформирования железных дорог за рубежом.. 138

4.3. Законодательная база либерализации рынка услуг локомотивной тяги. 143

4.4 Модели корпоративных отношений зарубежных стран. 145

Заключение. 158

Литература. 160

Приложение 1 Таблица разногласий Министерства транспорта РФ с ОАО «РЖД.. 163

Приложение 2 Таблица разногласий Министерства транспорта РФ с ОАО «РЖД и Федеральной службой по тарифам.. 165



Введение

Выработка правил игры - процесс трудоемкий. Каждый участник стремится обеспечить себе как можно больше преференций, что можно сделать лишь за счет других сторон, что в свою очередь приводит только к утомительным торгам участвующих сторон. Поэтому существует большой соблазн со стороны соответствующих инстанций – регуляторов облегчить себе жизнь и сделать процесс разработки новых нормативных документов более простым и менее прозрачным.

На первом этапе преобразований существовала постоянно действующая комиссия по реформе, при ней – общественный совет, занимающийся проведением экспертизы предлагаемых законопроектов.

В настоящее время создан целый ряд экспертных советов при различных ведомствах, утверждены приказами рабочие группы.  «Существует любопытная ситуация, когда члены этих советов и групп, высказавшись по какому-либо вопросу, впоследствии, забывают или даже не знают, с какими формулировками по дискуссионным моментам прошли проекты в аппарат Правительства на утверждение» [4].

Принятая для дальнейшего развития отрасли Целевая модель рынка железнодорожных транспортных услуг предполагает развитие рынка услуг локомотивной тяги, однако эта тема вызывает продолжительные дискуссии участников железнодорожного рынка

Недостаточный учет всех заинтересованных сторон в 2003 г. привел тому, что «сделанная под институт независимых перевозчиков и по его сути игнорировавшая операторов законодательная база, заставляла рынок блуждать в потемках в поисках основной конкурентной модели» [4]. По этой же причине оставался раздел между железнодорожным транспортом общего пользования и необщего пользования, что не совместимо с перспективой дальнейшего формирования эффективных железнодорожных компаний, которые оказывали бы полный комплекс услуг, включая не только магистральную работу и производство начально-конечных операций, но и были бы интегрированы с деятельностью непосредственно грузообразующих предприятий..



Организационно-правовые формы функционирования предприятий железнодорожного транспорта

Организационно-правовые формы транспортных компаний

Коммерческую деятельность на рынке товаров и услуг осуществляют организации и предприятия, различных организационно-правовых, форм (юридические ли­ца), а также физические лица (индивидуальные предприниматели).

Субъектами коммерческой деятельности могут являться не только юридические, но и физические лица. Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) закреплено право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. К такой деятельности применяются те же правила ГК РФ, которыми регулируется деятельность коммерческих организаций.

В соответствии с ГК РФ юридическим лицом признается организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая им по своим обязательствам, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны также иметь самостоятельный баланс или смету.

Права и обязанности юридического лица должны соответствовать целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Независимо от организационно-правовой формы все юридические лица осуществляют свою деятельность на основании учредительных документов. Это может быть устав, учредительный договор или и то и другое вместе.

В учредительных документах указывают:

· наименование юридического лица (с обязательным указанием его организационно-правовой формы, а для коммерческих организаций - фирменного наименования, ко­торое может быть зарегистрировано в установленном порядке);

· место нахождения юридического лица (место государственной регистрации);

· порядок управления деятельностью юридического лица (закрепляется порядок назначения или избрания высшего органа управления, представительного, исполнительного и других органов, круг решаемых ими вопросов и т. д.).

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации в органах юстиции.

  В зависимости от формы собственности, на которой базируются юридические лица, они делятся на частные, государственные и муниципальные.

Государственные и муниципальные юридические лица действуют в форме унитарных предприятий, имущество которых находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

По основным целями деятельности юридические лица могут быть коммерческими или некоммерческими организациями.

Коммерческие организации в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли, которая распределяется между его участниками. Они могут создаваться в следующих организационно-правовых формах:

· хозяйственные общества;

· производственные кооперативы;

· унитарные предприятия (государственные, муниципальные).

Наибольшее распространение в нашей стране получили коммерческие организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Акционерное общество — хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Акционеры отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций; орган управления акционерного общества — совет директоров, избираемый общим собранием. Закрытое акционерное общество распространяет свои акции в форме закрытой подписки по решению учредителей. Открытое акционерное общество распространяет свои акции посредством открытой продажи.

Общество с ограниченной ответственностью - это общество, учрежденное двумя и более лицами, уставный фонд которого разделен на доли, определенные учредительным договором. Его участники не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах сумм вложенных ими вкладов. Текущее руководство деятельностью общества осуществляется исполнительным органом, созданным на коллегиальной или единоначальной основе. Исполнительный орган подотчетен общему собранию участников общества.

Корпоративное торговое предприятие (лат. corporatio - объединение) - хозяйствующий субъект правами юридического лица, созданный в форме акционерного общества. Оно имеет уставный фонд, поделенный на определенное количество акций. Учредители акционерного общества несут ответственность по обязательствам только в пределах стоимости принадлежащих им акций; заключают между собой договор, определяющий обязательственные права по ведению совместной деятельности. Учредительным документом служит устав, утвержденный учредителям, и должен содержать основные положения об акционерном обществе, условия о категориях выпускаемых акций, их номинальной стоимости и порядке размещения; размеры уставного капитала; права акционеров и др. Высшим органом управления является общее собрание акционеров. В обществе с числом акционеров более 50 формируется совет директоров. Исполнительный орган, обеспечивающий текущее руководство, может быть коллегиальным (дирекция, правление) или единоличным (генеральный директор, директор). Он подотчетен совету директоров и общему собранию акционеров. Акционерное общество может быть открытыми закрытым.

Открытое акционерное общество (ОАО) - торговое предприятие, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, при этом свободно продавать акции на условиях, устанавливаемых законом. Оно должно регулярно публиковать сведения о годовом отчете и бухгалтерском балансе.

Закрытое акционерное общество (ЗАО) - торговое предприятие, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Оно не имеет права проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать акции для приобретения неограниченному кругу лиц.

Открытые и закрытые акционерные общества широко распространены в нашей стране. Часть таких обществ создана с участием иностранного капитала.

Дочерние и зависимые общества. Хозяйственное общество признается дочерним, если основное хозяйственное общество или товарищество преобладает в его уставном капитале или заключает договор о возможности определять его решения. Основное общество (товарищество) в этом случае отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение указаний основного общества. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

Хозяйственное общество признается зависимым, если основное общество имеет более 20% голосующих акций акционерного общества или 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Дочернее предприятие представляет собой юридически самостоятельную организацию, отделившуюся от основного (материнского) предприятия и учреждённое им посредством передачи части имущества. Часто дочернее предприятие выступает в роли филиала учредившей его головной фирмы. Учредитель утверждает устав "дочки" и сохраняет по отношению к нему некоторые управленческие, в том числе контрольные, функции. 

Дочернее зависимое общество (ДЗО), в отличие от филиалов, являются самостоятельными юридическими лицами. С этим связан ряд особенностей, также отличающих их от филиалов. ДЗО могут создаваться в любом месте, в том числе в месте нахождения основного общества (что исключается для филиалов). Для осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, дочернему обществу необходимо самостоятельно получить лицензию (в отличие от филиалов), так как оно имеет статус юридического лица и действует от своего имени.

Корпорация - это третья основная форма организации предприятия. Корпорация организована как юридический независимый экономический объект, в котором собственность разделена на доли.

Корпорация — зарегистрированное в установленном порядке предприятие, обладающее юридическими правами частного лица, в том числе правами на экономическую деятельность, на владение собственностью и её продажу, на получение кредитов и предоставление кредитов, предъявлять иск и выступать в суде ответчиком, а также выполнять все те функции, которые выполняют предприятия любого другого типа.

У корпорации как правовой формы организации бизнеса есть определенные преимущества и недостатки (табл. 1.1).

Основными чертами современных корпораций являются:

- собственность в корпорации определяется долями в собственном капитале фирмы (обыкновенные акции); если какому-то акционеру принадлежит 10 % акций корпорации, то он владеет 10 % собственности фирмы; капитал корпораций (акционерных обществ открытого типа) оценивается на фондовых биржах; на фондовых ранках происходит торговля акциями крупнейших корпораций и предпринимается большинство рискованных инвестиций;

- акционеры могут контролировать фирмы корпоративного типа, собственниками которых они являются; получать дивиденды, пропорционально их долям в акционерном капитале, избирать директоров и иметь право голоса по важнейшим вопросам;

- управляющие и директора в корпорациях обладают юридическим правом принятия решений: что и как производить; принимать решение о продаже фирмы, если другая фирма собирается ее приобрести (поглотить); акционеры владеют корпорацией, но руководят ею управляющие и директора.

Холдинг — это совокупность двух или более юридических лиц, связанных холдинговыми отношениями. Под холдинговыми отношениями понимаются отношения по управлению одним из участников холдинга (головной компании) деятельностью других участников. Закон и не был принят, но его проект имеет определенное справочное значение. В широком смысле холдинг — это материнская компания и группа ее дочерних фирм, объединенных общим владением.

Холдинги или холдинговые компании являются разновидностью объединения группы компаний, основанные на отношениях экономической зависимости и контроля. 


Таблица 1.1

Преимущества и недостатки корпорации как правовой формы организации бизнеса

Преимущества корпорации

Недостатки корпорации

Преимущество Пояснения Недостаток Пояснения
1. Высокая эффективность привлечения финансовых ресурсов. Этой правовой форме организации бизнеса с точки зрения формирования ресурсов присущ недоступный для других форм и очень эффективный способ привлечения инвестиций – выпуск и продажа акций и облигаций. 1. Усложненный порядок учреждения и ликвидации, высокие затраты на организацию этих процессов.   затраты времени на регистрацию корпорации и бюрократическую волокиту, иногда имеющую место в процессе образования корпорации, а также комиссионный сбор, который уплачивается администрации штата за регистрацию корпорации.
2. Ограниченная ответственность участников. Владельцы корпорации (акционеры), рискуют только той суммой, которую они заплатили за покупку акций. Их личные активы не ставятся угрозу, даже при надвигающемся банкротстве корпорации. Кредиторы могут предъявить иск корпорации как юридическому лицу, но не дельцам корпорации как частным (физическим) лицам. 2.Жесткие ограничения со стороны государства. Корпорации в виде открытых акционерных обществ должны придерживаться определенных правил, устанавливаемых государством, и периодически публиковать информацию о своем финансовом состоянии и важнейших сделках.  
3.Неограниченные возможности развития и диверсификации производства и получения прибылей. Возможности развития и организации бизнеса с точки зрения формирования ресурсов, а также диверсификации производства и получения прибылей на усмотрение владельцев корпораций. 3.Возможность злоупотребления со стороны управляющих.    
4.Неограниченность времени существования Имеет неограниченную преемственность своего существования, независимо от того, сколько раз ее акции меняют владельцев 4. Снижение роли рядовых участников. При единоличном владении и партнерстве владельцы фирм непосредственно сами управляют своими активами или контролируют их движение (при этом исключением является соглашение с участием пассивно партнера). Разделение функций собственности и контроля не вызывает существенных последствий, если интересы и действия управляющих корпорации согласуются интересами рядовых акционеров.
5. Отделение управления от собственности Управление отдельно от собственности, характер отношений между управленческим персоналом фирмы корпоративного типа и её владельцами 5. Двойное налогообложение и высокие налоги. Двойное налогообложение - когда та часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов по ее акциям, облагается налогом дважды - сначала как часть прибыли всей корпорации, с потом как часть личного дохода владельца акции
6.Высокий уровень финансового менеджмента Капиталы корпорации отделены от имущества владельцев и имеют специфическую форму ценных бумаг, а потому при необходимости возможны и изменение структуры их капитала путем операций на фондовом рынке    
7. Доход на прирост капитала Часть прибыли, остающаяся в распоряжении корпорации в виде нераспределенной прибыли, обычно используется для финансирования инвестиций в развитие фирмы (увеличивает стоимость ее акций). В результате возникает так называемый "доход на прирост капитала"    
8. Высокая финансовая ликвидность. Вкладчики относительно легко могут выйти из корпорации, не причиняя при этом особого вреда или даже беспокойства остающимся в корпорации участникам.    
9.Единственность субъекта управления. Кредиторы и клиенты имеют дело с одним юридическим лицом (субъектом управления), а не с рядом партнеров.      

 


Участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

Холдинговые компании являются разновидностью предпринимательских объединений, под которыми понимают все возможные формы объединения коммерческих организаций, создаваемые ими как добровольно (на договорной основе), так и принудительно, в результате подчинения и контроля одного юридического лица над другими, для осуществления согласованной деятельности, направленной на получение прибыли, т.е. согласованной предпринимательской деятельности.

Холдинговые компании, создаваемые в рамках приватизационного законодательства, были попыткой сохранить технологические и кооперационные связи, существовавшие в крупных производственно-хозяйственных комплексах.

Корпорации холдингового типа с государственной долей участия сложились в России преимущественно в отраслях, относящихся к категории естественных монополий, либо в тех отраслях, которые демонополизированы, но где утрата государственного контроля была нежелательна по соображениям стратегического характера.

Таким образом, холдингом считается любой хозяйственный субъект, располагающий дочерним предприятием и имеющий возможности контролировать его деятельность. Холдинговое объединение состоит из следующих элементов (таблица 1.2).

В сферу хозяйственного влияния холдинга входят и совместные предприятия, созданные им в рамках стратегических партнерств. Их можно выделить в особую категорию активов материнского холдинга. Управление совместными предприятиями осуществляется на договорной основе.

Часто создание таких предприятий сопровождается заключением более широкого соглашения о партнерстве, которое определяет самые разнообразные аспекты сотрудничества сторон.

В рамках холдинговой компании формируются так называемые «центры прибыли», на уровне которых образуется или калькулируется получаемая прибыль и оценивается хозяйственный результат. Крупнейшие Центры прибыли объединяют центры прибыли более низкого уровня. Они обычно организационно совпадают с основными дочерними фирмами.

Центр прибыли высшего порядка — сама материнская компания. Помимо центров прибыли, в структуре компании могут формироваться «Центры финансовой ответственности», «центры затрат», а также финансовые центры некоторых других типов.

 

Таблица 1.2 ̶ Структура холдингового объединения

Элемент Функции
Головного (материнского) предприятия. Основная функция головного предприятия — управление дочерними предприятиями, что обеспечивается участием в их капитале и договорными отношениями.
Представительств и филиалов, не имеющих статуса юридического лица. Производственные подразделения компании могут быть организованы как филиалы (отделения) или как дочерние фирмы
Дочерних фирм со статусом юридического лица Право управления ими принадлежит материнской компании (или промежуточному холдингу) в силу владения контрольным пакетом акций и/или в силу особого договора с дочерней компанией
Зависимых фирм Вложения в которые хотя и ниже уровня контрольного пакета, но позволяют материнскому предприятию влиять на их деятельность путем участия его представителей в органах управления, а также на основе гарантированных уставом прав меньшинства и других особенностей регламента общего собрания акционеров и совета директоров компании
Дочерних фирм, вложения в которые носят чисто «портфельный» характер Не дают права на участие в управлении (однако и здесь возможно образование блоков для голосования на общем собрании, что позволяет квалифицировать их как ассоциированные компании холдинга);
Других фирм и хозяйственных субъектов Находящихся в зависимом положении (дилеров, эксклюзивных поставщиков, лицензиатов, агентов и пр.)

На практике холдинг часто представляет организационно-правовую основу вертикально интегрированных корпоративных систем.

По способу организации холдинговые компании являются объединениями вертикального типа или неравноправными объединениями, основанными на экономической субординации и контроле одного участника над другими. К числу таких объединений помимо собственно холдинговых компаний относятся:

· объединения холдингового типа: унитарные предприятия со своими дочерними предприятиями, некоммерческие организации с созданными ими хозяйственными обществами;

· финансово-промышленные группы, создаваемые как совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества.

Под экономической субординацией понимается отношения власти и подчинения, основанные на экономическом преобладании одного хозяйствующего субъекта над другими. Под экономическим преобладанием, исходя из действующего законодательства, следует понимать возможность одним субъектом определять условия ведения другим субъектом предпринимательской деятельности.

Организация холдинга позволяет проводить единую производственно-технологическую, инвестиционную и сбытовую политику в масштабах всего хозяйственного объединения, координировать финансовые и материальные потоки, распределять ответственности и устанавливать механизм принятия решений.

Финансовые расчеты между филиалами носят условно-учетный характер, хотя это не означает, что они отсутствуют. Внутрифирменный оборот — объект управленческого учета, а отношения между филиалами имеют хозрасчетный характер. Расчеты с дочерними фирмами также имеют внутрифирменную природу, но технически они производятся так же, как с любыми другими предприятиями.

Российская нормативная система обязывает ставить на учет в налоговой инспекции обособленные подразделения компании. Филиал несет налоговую ответственность по месту своей деятельности пропорционально объему хозяйственных операций в порядке, определяемом законодательством. Вместе с тем, расчеты и взаимоотношения с местными налоговыми органами определяются учетной политикой предприятия. Следует отметить, что в налоговом законодательстве нет окончательной ясности в отношении объема налоговой ответственности обособленных подразделений и филиалов. Проблема решается в каждом конкретном случае в ходе разработки и «обкатки» учетной политики компании. При этом налоговые органы должны руководствоваться официальными документами компании: положением о филиале, учетной политике и другими внутренними нормативными актами.

Такую же доступность для административных команд можно обеспечить и в случае с дочерней структурой в форме зависимого юридического лица.

Для некоммерческих организаций (потребительские кооперативы, общественные, религиозные и благотворительные организации, фонды и т. п.) извлечение и распределение прибыли не является основной целью их дея­тельности. Они вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достиже­нию целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Ассоциации и союзы - это объединения коммерческих организаций в целях координации предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов. Ассоциации и союзы представляют интересы предпринимателей 'в государственных органах, оказывают консультации по ведению коммерческой деятельности, марке­тингу, менеджменту, коммерческому праву, содействуют подготовке кадров и др. Члены ассоциаций и союзов сохраняют свою самостоятельность и права юридических лиц. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности с включением слова «ассоциация» или «союз».

Реформирование железнодорожного транспорта требует решения стратегических организационных и имущественных проблем, коренным образом трансформирует все элементы хозяйственного механизма. В процессе реформирования предполагается разделение естественно-монопольного и потенциально-конкурентного секторов, планируются меры по реструктуризации и демонополизации предприятий по ремонту подвижного состава с выделением конкурентного сегмента.

Потенциальный состав корпоративной структуры наряду с промышленными предприятиями железнодорожного транспорта составляют базовые крупные технически оснащенные депо; предприятия транспортного машиностроения; предприятия народного хозяйства, имеющие парк подвижного состава, компании-операторы.

Корпоративная форма в наибольшей мере соответствует назначению ремонтного производства железнодорожного транспорта, имеющего общие отраслевые интересы, направленные на удовлетворение потребности в ремонте подвижного состава и стабилизацию затрат железнодорожного транспорта на его ремонт и содержание. На протяжении многих лет функционирования отраслевого ремонтного производства, сложилась устойчивая система кооперации, позволяющая снизить удельные затраты на единицу продукции, стабилизировать, по крайней мере, на определенный период цены на ремонт, затраты на обновление продукции и внедрение новых технологий ремонта, получать прибыль за счет координации усилий и проведения единой стратегической политики. В современных условиях корпоративная структура улучшит рыночные позиции заводов по ремонту подвижного состава, позволит создать конкурентную среду при размещении заказов на производство и ремонт подвижного состава как для самих железных дорог, так и других отраслей хозяйства [8].

С.В. Палкин, рассматривая вопросы организации промышленного производства в условиях реформирования отрасли, выделяет два принципа формирования холдингов промышленных предприятий железных дорог [8]:

1.Производственный – предполагает размещение заводов по холдингам, охватывающим всю номенклатуру необходимой для транспорта продукции в каждом холдинге, что создаст предпосылки для развития конкурентной среды;

2.Территориальный – предполагает разделение территории РФ на два, три и более регионов, в соответствии с которыми формируются холдинги

К концу третьего этапа реформирования ОАО «РЖД» должно представлять собой эффективный диверсифицированный холдинг, конкурентоспособность которого будет расти на основе привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, с раздельным учетом по обособленным видам деятельности и отлаженными корпоративными процедурами управления.

Основой холдинга должна стать материнская компания - ОАО «РЖД», которая на основе договоров с дочерними и зависимыми обществами, входящими в холдинг «Российские железные дороги», будет осуществлять роль управляющей компании в интересах всей холдинговой структуры.

Основное общество ОАО «РЖД» (материнская компания) будет осуществлять следующие виды деятельности:

- предоставление услуг инфраструктуры, содержание и ремонт инфраструктуры;

- предоставление услуг локомотивной тяги, содержание и эксплуатация локомотивов;

- техническое обслуживание и деповской ремонт локомотивного парка;

- техническое обслуживание грузовых и пассажирских вагонов в пути следования.

Вторая функция холдинга связана с эффективным управлением активами дочерних и зависимых обществ. ОАО "РЖД" по окончанию реформы может стать крупнейшей холдинговой компанией России, специализирующейся на управлении железнодорожными перевозками через активно создаваемыми дочерними обществами

Помимо грузовых компаний по организации перевозок массовых грузов и специализированных грузовых компаний будут создаваться ДЗО ОАО «РЖД» по видам деятельности, обеспечивающим перевозочный процесс: производство и капремонт путевой техники, капремонт грузовых вагонов и производство запчастей, капремонт пассажирских вагонов и производство запчастей к ним, капремонт локомотивов и производство запчастей.

В начале 2000-х гг. совладелец Уральской горно-металлургической компании и "Кузбассразрезугля" Искандер Махмудов и его партнеры создали компанию, которая должна была монополистом в транспортном машиностроении. С тех пор "Трансмашхолдинг" скупил больше десятка заводов, потратив на эти цели более $300 млн, и стал крупнейшим поставщиком "Российских железных дорог" - в 2005 г. на долю РЖД пришлось почти 60% в выручке холдинга. По объему продаж в денежном выражении "Трансмашхолдинг" занимает 1-е место в России и 8-е в мире. Несмотря на масштабы бизнеса, компания не стремится к открытости: из всех финансовых показателей холдинг раскрывает лишь консолидированную выручку.

Предприятия, находящиеся под управлением ЗАО "Трансмашхолдинг", в 2005 г. произвели 122 электровоза (100% внутреннего рынка), 125 магистральных и маневровых тепловозов (65%), 60 000 т вагонного литья (23%), 428 электропоездов (78%), 109 вагонов метро (58%), 56 рельсовых автобусов, 645 пассажирских вагонов (88%), 1624 грузовых вагона (4%), 505 дизелей. Основные акционеры "Трансмашхолдинга" - структуры совладельцев "Кузбассразрезугля" и компании "Трансгрупп".

По итогам работы в 2011 году группа компаний Трансмашхолдинг увеличила по сравнению с 2010 годом объем выручки от реализации продукции и оказания услуг на 38 % до 106,3 млрд. рублей.

 В сегменте высокотехнологичной продукции наиболее значительно в холдинге возросла реализация магистральных тепловозов (на 59%, с 96 до 152 секций), магистральных электровозов (на 10%, с 378 до 413 секций), маневровых тепловозов (на 33%, с 95 до 126 единиц), вагонов метро (на 16%, с 298 до 343 единиц). Более чем удвоились продажи промышленных электровозов – с 15 до 33. Грузовых вагонов холдинг в 2011 году передал заказчикам 4652 против 3166 в 2010 (рост – 47%) [28].

В период 2003 - 2011 года ОАО "РЖД" приобрело у ЗАО "Трансмашхолдинг" 4 644 вагона моторвагонного подвижного состава, из них 4 341 вагон электропоездов и 303 вагона рельсовых автобусов.

Позитивный итог достигнут в значительной степени за счет расширения программ обновления парка подвижного состава, которые реализуют потребители продукции холдинга, в там числе ключевой партнер компании – ОАО «Российские железные дороги».

1 ноября 2012 года состоялся аукцион по продаже контрольного пакета акций компании «Желдорреммаш» ̶ крупной структуры с годовым оборотом более 1 млрд долларов, которая является фактическим монополистом в капитальном и заводском ремонте локомотивов всех типов в России, объединяющий десять заводов, разбросанных по всей стране, и инжиниринговый центр в Ярославле.

Так, в 2010 году Трансмашхолдинг создала «дочку», «ТМХ-сервис», основным направлением деятельности которой является организация сервисного обслуживания тягового подвижного состава. Победителем аукциона по продаже «Желдорремаша» стала компания «ТМХ-сервис» за 7, 915 млрд руб. Для ТМХ дополнительный стимул к приобретению «Желдорремаша» состоял в том, что основная часть локомотивов РЖД была ранее произведена на заводах, в настоящее время принадлежащих именно этой компании. Возможно, самое главное, победитель аукциона по «Желдорреммашу» почти наверняка станет и приоритетным поставщиком новых локомотивов для РЖД, если монополия найдет для этого деньги [41].

В 2013 году чистая прибыль компании «Трансмашхолдинг» составила более 15 млрдов руб.

«Забайкальская транспортная компания» — первая фирма-аутсорсер, выступившая партнером ОАО «РЖД» на Забайкальской железной дороге. Сегодня в состав холдинга входит более 64-х компаний, оказывающих широкий спектр услуг. В составе холдинга выделены основные производственные департаменты — сервиса и обслуживания железнодорожного транспорта, режима и охраны, учебных заведений, строительства и капитального ремонта, внешнеэкономической деятельности, а также вспомогательные направления — бухгалтерского учета, юридический, финансово-экономический, управления персоналом и департамент развития. Организационная схема холдинга включает в себя департаменты, контролирующие деятельность каждого предприятия «ЗТК — Группа компаний».

Концерн транспортного машиностроения образован в 1990 году Постановлением Совета Министров СССР на базе входящих в Министерство тяжелого машиностроения СССР предприятий локомотивостроения, дизелестроения, вагоностроения и путевого машиностроения. В 1991 году межправительственным соглашением России, Украины и Латвии концерну был придан статус межреспубликанского. В 1992 году Межреспубликанский концерн транспортного машиностроения был преобразован в закрытое акционерное общество Межгосударственный концерн «ТРАНСМАШ». Наиболее крупными акционерами являются старейшие предприятия путевого машиностроения, история которых неотделима от развития железнодорожного транспорта России. В их числе ОАО «Тихорецкий машиностроительный завод им. В.В.Воровского», ОАО «Калугапутьмаш», ОАО «Кировский машзавод 1 Мая», ЗАО «Тулажелдормаш» и др.

«Концерн «Тракторные заводы» - машиностроительно-индустриальный холдинг, являющийся одним из крупнейших российских интеграторов научно-технических, производственно-технологических и финансовых ресурсов в машиностроении, как в России, так и за рубежом. В управлении машиностроительного холдинга находится более 20-ти крупнейших предприятий, расположенных в 10 субъектах Российской Федерации, а также в Дании, Германии, Австрии, Нидерландах, Сербии и Украине. Производственная деятельность «Концерна «Тракторные заводы» представлена пятью направлениями: промышленное машиностроение, железнодорожное машиностроение, сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение специального назначения, запасные части и ОЕМ-компоненты.

Холдинг "Концерн "Тракторные заводы" является крупнейшим производителем внедорожной машиностроительной техники в России и его продукция занимает лидирующие позиции в таких сегментах рынка как горнодобывающая отрасль, дорожное и инфраструктурное строительство, нефтегазовый сектор, транспортная и оборонная отрасли, сельское хозяйство. Управляющая компания холдинга осуществляет руководство производственными площадками, конструкторскими бюро и специализированными торгово-сервисными компаниями, что позволяет обеспечить полный жизненный цикл выпускаемой продукции – от проектирования до послепродажного обслуживания. Дивизион железнодорожного литья и вагоностроения – специализированное подразделение машиностроительного холдинга «Концерн «Тракторные заводы», координирующее продуктовое развитие и продвижение продукции железнодорожного назначения на рынки. Техника, произведенная на предприятиях «Концерн «Тракторные заводы» эксплуатируется более чем в 40 странах мира. Продукцию для железнодорожной отрасли выпускают четыре специализированных предприятия холдинга: ЗАО «Промтрактор-Вагон», ООО «Промтрактор-Промлит», а также ОАО «Чебоксарский агрегатный завод» и ООО «Зауральский кузнечно-литейный завод» [26].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: