Система функциональных стилей русского языка. Стилеобразующие факторы, задающие основные параметры текстов каждого стиля

Функциональные стили речи - разновидности литературного языка, которые обусловлены различными сферами общения. Они создаются в зависимости от целей и задач общения и соответственно различаются отбором языковых средств.

  1. Понятие «стиль» и «функциональный стиль»; основные стили РЛЯ.

Использование языковых средств языка зависит от ряда факторов:

    • речевой ситуации общения;
    • цели общения;
    • формы общения;
    • адресата;
    • ситуации общения и т. д.

Эти различия в использовании языковых средств получили название стилевых различий.

Слово «стиль» восходит к греч. сущ. «стило» - названию палочки, которой писали на доске, покрытой воском.

Со временем стилем стали называть почерк, манеру письма и устной речи, совокупность приемов использования языковых средств.

Учение о стилях впервые было сформулировано М. В. Ломоносовым, который в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» изложил теорию «трех штилей»: высокий, посредственный и низкий.

Стиль языка – это особенность употребления языковых средств в зависимости от обстановки, содержания и целей высказывания, сферы и условий общения.

В современной стилистике (науке, изучающей закономерности функционирования языка в разных сферах использования) широко распространенным является представление о стилях языка как о пластах, слоях, группах, выделенных в самом составе языка по тем или иным основаниям: грамматические и синтаксические формы слова, обороты речи, употребляемые в различных сферах общения, в зависимости от ситуации и т. д.

Наибольшее распространение получило разделение стилей по функциональному признаку. В современном языкознании выделяют функциональные стили языка. Функциональные стили языка получили такое название потому, что они выполняют важнейшие функции, являясь средством общения, сообщения определенной информации и воздействия на слушателя или читателя. Концепция функциональной природы языковых стилей базируется на признании их связи с различиями социальных функций самого языка и различий ситуаций общения и видов человеческой деятельности.

Функциональные стили – исторически сложившиеся системы речевых средств, используемых в той или иной социально значимой сфере общения и соотносимых с той или иной сферой профессиональной деятельности.

Каждый ФС представляет собой сложную систему, охватывающую все языковые уровни: произношение слов, лексико-фразеологический состав речи, морфологические средства, синтаксические конструкции.

Виды ФС:

  • по коммуникативно-бытовой функции: книжный и разговорный;
  • по конкретным стилевым проявлениям: научный, официально-деловой, публицистический и т. д.;
  • по функции общения, сообщения и воздействия можно выделить (В. В. Виноградов) обиходно-бытовой (общение), обиходно-деловой; официально-документальный (сообщение); публицистический и художественно-беллетристический (воздействие);
  • по проявлению экспрессии в языке экспрессивные и нейтральные стили: торжественный (высокий, риторический), официальный, фамильярный (сниженный), интимно-ласковый, шутливый (иронический), насмешливый (сатирический);
  • по основным сферам общественно-речевой практики (общепринято): научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорно-обиходный.
  1. Соотношение понятий «стили языка» и «стили речи».

Различие между стилями языка и стилями речи основывается на различии между языком и речью.

Язык Речь

Знаковый механизм общения, совокупность последовательность языковых

и система знаковых единиц общения в единиц, построенная по законам

отвлечении от многообразных языка и в соответствии с потреб-

конкретных высказываний ностями выражаемой инф-ции

Синтаксис сл/с, предл.

 

 

Морфоло- части речи

гия

 

 

Лексика слова

 

Морфе - морфемы

мика

Фонетика фонемы

Речь

 

Единицы

Уровни

языка

 

 

О

 

 

  1. Количество стилей языка невелико и может быть четко систематизировано, сосчитать количество стилей речи невозможно. Стили языка реализуются в стилях речи.
  2. Реализация общения (цели и задачи):
    • Воздействие на настроение людей;
    • Обсуждение, совместное обдумывание чего-либо;
    • Объяснение к-л сложных вопросов;
    • Убеждение кого-либо в чем-либо и др.

3. жанры художественной и нехудожественной литературы:

 

р

Разговорный стиль:

Беседа в семье, анекдот, рассказ

Книжный стиль:

  • Научный (доклад, дискуссионное выступление);
  • Деловой (отчет);
  • Публицистический (репортаж, интервью);
  • Художественный (рассказ со сцены).

оман, лирическое стихотворение,

стихотворение в прозе

 

 

4. ситуации общения:

  • Разговор между преподавателем и студентом, продавцом и покупателем;
  • Письмо другу;
  • Обсуждение важного вопроса в правительстве.
  • личность автора речи, его развитие, общественное положение и т. д.

Стили речи – это устойчивые совокупности и системы особенностей ее языкового состава и построения, соотнесенные со стилями языка, целями и задачами общения, жанрами литературы, ситуациями общения и личностями автора.

Понимание стилей языка и стилей речи позволяет понять многие связи между культурой человека и культурой общества. Коммуникативные качества речи не всегда зависят от правильно выбранных стилей языка или речи. Точность и выразительность речи зависят от ее художественных особенностей.

Результатом (овладения) взаимодействия стилей языка и речи является коммуникативная компетенция – комплекс языковых норм, который обязан знать каждый человек для успешного общения.

  1. Специфические черты стилей СРЛЯ и способы их взаимодействия

Каждый функциональный стиль образует целую систему языковых средств, которые подчиняются организующей речь в данном стиле доминанте.

Функциональный стиль реализуется в только ему присущих жанрах. Многообразие жанровых разновидностей создается разнообразием содержания речи и ее различной коммуникативной направленностью.

Имеет набор ведущих и периферийных подстилей и жанров. В них стандарт языковых средств находит свое наиболее яркое выражение. Периферийные подстили и жанры нейтральны с точки зрения использования языковых средств. Однако каждый функциональный стиль речи имеет свои типичные черты, свой круг лексики и грамматических структур, которые реализуются в той или иной степени в каждом подстиле и жанре данного стиля.

 

 

Стили

 

Разговорный

КНИЖНЫЕ

 
Официально-деловой

Научный

Публицистический

Литературно-художественный

 
  Сфера общения Бытовая

Административно-правовая

Научная

Общественно-политическая

Художественная

  Подстили Разговорно-бытовой, разговорно-официальный

Законодательный, дипломатический, канцелярский

Собственно научный, научно-учебный, научно-популярный

Газетно-публицистический,

радио-тележурналистский,

ораторский

Прозаический, драматургический, поэтический

  Основные жанровые разновидности Повседневные непринужденные беседы, диалоги, частные письма, записки

Различные деловые документы, постановления, законы, указы и т.д.

Научные труды, доклады, лекции, учебники, справочные пособия, научно-популярные беседы и т.д.

Газетные и журнальные

статьи, очерки,

выступления на обществе-

нно-политические темы;

листовки, прокламации и др.

Прозаические, поэтические и драматургические произведения

  Стилеобразующие черты Непринужденность, непосредственность и неподготовленность; эмоциональность, экспрессивность, оценочная реакция; конкретность содержания

Императивность (предписующе-долженствующий характер речи); точность, не допускающая разночтений; логичность, официальность, бесстрастность, неличный характер речи

Обобщенно-отвлеченный характер изложения, подчеркнутая логичность; смысловая точность, информативная насыщенность, объективность изложения, безóбразность

Чередование экспрессии и

стандарта

Художественно—образная конкретизация; эмоциональность, экспрессивность, индивидуализированность

  Общие языковые особенности Стандартность, стереотипность использования языковых единиц; неполноструктурная оформленность, прерывистость и непоследовательность речи

Стандартность, стремление к стилистической однородности текста, упорядоченный характер использования языковых средств

Обобщенно-отвлеченный характер лексических и грамматических средств; стилистическая однородность, упорядоченный характер использования языковых средств

Сочетание экспрессии и

стандарта

Подчиненность использования языковых средств образной мысли, эстетической функции, художественному замыслу писателя

  Лексические особенности Разговорная и просторечная лексика, активность слов конкретного значения и пассивность слов с отвлеченно-обобщенным значением; продуктивность слов с суффиксами субъективной оценки, лексики с эмоционально-экспрессивной окраской  

Профессиональные термины, слова с официально-деловой окраской, употребление слов в номинативном значении, использование архаизмов, сложносокращенных слов, отсутствие лексики с эмоционально-экспрессивной маркировкой

Научная терминология, общенаучная и книжная лексика, явное преобладание абстрактной лексики над конкретной, употребление общеупотребительных слов в номинативном значении, отсутствие эмоционально-экспрессивной лексики

Общественно-

публицистическая лексика, употребление слов в

переносном значении со

специфической

публицистической окраской,

использование

экспрессивно окрашенной

лексики и речевых

стандартов

Неприятие шаблонных слов и выражений. Широкое использование лексики в переносном значении, намеренное столкновение разностильной лексики, использование лексики с двуплановой стилистической окраской

  Характер устойчивых сочетаний Разговорные и просторечные фразеологические единицы; устойчивые речевые стандарты

Сочетания терминологического характера, речевые клише, атрибутивно-именные словосочетания

Сочетания терминологического характера, речевые клише

Публицистическая

фразеология, речевые

стандарты

Фразеологические единицы разговорного и книжного характера

  Морфологические особенности Грамматические формы с разговорной и просторечной окраской, преобладание глагола над существительным, употребление глаголов одно- и многократного действия, пассивность отглагольных существительных, причастий и деепричастий, частотность местоимений и др.

Преобладание имени над местоимением, употребительность отглагольных существительных на –(е)ние и с префиксом не-, отыменных предлогов и др.

Явное преобладание имени над глаголом, частотность существительных со значением признака, действия, состояния, частотность форм родительного падежа, употребление единственного числа в значении множественного, глагольных форм во вневременном значении и др.

Частотность употребления

форм родительного падежа,

служебных слов, форм

настоящего и прошедшего

времени глаголов,

употребление единственного числа в значении множественного,

причастий на –омый и др.

Использование форм, в которых проявляется категория конкретности, частотность глаголов; не характерны неопределенно-личные формы глаголов, существительные среднего рода, формы множественного числа от отвлеченных и вещественных существительных и др.

  Синтаксические особенности Эллиптичность, преобладание простых предложений, активность вопросительных и восклицательных конструкций, ослабленность синтаксических связей, неоформленность предложений, разрывы вставками; повторы; прерывистость и непоследовательность речи, использование инверсии, особая роль интонации

Усложненность синтаксиса (конструкции с цепью предложений, обладающих относительной законченностью и самостоятельностью, номинативные предложения с перечислением); преобладание повествовательных предложений, использование страдательных конструкций, конструкций с отыменными предлогами и отглагольными существительными, употребление сложных предложений с четко выраженной логической связью

Преобладание простых распространенных и сложноподчиненных предложений; широкое использование пассивных, неопределенно-личных, безличных конструкций; вводных, вставных, уточняющих конструкций, причастных и деепричастных оборотов и др.

Распространенность

экспрессивных

синтаксических

конструкций, частотность

конструкций с

обособленными членами,

парцелляция, сегментация,

инверсия и др.

Использование всего арсенала имеющихся в языке синтаксических средств, широкое использование стилистических фигур

                   

 

  1. Характеристика функциональных стилей СРЛЯ.

Научный стиль речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: