Подстили и жанры научного стиля: анализ моделей основных жанров научной сферы (доклад, слово оппонента)

Формирование научного стиля связано с развитием науки. В европейской культуре формирование научного стиля началось в античную эпоху. В работах Пифагора, Архимеда, Аристотеля закладывались принципы научного стиля. На латинском языке формировалась вся научная терминология.

Формирование языка русской науки относится к первой трети XVIII века – периоду деятельности Российской академии, которая опубликовала ряд своих трудов на русском языке. Русские академики того времени активно участвовали в первом научном журнале «Примечания к Ведомостям» и составили учебные курсы по различным отраслям знаний (например, учебники академика Крафта по физической географии и механике, академика Германа по арифметике и геометрии, академика Делиля по астрономии в переводах В. Адодурова и И. Горлицкого, И. Голубцова).

Еще до М. В. Ломоносова, с именем которого связывается вопрос о формировании русского научного языка, круг идей и понятий, которыми оперировала русская научная письменность, был достаточно широк: на русском языке были изложены «преславная теорема Пифагора», законы Архимеда, Кеплера, Паскаля, «золотое правило» механики, теория всемирного тяготения Ньютона.

Но еще в XIX в., начале XX в. научный стиль не представлял собой обособленную языковую систему. Такая система начала оформляться к середине XX в. в настоящее время научный стиль в русском языке представляет собой относительно обособленную систему, характеризующуюся стремлением к стандартизации средств выражения.

Научный стиль неоднороден по своему составу. Он состоит из множества видов научных текстов и жанров. Различия между видами научных текстов обусловлены спецификой описываемых объектов.

Собственно-научный (научная монография, статья, доклад, диссертация). Они создаются для специалистов, их цель – ознакомить научное сообщество с новыми достижениями. Образец собственно-научного стиля:В лечебных дозах пчелиный яд действует благотворно на ряд систем и органов. Он расширяет капилляры и мелкие артерии, увеличивая тем самым приток крови к органам и способствуя обмену веществ в них. Апитоксин повышает количество гемоглобина и лейкоцитов в крови, уменьшает вязкость и свёртываемость крови и, следовательно, может быть полезным при наклонности к тромбообразованию. Пчелиный яд уменьшает количество холестерина в крови и, следовательно, может применяться при лечении больных атеросклерозом…(К.Кузьмина "Лечение пчелиным мёдом и ядом);

  • Научно-информативный (реферат, аннотация, конспект, тезисы). Содержат вторичные информационные материалы. Их цель – в краткой форме дать точное описание научных открытий;
  • Научно-справочный (словарь, справочник).
  • Научно-учебный (учебник, методич. Пособие, лекция, конспект, устный ответ). Рассчитаны на неспециалистов в данной отрасли науки, их задача – донести до читателя или слушателя учебный предмет, а не науку в целом.

Образец научно-учебного стиля:При облучении нейтроны врываются в недра металла и, сталкиваясь с ядрами ионов (или атомов), выбивают их из узлов кристаллической решётки. Те, в свою очередь, ударяясь о другие ионы, либо остаются на месте, либо оставляют эти места свободными. Большая же часть ионов внедряется в междоузлия. Обрабатываемая часть изделия при этом увеличивает свой объём.

  • Научно-популярный (очерк, книга, лекция, статья). Основная цель – в популярной, доступной и понятной форме ознакомить читателя или слушателя с научными знаниями, привлечь их внимание к научной проблеме. Его жанры: научно-популярные книги, научно-популярные статьи в газетах и в журналах, публичные выступления по радио, телевидению на научные темы, выступления специалистов, учёных перед массовой аудиторией. Для него характерно употребление научной терминологии, понятной массовому читателю, форма изложения популярна и доступна.

Образец научно-популярного стиля:Растения радируют. Ну а каков всё-таки механизм сигнализации согласно современным представлениям? Он раскрывался по частям. Одно звено сигнализации в те же 70-е годы, когда происходило большинство описанных выше исследований, раскрыл Кларенс Райян, молекулярный биолог из университета штата Вашингтон. Он обнаружил, что, как только гусеница принимается жевать лист на помидорном кусте, остальные листья тотчас

начинают вырабатывать протаиназу - вещество, которое связывает у гусениц пищеварительные ферменты, тем самым затрудняя, а то и делая невозможным усвоение ею пищи;

Все тексты логичны, точны, объективны, лишены эмоциональности, экспрессивности.

Научный доклад – это сообщение на определенную тему (проблему) по предмету, которое должно обладать научной новизной, заключающейся в наличие новых фактов или их оригинальной интерпретацией, наличием своей точки зрения, своей позиции на выдвинутую тему, проблему.

Чтобы подготовить доклад, сообщение, необходимо:

  • тщательно изучить материал на заданную тему, спланировать его, продумать (выбрать) лучший способ изложения;
  • хорошо владеть научным, учебно-научным (научно-популярным) стилем речи;
  • знать жанровые особенности сообщения и доклада (того жанра, который встречается при устных ответах по предмету);
  • знать приемы, обеспечивающие эффективность устного общения.

Структура доклада и сообщения

 

Основные части Задачи. Основные требования Приемы Примеры. Речевые формулы. Переходы
1. Вступление (начало, введение в тему). 1. Установить контакт со слушателями. 2. Привлечь внимание к теме, подчеркнуть ее важность, актуальность. Объем – 1/8 часть всего выступления. 3.Четко сформулировать тему и основную мысль (цель), обозначить смысловые вехи выступления (краткий план, перспективы речи). Приветствия, обращения. Риторические вопросы, цитаты, пословицы, афоризмы, аналогии и др. Уважаемые Вашему вниманию предоставляется доклад на тему - … Цель нашего доклада – Итак, обратимся к проблеме доклада. Умеете ли вы читать? Этот вопрос обычно вызывает недоумение – как же, все мы грамотные люди! А вот великий Гете утверждал, что он учился читать всю свою жизнь, но и сейчас не может быть уверенным в том, что умеет это делать.
2. Основная часть 1. Раскрыть в содержании доклада не более пяти-семи основных положений. 2. Отобранную информацию разделить на смысловые части. 3. Использовать самые убедительные примеры, факты, цифры, цитаты (ссылки на авторитеты). 4. Четко обозначить переходы от одной части к другой. Умение делать переходы в развертывании содержания (от одной части к другой), выводы и обобщения в конце каждой части. Логичность, последовательность. Умение поддерживать интерес к теме сообщения (аналогия, противопоставление, сравнение, примеры, факты, оценочная лексика). Переходы. …однако; не только…; с другой стороны; что касается характера…; теперь переходим (рассмотрим)…; этим не ограничивается…; другой характерной чертой (особенностью)…; напротив…; еще остается рассмотреть…; при всем этом отметим…; назовем и другие…
3. Заключение. «Генеральный штурм» аудитории: дать возможность слушателям вспомнить основные положения доклада, закруглить речь, активизировать аудиторию… Формулировка обобщающих тезисов, формулировка основной идеи выступления. Цитаты, афоризмы. Подводя итог всему изложенному…; таким образом…; следовательно…; из сказанного следует…; обобщая сказанное…; позволяет сделать вывод…

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: