Логотип вуза (ИЗ ФАЙЛА)
Высшее образование: Бакалавриат
Политология
Учебник
Под общей редакцией
профессора Я.А. Пляйса и доцента С.В. Расторгуева
ГРИФ
Москва
ИНФРА-М
2017
УДК МАРКИРОВКА
ББК
АВТОРСКИЙ ЗНАК
Рецензенты:
Анатолий Дмитриевич Шутов, д-р ист. наук, проф. Дипломатической академии МИД Российской Федерации, заслуженный деятель науки РФ, председатель редсовета Геополитического журнала;
Рафик Хамматович Усманов, д-р полит. наук, проф.. заведующий кафедрой политологии и международных отношений Астраханского государственного университета.
Политология: учебник / под общ. ред. профессора Я.А. Пляйса и доцента С.В. Расторгуева. – М.: ИНФРА-М, 2017. — 000 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; URL: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/xxxxx.
ISBN _____ (print)
ISBN _____ (online)
Учебник создан коллективом авторов Департамента политологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации и предназначен для изучения основных тем по направлению «Политология» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. В учебнике нашли отражение не только ранее утвердившиеся положения политической науки, но и новые подходы к базовым темам политологии.
|
|
Соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования последнего поколения.
Для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки высшего образования (бакалавриат): гуманитарные науки, науки об обществе, математические и естественные науки, технические науки. Учебник может быть использован преподавателями для разработки учебных курсов и спецкурсов по базовым темам политической науки.
Рекомендовано к печати на заседании Департамента политологии Финансового университета при Правительстве РФ 15 мая 2017 г. (протокол № 11).
ISBN _____ (print) © Коллектив авторов, 2017
ISBN _____ (online)
Сведения об авторах
Я.А. Пляйс – профессор (предисловие, главы 1, 18);
А.В. Брега – профессор (глава 2);
Д.В. Петросянц – доцент (глава 3);
С.В. Расторгуев – доцент (глава 4);
О.В. Ерохина – доцент (глава 5);
А.В. Кулинченко – доцент (глава 6);
А.Б. Шатилов – доцент (главы 7, 9);
Р.В. Пырма – доцент (глава 8);
В.В. Кафтан – доцент (глава 10);
Н.Н. Седых – доцент (глава 11);
А.А. Сучилина – доцент (глава 12);
С.Ю. Белоконев – доцент (глава 13);
И.А. Помигуев – старший преподаватель (глава 14);
П.С. Селезнев – старший преподаватель (глава 15);
|
|
О.В. Матвеев – профессор (глава 16);
А.В. Митрофанова – профессор (глава 17);
В.В. Зубов – доцент (глава 18).
Принятые сокращения
АЭС – атомная электростанция
БРИКС – группа из пяти стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (BRIC)
ВВП – валовой внутренний продукт
ВНД – валовой национальный доход
ВНП – валовой национальный продукт
ВТО – Всемирная торговая организация
ВЦИОМ – Всероссийский центр изучения общественного мнения
ГАТТ – Генеральное соглашение по тарифам и торговле
ЕС – Европейский союз
ИК – инвестиционный климат
ИРПЧ – Индекс развития человеческого потенциала
ИРЧП – индекс развития человеческого потенциала
ИЭФ – индекс экологической эффективности
КНДР – Корейская Народно-Демократическая Республика
КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза
МВФ – Международный валютный фонд
МИС – международный индекс счастья
НАТО – Организация Североатлантического договора
НСДАП – Национал-социалистическая немецкая рабочая партия
ОАЭ – Объединенные Арабские Эмираты
ОВД – Организация Варшавского договора
ООН – Организация Объединенных Наций
ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития
ППС – паритет покупательной способности
ПРООН – Программа развития Организации Объединенных Наций
СвДП – Свободная демократическая партия Германии
СДПГ – Социал-демократическая партия Германии
СДПГ – социал-демократический партия Германии
СМИ – средства массовой информации
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
США – Соединенные Штаты Америки
ТНК – транснациональные корпорации
ХДС – Христианско-демократический союз Германии
ХСС – Христианско-социальный союз в Баварии
ЦАР – Центрально-Африканская Республика
ЮАР – Южно-Африканская Республика
Вступительная статья
Данный учебник преследует двуединую цель. Во-первых, комплексно и системно, в достаточно полном объеме раскрыть круг вопросов, изучаемых политической наукой, во-вторых, показать, как в реальной жизни общества взаимодействуют две крупнейшие его системы — политическая и экономическая. Такое целостное знание о происходящих в обществе процессах особенно важно для выпускников экономических вузов, которым предстоит работать в хозяйственной среде, где каждая сфера (финансы, банковское дело, страхование, налогообложение, аудиторские услуги, рынок ценных бумаг и т.д.) прямо или косвенно связана с политическими институтами и политическими процессами.
Как показывает практика, в жизни общества возникает множество проблем, которые невозможно решить с позиций только политики или только экономики. Их можно увидеть во всей полноте (причины возникновения, возможные последствия и т.д.) лишь на основе синтеза экономических и политических знаний. Такой подход позволяет раскрыть «анатомию» проблемы, а также определить оптимальный путь ее решения. Не случайно над созданием и практической реализацией экономических программ, проведением экономических реформ в целях вывода страны из кризисного состояния и в целом над разработкой экономического курса вместе трудятся политики и экономисты. Известно также, что многие политические деятели как в нашей стране, так и за рубежом по своему образованию являются экономистами.
Взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической общественных систем — универсальное явление, характерное для всех государств во все времена их истории. Уровень и характер развития экономической системы во многом предопределяются политической средой: формой политического правления и политическим режимом, характером политической власти и степенью ее легитимности, уровнем развития гражданского общества, личностью политического лидера, развитостью партийной системы.
|
|
Политическая наука – политология встроилась в систему изучаемых в нашей стране общественных наук сравнительно недавно, в годы «перестройки» и перехода к рыночной экономике. Обновление во всех сферах общественной жизни, новые политические и экономические реалии, потребность в научном объяснении политических процессов, необходимость в политических прогнозах, в анализе расстановки политических сил в условиях многопартийности сделали политологию востребованной наукой и в нашей стране. Коренные изменения во властных структурах, в избирательной системе, во взаимодействии политической и экономической систем потребовали научных знаний о названных процессах. В этих условиях возрос научный статус гуманитарного знания, политическая наука занимает в нем одно из ключевых мест.
Как отрасль науки политология изучает политическую сферу общества, его политическую жизнь. Она дает научные знания о политической власти, политических режимах, политическом лидерстве, политической элите, политической культуре. Политология изучает вопросы, связанные с протекающими в обществе политическими процессами, в частности становлением и функционированием политической власти, проводимым ею экономическим курсом, развитием партийной и избирательной систем, формированием политической культуры и т.д. Другими словами, речь идет о таких явлениях современной жизни общества, изучение и понимание которых профессионально необходимы специалистам всех отраслей хозяйственной сферы, основанной на рыночных отношениях, то есть в условиях теснейшего переплетения экономики и политики.
Приступая к изучению курса политологии, необходимо иметь в виду два обстоятельства.
Первое. Для политической науки характерен весьма высокий уровень дискуссионности изучаемых ею проблем. Это не случайно сложившаяся ситуация. Ее корни прежде всего в сложности и многоплановости такого явления, как политика. Далее, многообразие точек зрения объясняется чрезвычайно широким кругом «участников» дискуссии — от древности и средневековья до наших времен (от Платона, Аристотеля, Макиавелли и до современных исследователей). Каждый из них внес свое видение сущности политической власти и ее структуры, государства, политического лидерства и т.д.
|
|
Второе обстоятельство вытекает из первого. Состояние политической науки не могло не сказаться на содержании, логике и последовательности изложения материала в изданных в России учебниках и учебных пособиях по политологии. Примечательно, что практически все они содержат тематический набор, обозначенный в Федеральном государственном образовательном стандарте. Однако трактовка содержания понятий (прежде всего таких, как «политика», «политическая власть», «гражданское общество» и др.) различается. Кроме того, во всех учебных изданиях по политологии своя последовательность в изложении материала. Поэтому практически невозможно найти двух учебников по политологии, имеющих одинаковую структуру и логику изложения материала.
Данный учебник также имеет свои особенности. В нем политическая сфера общества рассмотрена как одна из основных в жизни общества в целом. Ядром этой сферы является политическая власть, которая выполняет роль системообразующего отношения, определяющего содержание, направления развития и формы взаимодействия всех других структурных элементов этой сферы.
Таким образом, предмет политологии — это политическая сфера общества, функционирующая как система. Сам по себе вопрос о предмете политологии сложный и дискуссионный. В данном учебнике он рассмотрен детально: показаны место политической сферы в общественной системе, ее связь и взаимодействие с другими общественными системами (в частности, с экономической); дано описание ее структуры, функций, закономерностей развития, а также раскрыто содержание тех основных вопросов и проблем, которые она изучает. Специально рассмотрен вопрос о соотношении понятий «политическая система общества» и «политика». Приведены аргументы в обоснование того, что сведение предмета политологии только к политике обедняет раскрытие ее реального содержания.
Не менее сложным, чем предмет политологии, является вопрос об используемых в данной общественной науке приемах и методах анализа, о концептуальных подходах. Эта тема в большинстве изданных в стране в последние годы учебных пособий по политологии отсутствует. Конечно, такой факт имеет объяснение. В современной России использовавшийся ранее обществознанием как универсальный диалектический метод познания признан несовершенным. В данном учебнике вопросу о приемах и методах, применяемых в политологии, посвящена специальная глава. Авторы исходили из того, что детальное изложение этой темы не может не способствовать более глубокому пониманию ключевых вопросов политики и развития политической системы в целом.
Для выполнения поставленной задачи в учебнике, во-первых, специально рассмотрен вопрос о категориальном аппарате политологии. Во-вторых, изложены основные приемы и методы анализа, которые используются в данной науке. В-третьих, обоснованы возможности плодотворного применения в современной науке диалектического метода. Другое дело, что претензии этого метода на роль единственного и универсального, мягко говоря, не обоснованы. В подтверждение данного положения приведен материал о содержании и возможностях сравнительно недавно открытого научного метода познания общественных явлений, в частности политических, – синергетики.
Материал учебника построен в соответствии с определенной последовательностью и внутренней логикой. Центральной и исходной в раскрытии политической сферы (системы) общества является тема «Политическая власть». Статус последней как ядра, «эпицентра» политической системы, ее системообразующего начала делает необходимым всестороннее и детальное рассмотрение сущности, структуры, оснований, ресурсов, форм, уровней политической власти, а также тенденций в ее развитии. Сразу за рассмотрением этих вопросов возникает необходимость в понимании того, кто и по какому праву осуществляет политическую власть. Поэтому вслед за темой «Политическая власть» рассматриваются вопросы политического лидерства и политической элиты. Речь идет о субъектах политической власти.
Будучи стержнем политической системы общества, политическая власть определенным образом организована. Этой формой организации политической власти и управления социальными процессами в обществе является государство. Именно поэтому за комплексом вопросов, раскрывающих сущность политической власти, следует большая тема – «Государство как политический институт», в которой рассматриваются формы организации политической власти. Известно, что вопросы и проблемы, связанные с государством, изучаются многими общественными науками. Политологический аспект изучения государства специфичен: он предполагает исследование политических характеристик государства, его задач, целей, функций. И наиболее важными в изучении политологией государства являются проблемы, связанные с политической властью,— формы правления и политические режимы.
К этому же блоку вопросов примыкает тема «Гражданское общество», без которой невозможно понять и оценить подлинный политический климат в государстве, степень продвижения к демократии. Надо отметить, что данной темы во многих учебных изданиях по политологии нет, а если она и включена, то материал дается в очень кратком изложении. В предлагаемом учебнике гражданское общество рассмотрено всесторонне, включая анализ причин, делающих его существование в условиях демократического политического режима объективно необходимым и возможным, показаны условия его возникновения, структура, взаимоотношения с государством.
За рассмотрением ядра политической системы общества (политическая власть) и формы ее организации (государство как политический институт) логика изложения материала подводит к анализу наиболее важных элементов политической системы, которые непосредственно связаны с ее ядром. К таким элементам относятся прежде всего функционирующие в обществе партийные и избирательные системы. В рамках политической системы общества их следует рассматривать как подсистемы.
Нельзя не отметить, что если вопрос о политических партиях раскрывается во всех изданных учебных пособиях по политологии, то тема об избирательных системах рассматривается далеко не всегда. В предлагаемом учебнике для изложения данной темы характерны три обстоятельства: во-первых, широко изложена теория вопроса; во-вторых, освещен обобщенный опыт организации и проведения избирательных кампаний в странах с многолетним периодом демократического развития; в-третьих, показана избирательная система, реализуемая в современной России.
Очень важное значение имеет глава, посвященная политическим процессам. Политическая система общества не есть нечто застывшее; она находится в состоянии постоянного движения, конкретизацией которого являются многочисленные политические процессы. В главе раскрывается ряд важных вопросов.
Что понимается под политическим процессом?
Где и почему возникают политические процессы?
Каковы условия возникновения этих процессов?
Каковы критерии типологии политических процессов? Важная особенность первой части учебника — рассмотрение ключевых политических вопросов в связи с развитием экономических процессов. Приведено немало примеров, иллюстрирующих связь экономических и политических процессов. Однако специально вопросам взаимодействия экономической и политической систем посвящена вторая часть учебника, озаглавленная «Политика и экономика».
По мере развития обществознания многие проблемы, понятия и категории утрачивают свое значение. Например, с переходом к рыночной экономике в России утратили свое значение проблемы централизованного планирования, государственного кредитования предприятий как единственной формы получения кредитов и др. Однако есть такие темы, которые, однажды возникнув, присутствуют затем в жизни общества независимо ни от формы правления, ни от политического режима. К их числу, несомненно, относятся проблемы взаимодействия и взаимозависимости экономики и политики.
Соответственно, ни одно из известных научных направлений политической и экономической мысли не обошло этот вопрос вниманием. Разные научные школы по-разному трактовали характер взаимодействия экономики и политики. Например, марксистская концепция соотношения политики и экономики базируется на принципе экономического детерминизма, то есть на определяющей роли экономики по отношению к политике. Более конкретно и комплексно это выражалось в следующих положениях:
развитие экономики происходит объективно, на основе законов, действующих независимо от воли и сознания людей, а политика формируется, пройдя через сознание;
экономика играет решающую роль в развитии всего общества;
политика определяется экономикой;
характер и содержание этой определяющей роли отражены в формуле В.И. Ленина: политика есть «концентрированное выражение экономики».
В других ведущих направлениях экономической и политической мысли содержится прямо противоположная концепция, отдающая первенство во взаимодействии экономики и политики последней.
И наконец, известны концепции, которые исходят из того, что в разные периоды человеческой истории и на различных этапах развития любого государства на ведущую роль может выходить и политика, и экономика.
Важно отметить, как бы ни отличались позиции различных школ в вопросе приоритетности двух указанных видов деятельности, практически они единодушны в выводах относительно того, что:
политика и экономика — это два самостоятельных вида деятельности;
они находятся в состоянии постоянного взаимодействия, взаимопроникновения, взаимосвязи.
Названные два обстоятельства особенно важны для оценки общественно-политических и экономических процессов современности. В наши дни многие явления общественной жизни могут быть изучены и научно оценены лишь на основе интеграционного подхода, в котором присутствуют экономический, политический и социальный подходы. Это связано, например, с тем, что реальная жизнь нередко высвечивает противоречия, создающие трудности для осуществления экономических программ. Корни этих противоречий развиваются в политическом поле. И наоборот, корни многих политических проблем берут свое начало в экономической сфере.
В настоящее время проблема исключительной важности экономической и политической сфер жизни общества столь очевидна и столь многократно подтверждена реальной жизнью, что вопрос о первостепенности какой-либо одной из сфер практически утратил свое значение. Важно то, что названные сферы, существуя самостоятельно, вместе с тем взаимосвязаны и взаимозависимы. Именно данные взаимосвязь и взаимозависимость являются предметом пристального внимания и научных изысканий современных исследователей общественных процессов.
Как показывает исторический опыт, все крупномасштабные программы общественного развития были и остаются плодом совместных усилий политиков и экономистов. Значимость и масштабность взаимосвязи экономики и политики трудно отрицать. Экономические вопросы имеют наибольший удельный вес в совокупности проблем, которые приходится решать политикам. Достаточно напомнить, что государственный бюджет утверждается (принимается или не принимается) высшим органом представительной власти.
Взаимосвязь экономики и политики имеет многочисленные формы проявления. Известно, например, что в основе политической стабильности в стране лежат политические факторы. Но не только. Важными предпосылками политической стабильности являются экономические условия, в их числе состояние экономического развития страны, уровень жизни и многое другое. Известно также, что выполнение всех политических программ требует экономического обеспечения. Это касается и функционирования политических партий, и проведения избирательных кампаний, и системы мер легитимации политической власти.
В свою очередь, экономические преобразования в современных государствах невозможны, если для этого нет соответствующих политических предпосылок. Известный американский политолог Р. Даль утверждает, что хорошо организованное рыночное хозяйство требует трех условий: политического равенства, политической свободы и свободы экономической. Самый влиятельный экономист ХХ столетия Джон Мейнард Кейнс роль экономических и политических идей в развитии науки и общества ставил на один уровень: «Идеи экономистов и политических мыслителей — и когда они правы, и когда ошибаются — имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности именно они и правят миром» (Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С. 458).
Еще раз подчеркнем, что взаимодействие экономики и политики затрагивает множество вопросов и проблем. В данном учебнике рассмотрены наиболее важные из них: экономические аспекты становления, утверждения и организации политической власти, экономическая политика, политическое обеспечение экономических процессов, бизнес и политика, политический маркетинг, экономические программы политических партий и движений, лоббизм в структуре политической сферы общества и др.
Но дело не только в том, что во второй части рассмотрены наиболее важные аспекты взаимодействия экономики и политики. Как следует из приведенного выше перечня вопросов, многие из них излагаются в рамках темы, более широкой, чем взаимодействие политики и экономики, а именно в связи с проблемами взаимодействия экономической и политической систем. Такая взаимосвязь имеет многочисленные формы проявления. Поэтому не случайно вопросу взаимодействия двух данных крупнейших и ключевых общественных систем посвящена специальная глава, не случайно она начинает вторую часть учебника. В ней последовательно и аргументированно проводится мысль о том, что взаимосвязь и взаимозависимость политической и экономической систем общества — универсальное явление, характерное для всех государств во все времена их истории.
Такой вывод находит подтверждение в том, что уровень и характер развития экономической сферы во многом предопределяются политической средой: формой политического правления и политическим режимом, характером политической власти и уровнем ее легитимности, степенью развития гражданского общества, личностью политического лидера страны, составом политической элиты, степенью развитости партийной системы и многим другим. В свою очередь, политическая система общества нормально функционирует лишь при условии, что она имеет соответствующее экономическое обеспечение для реализации всех политических процессов.
В учебнике показано, что уже само становление политической власти в демократическом обществе, а тем более в переходных к демократии общественных системах, требует больших материальных средств, необходимых для финансирования избирательных кампаний. Реализация же программ общественного развития, которые выдвигает пришедшая к власти политическая сила, практически неосуществима без использования соответствующих экономических ресурсов.
В книге содержится материал о средствах оптимизации решения экономических и политических задач. В частности, показаны основные политические предпосылки, необходимые для проведения крупномасштабных экономических реформ, а также аргументированно раскрыта роль экономического обеспечения в выполнении политических программ. Изучение вопросов взаимодействия экономической и политической систем позволяет студентам полнее понять специфику такого взаимодействия в современной России, а также ответить на вопрос, почему в экономической практике зарубежных государств используются рекомендации теоретических школ, стоящих на разных позициях и предлагающих иногда весьма отличающиеся программы.
Специальная глава учебника посвящена экономической политике. Во взаимодействии политической и экономической систем ей принадлежит важная роль. Об экономической политике часто говорят как о центральном перекрестке в этом взаимодействии.
Авторы учебника при раскрытии данной темы исходили из того факта, что студенты экономического вуза изучают понятие экономической политики в курсах экономической теории, стратегического планирования, менеджмента и др. Поэтому вопросы, связанные с определением понятия «экономическая политика» и ее направлениями, рассмотрены здесь весьма кратко. Главное внимание сосредоточено на объяснении того, что сложность экономической политики как категории и как явления реальной практики заключается в том, что она затрагивает многочисленные хозяйственные сферы. В их числе: финансы, кредит, денежное обращение, налоговая система, инвестиционные процессы и т.д. В рамках каждой из перечисленных областей экономическая политика, проводимая в стране, реализуется, принимая более конкретные формы: бюджетно-финансовая политика, денежно-кредитная, налоговая, инвестиционная и т.д. Каждое из этих направлений может стать сильным средством воздействия на экономическую систему в целом.
В книге заметное внимание уделено политическому аспекту функций бюджетно-финансовой системы. В частности, рассмотрены такие функции бюджета, как политическая, финансово-политическая и экономико-политическая. Речь идет о том, что, например, политическая функция бюджета позволяет погасить многие возникающие в обществе конфликты. В материале об экономической политике студенты найдут сведения об особенностях экономической политики в переходный к рыночной экономике период, а также о влиянии политических факторов на экономическую политику.
Одна из центральных тем, рассмотренных во второй части, — это взаимодействие бизнеса и политики. В рамках главы, посвященной этой теме, показано, почему для оптимального функционирования бизнеса необходима политическая стабильность в стране, почему представители бизнеса в тех или иных формах активно воздействуют на властные структуры. Рассмотрены также такие сложные вопросы, как: система политического обеспечения бизнеса; формы и направления участия бизнеса в политических процессах; особенности вхождения российских предпринимателей в структуры политической власти.
Студентам будет интересно познакомиться с получившей широкую известность в зарубежных странах теорией общественного выбора, автором которой является американский ученый Джеймс Бьюкенен. Категориальный аппарат этой теории включает понятия: «инвестиции в политику», «политика как разновидность экономической деятельности», «спрос», «политические предприниматели», «предложение», «цена», «прибыль», «конкуренция», «факторы риска» и др. По мнению представителей данной школы, предприниматели и политики отличаются лишь тем, что первые выступают как экономические предприниматели, а вторые — как предприниматели политические. Цель первых — максимизация прибыли, цель вторых — максимизация власти. Каждый политик, получив власть, всемерно стремится расширить свои полномочия. Один из способов удержаться у власти и получать ее вновь и вновь — это привлечение на свою сторону как можно большего числа избирателей. Для завоевания электората политик должен располагать немалыми финансовыми средствами. Необходимо подчеркнуть, что школа общественного выбора делает все свои выводы, основываясь на легальных каналах получения таких средств.
Конечно, с положениями данной теории можно соглашаться или не соглашаться, но познакомиться с ней тем, кто изучает проблемы взаимодействия политики и экономики, просто необходимо. Тем более это важно сделать, если учесть, что создатель этой теории был в 1986 г. удостоен Нобелевской премии по экономике.
С темой «Бизнес и политика» тесно связаны вопросы, изложенные в главе, посвященной политическому маркетингу, который получил широкое развитие в зарубежных демократических странах; в то же время это новое явление для российской политической науки и практики. В задачу освещения данной темы входило: дать определение политического маркетинга, показать его цели и принципы, объяснить причины высоких темпов его развития. Вместе с тем важно было показать, что политический маркетинг становится жизнеспособным только в демократических политических режимах, что такие понятия, как «товар», «спрос», «предложение», «обмен» и т.п., в политическом маркетинге можно использовать с определенной долей условности; наконец, что политический маркетинг имеет не только достоинства, но и недостатки.
Политический маркетинг рассмотрен в учебнике главным образом на примере «избирательного маркетинга», то есть политического маркетинга, проводимого в период избирательных кампаний. С вопросами избирательных кампаний связана также тема, посвященная экономическим программам политических партий и движений. Известно, что в программах политических партий любой страны важнейшее, если не первостепенное, место занимают экономические разделы. Ознакомление с ними позволяет глубже понять содержание и направления взаимодействия экономики и политики в той или иной стране.
Одна из глав учебника посвящена лоббизму. Это очень широкий вопрос, несомненно выходящий за рамки темы «Политика и экономика». В системе лоббизма тесно переплетаются самые разнообразные интересы — политические, экономические, правовые, социальные и др. В современных зарубежных странах лоббирование интересов во властных структурах стало характерной чертой политической жизни. Как свидетельствуют факты, оно весьма интенсивно встраивается в общий политический процесс и в России. Поэтому очевидны актуальность темы, необходимость изучения и познания данного процесса. Особенно это важно для студентов, специализирующихся в области экономики, поскольку в структуре лоббируемых во властных инстанциях вопросов экономические преобладают. В данном учебнике дана характеристика лоббизма, рассмотрены его цивилизованные и нецивилизованные формы, поставлен вопрос о роли законодательства, регулирующего данный процесс, и о профессиональном лоббизме.
Тот факт, что данный учебник содержит материал, посвященный взаимодействию политической и экономической систем общества, не единственное обстоятельство, отличающее его от других учебных изданий по политологии. Эти отличия следует назвать особо.
Во-первых, при написании учебника одна из главных задач заключалась в том, чтобы отразить новые тенденции в развитии политической сферы в целом и составляющих ее элементов: политической власти, политического лидерства, форм правления, политических партий, избирательных систем и т.д. Практически каждая глава имеет специальный параграф или материал в составе других параграфов, посвященные данной теме. Несомненно, включение материала о новых тенденциях позволяет увидеть перспективы развития того или иного политического процесса, что само по себе способствует более глубокому пониманию изучаемого вопроса.
Во-вторых, в учебнике при рассмотрении всех ключевых вопросов, касающихся структуры, функций и задач политической системы общества, приводится материал, характеризующий развитие политических процессов в современной России. Отсутствие такого материала обеднило бы учебник. Необходимость конкретизированного, иллюстративного материала вытекает из специфики политологии (как и многих других общественных наук). Политология изучает политическую сферу в единстве общего (присущего политической системе любой страны или большой группы стран) и особенного (то есть речь идет о конкретной форме существования какого-либо элемента политической системы в той или иной стране). Например, политическая власть, политическая элита, политические партии, избирательные системы и т.д. существуют в политической системе всех демократических государств. Однако в каждой стране они принимают свои конкретные формы. Поэтому достаточно глубоко познать политическую систему любого государства можно лишь в единстве общих понятий и конкретных форм их проявления в реальной жизни той или иной страны. Не случайно во всех зарубежных учебниках по политологии особое место отводится страновой специфике рассматриваемых в них политических институтов и процессов.
В-третьих, учитывая то обстоятельство, что многие важные вопросы в курсе политологии являются дискуссионными, в данном учебнике рассмотрение ключевых тем завершается изложением известных в отечественной и зарубежной литературе теорий (концепций), касающихся рассматриваемых вопросов. При освещении этих теорий авторы ставили задачу наиболее полно раскрыть их содержание, показать многообразие точек зрения. Такой подход создает почву для самостоятельного сопоставления и осмысления студентами различных подходов к решению политических проблем.
В-четвертых, хотя учебник не содержит специальной главы, посвященной истории политической мысли, данная тема получила достаточно полное освещение. Это достигнуто в первую очередь за счет того, что материал о вкладе выдающихся мыслителей в политическую науку рассредоточен в учебнике по соответствующим темам, к которым он имеет непосредственное отношение. Кроме того, в учебник включена специальная глава, посвященная политическим доктринам современности, где раскрываются основные идеологии, принимаемые различными странами в обоснование проводимой ими политики.
В-пятых, отличительные особенности имеют и списки литературы к каждой главе, предлагаемые для углубленного изучения темы. Большая часть литературных источников — периодические издания, и это не случайно. Известно, что в нашей стране политология вошла в число изучаемых дисциплин всего несколько лет назад. Соответственно, и объектом научных изысканий она стала сравнительно недавно. Вероятно, этим объясняется сравнительно небольшое число монографических исследований политических процессов в отечественной литературе. Тем не менее политологическая наука в России развивается весьма высокими темпами, что находит отражение в многочисленных и нередко глубоких публикациях в периодических изданиях. Поэтому вполне оправдано включение в списки рекомендованной литературы в основном статей из политических и экономических журналов.
В целом учебник призван помочь студентам овладеть курсом политологии, использовать полученные знания для квалифицированного участия в политической жизни страны, в профессиональной деятельности экономиста.
Доктор экономических наук, профессор А.Г. Грязнова
Глава 1. ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА