Концепция здорового образа жизни

Формирование здорового образа жизни пациентов - повседневная практика участкового врача-терапевта.

Более двух тысяч лет медицина была, в первую очередь, теорией здоровья и учением о здоровье. В древних рукописях речь шла о шести сферах жизни, которые гармонируют с естественной физиологией человека: свет и воздух; еда и питье; движение и покой; сон и бодрствование; выделение и содержание; движения души. Решающим здесь была правильная мера, где здоровье являлось гармонией противоположных сил.

В средние века здоровье стало моральной ценностью, которое опиралось на понятие о добродетели. Лишь со второй половины XX века общественное сознание снова стало обращаться к античной концепции здоровья. Однако до настоящего времени искусство жить в здоровье еще не воплотилось в реальность.

По мнению экспертов ВОЗ, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье на физическом, биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и от осознания собственного здоровья и здорового образа жизни. Здоровье на социальном уровне связано с влиянием на личность других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума.

Образ жизни, понимаемый как способ деятельности людей в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизни, как совокупность различных черт деятельности, форм и видов активности (медицинской, социальной, трудовой, интеллектуальной, образовательной), оказывает через эти сферы непосредственное воздействие на здоровье. При этом образ жизни функционирует в единстве с условиями жизни, которые оказывают на здоровье опосредованное влияние.

Такие условия жизни, как материальная обеспеченность (заработная плата, доход), образование, размер жилой площади, непосредственно на здоровье не влияют. Однако они воздействуют на него через поведение, использование этих условий, их утилизацию. Для здоровья имеет первостепенное значение не то, сколько человек имеет денег, сколько у него квадратных метров жилой площади в квартире и др., а как он пользуется этими материальными благами жизни, как он ведет себя в семье, в общественном месте, каков его режим труда и отдыха, какова его культура, какова его медицинская активность.

С образом жизни связаны понятия «уровень жизни», «уклад жизни», «стиль жизни», «качество жизни».

Уровень жизни или уровень благосостояния обычно характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, то есть количественные, поддающиеся измерению параметры (показатели) условий жизни.

Уклад жизни отражает порядок, регламент общественной жизни, труда, быта, отдыха и др., в рамках которого проходит жизнь людей. Это временной регламент явлений общественной жизни.

Термин «стиль жизни»относят к индивидуальным особенностям поведения как одного из проявлений жизнедеятельности, активности.

Качество жизни – оптимальное состояние и степень восприятия отдельными людьми и населения в целом того, как удовлетворяются их потребности (физические, социальные, духовные) и предоставляются возможности для достижения благополучия и самореализации (ВОЗ, 1999). Сюда входят качество жилищных условий, уровень комфорта, питания, образования, медицинской помощи, самообслуживания, психического здоровья и др., что в значительной степени является субъективной оценкой уровня, уклада и стиля жизни.

Объективной оценкой качества жизни являются следующие критерии:

• физическое функционирование;

• жизнеспособность;

• социальное функционирование;

• психическое здоровье.

В понятие «здорового образа жизни» входит преодоление факторов нездоровья и, что особенно важно, создание благоприятной обстановки, условий для укрепления здоровья. Здоровый образ жизни - это деятельность, наиболее характерная, типичная для конкретных социально экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение, улучшение и укрепление здоровья людей.

ВНИИ медицинских проблем формирования здорового образа жизни предлагает каждому человеку:

1) активное участие в культурных мероприятиях, занятиях физкультурой и спортом, прогулках и т.п.; отказ от пассивных форм отдыха; увлечение занятиями, снимающими нервно-психические напряжения; тренировка психических способностей; аутотренинг; отказ от вредных привычек; рациональное сбалансированное питание; соблюдение правил личной гигиены; закаливание организма; создание условий для полноценного сна;

2) сознательное активное участие в создании условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности (обеспечение работой по способности, организация труда, обеспечивающего радость труда и трудолюбие; участие в снижении и устранении вредных для здоровья влияний внешней среды; соблюдение правил охраны труда;

3) формирование отношений людей, отличающихся взаимным уважением, поддержкой и вниманием, товарищеским сотрудничеством и помощью, особенно в трудовых коллективах, в семьях, между молодыми и пожилыми, к больным и инвалидам;

4) бережное отношение к окружающей среде, воспитание сознательного отношения к природе, бытовой сфере;

5) культура поведения в быту, на работе, в общественных местах;

6) медицинское воспитание:

7) сознательное участие в профилактических мероприятиях, проводимых медицинскими учреждениями;

8) своевременное посещение врача;

9) выполнение врачебных предписаний, рекомендаций, отказ от самолечения;

10) умение оказывать первую медицинскую помощь и самопомощь;

11) использование приемов ухода за больными дома.

Процесс изменения поведения сложный и не всегда поступательный. Человек, решивший изменить свой образ жизни с целью улучшения здоровья, условно проходит 4 стадии.

Первая стадия характеризуется непониманием пациентом проблем сохранения и укрепления своего здоровья. Пациент не понимает, почему именно ему и сейчас надо изменить свои привычки. На этой стадии врач должен дать ему максимальный объем информации о вредных привычках, их влияние на здоровье. Следует исходить из того, что нельзя заставить человека измениться, но, узнав новые факты, он начнет обдумывать свой образ жизни.

Вторая стадия - обдумывание изменений. В это время надо вместе с пациентом найти индивидуальную мотивацию, достаточную для изменения его образа жизни с тем, чтобы он осознал, что его привычки наносят вред его здоровью, статусу, чтобы он пересмотрел свое отношение к своему здоровью.

Третья стадия - выполнение изменений. В это время необходима постоянная поддержка пациента, оказание ему помощи в преодолении срывов, которые неизбежны. Особенности поведения пациента во время срыва можно предусмотреть, и вместе с ним разработать план мероприятий противодействия срыву. После срыва надо помочь пациенту вернуться к процессу изменений и продолжить его, усилив мотивацию, что является непременным условие успеха.

Четвертая стадия - сохранение, стабилизация изменений.

Все эти стадии универсальны для избавления от любых вредных привычек.

В таблице 3.18 приведены примеры формирования побудительных мотивов здорового образа жизни.

Таблица 3.18.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: