Место курса в системе подготовки юристов, его цели и задачи

МПСУ                                                                                                    2020 год

В.Л. Римский

Римский В.Л. Информационные технологии в юридической деятельности: учебное пособие. Часть 2. [Электронный ресурс] / В.Л. Римский. – М.: МПСУ, 2020. – 93 с.

 

Содержание

Место курса в системе подготовки юристов, его цели и задачи................................. 2

Государственная политика в информационной сфере................................................. 4

Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере........ 4

Политика.................................................................................................................... 4

Информационная политика..................................................................................... 6

Государственная информационная политика........................................................ 7

Цели государственной информационной политики.............................................. 10

Задачи государственной информационной политики............................................ 13

Принципы и направления государственной информационной политики.......... 14

Формирование и развитие информационного общества в России........................... 15

Понятие и характеристики информационного общества....................................... 16

Преимущества и проблемы перехода к информационному обществу................. 19

Проблемы развития информационного общества в России, требующие законодательных решений.................................................................................................................................... 23

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации....... 27

Информационная политика российского государства........................................... 29

Правовое регулирование сферы информационных технологий........................... 33

Подходы к информатизации в странах мира........................................................... 34

Международные программы информатизации....................................................... 36

Итоги федеральной программы «Электронная Россия»......................................... 39

Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». 44

Государственная политика информатизации органов власти................................... 48

Актуальность использования информационных технологий в органах государственной власти....................................................................................................................................... 48

Предпосылки и условия внедрения информационных технологий в сферу государственного управления............................................................................................................................... 51

Информационно-вычислительные и ситуационные центры в государственном и региональном управлении..................................................................................................... 53

Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного управления России.................................................................................................................. 58

Сетевые технологии в государственном управлении................................................ 62

Понятие электронного правительства...................................................................... 63

Электронное правительство и приоритеты граждан.............................................. 65

Соотношение понятий «электронное государство» и «электронное правительство» 66

Процесс перехода к электронному правительству.................................................. 70

Электронное правительство на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления США.................................................................................... 72

Электронное правительство в современной России............................................... 73

Результаты создания «электронного правительства» в России: порталы, сервисы, платформы................................................................................................................................................... 77

Создание основ электронного правительства в ходе реализации государственной программы "Информационное общество"....................................................................... 77

Единый портал государственных и муниципальных услуг.............................. 78

Единая система межведомственного электронного взаимодействия............... 78

Национальная платформа распределенной обработки данных......................... 79

Единая система идентификации и аутентификации.......................................... 80

Информационная система головного удостоверяющего центра....................... 80

Другие результаты создания «электронного правительства» в России............ 80

Проблемы реализации «электронного правительства» в России.......................... 82

Политические и государственные проблемы...................................................... 82

Социально-экономические проблемы.................................................................. 84

Технические проблемы........................................................................................... 86

«Открытое правительство»........................................................................................ 87

«Открытые данные» государственного управления............................................... 89

 

Место курса в системе подготовки юристов, его цели и задачи

В процессах управления современным обществом, экономикой и государством всё большее значение приобретает информация и научно обоснованные методы информационной деятельности. Под влиянием этих факторов существенно меняются процедуры принятия и контроля исполнения решений, взаимоотношения граждан и предпринимателей с органами власти, деловые отношения в современном бизнесе и административном управлении. Адекватное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность государственного и муниципального управления, частного бизнеса и общественной деятельности.

Информационные технологии в юридической деятельности помогают значительно ускорить поиск, обработку и последующий анализ необходимой информации. Кроме того, их используют для оперативного обмена различными сведениями, а также для предоставления данных, востребованных государственными органами, в том числе и в осуществлении судебных процедур.

Информационные технологии в юридической деятельности позволяют получать не только правовые сведения, но и различные аналитические и статистические данные, необходимые для решения того или иного вопроса. С помощью современных информационных технологий юристу также становится доступной и информация в любой из смежных сфер общественной деятельности. Такие данные можно получить из специализированных баз предоставления данных, справочных правовых программ или сети Интернет. Развитие информационных технологий позволяет юристу значительно снизить время на анализ многочисленных вариантов, которые допускаются обстоятельствами дела, чтобы из их числа выбрать единственный верный. Это способствует более обоснованному принятию решения в рамках конкретного правового случая. Сегодня каждое рабочее место корпоративного юриста, юрисконсульта или адвоката оснащено компьютерной техникой, позволяющей производить оперативный поиск в той или иной правовой системе.

Поэтому выпускник вуза по направлению юриспруденция должен уверенно и осознанно использовать современные информационные технологии, основанные на применении компьютеров и компьютерных сетей. Знания информационных технологий и интеллектуальные умения их применять будут способствовать повышению эффективности информационной деятельности в сфере юриспруденции, в юридической практике и в проведении научных исследований. Кроме того, эти знания и умения позволят юристу быть на уровне ведения информационной деятельности его клиентами, позволит лучше понимать и предлагать достаточно адекватные юридические нормы решений проблем информационной сферы, связанных с применениями современных информационных технологий.

Цель освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» – это подготовка студентов к эффективному применению в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности современных информационных технологий, а также ознакомление с элементами теории систем, используемых при разработке, внедрении и оценке информационных технологий в работе юридических служб, при обработке юридической информации.

Кроме того, целью освоения учебной дисциплины «Информационные технологии в юридической деятельности» является знакомство студентов с понятиями информационной политики и государственной информационной политики, проблемами информационного общества, «электронного правительства» и «электронного государства».

Задачами учебной дисциплины являются:

· углубление знаний студентов о понятии информации, современных проблемах развития информационных технологий, их внедрения и использования в юридической деятельности;

· изучение сущности и проблем в развитии современного информационного общества, рисков и угроз, возникающих в этом процессе;

· изучение принципов и основных требований информационной безопасности и защиты информации;

· изучение комплекса базовых теоретических знаний в области информационных систем и информационных технологий, включая компьютерные сети;

· формирование знаний и практических умений работы с информацией в глобальных компьютерных сетях;

· формирование и развитие компетенций, знаний, практических навыков и умений, способствующих всестороннему и эффективному применению офисных программных средств, информационных технологий при решении прикладных задач профессиональной деятельности, связанных с поиском, обработкой и анализом правовой информации, в том числе с применением глобальных компьютерных сетей.

Дисциплина «Информационные технологии в юридической деятельности» относится к информационно-правовому циклу, входит в его базовую часть.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям (базовый уровень).

Знания, навыки и умения, полученные в ходе изучения дисциплины, должны всесторонне использоваться студентами:

· на всех этапах обучения в вузе: при изучении различных дисциплин учебного плана, выполнении домашних заданий, подготовке рефератов, эссе, докладов, курсовых и дипломных работ;

· в ходе дальнейшего обучения в магистратуре и аспирантуре;

· в процессе последующей профессиональной деятельности при решении прикладных задач, требующих получения, обработки и анализа актуальной правовой информации, создания электронных документов.

Дополнительной целью изучения дисциплины «Информационные технологии в управлении» является содействие формированию у обучающихся современной информационной культуры, возможностей и умений использования современных информационных технологий при изучении студентами других учебных дисциплин.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: