Государственная политика в информационной сфере

Понятие и сущность государственной политики в информационной сфере

Понимание сущности государственной политики в информационной области человеческой деятельности позволяет выявить качественные признаки этого самостоятельного и весьма важного явления социальной и политической жизни общества, определить некоторые закономерности проявления в содержании и форме данной политики.

В литературе термин «государственная политика в области информатики» в научном его понимании не имеет широкого распространения. Этому можно найти объяснение хотя бы потому, что понятие «информатика», как было представлено в предыдущем учебном курсе, представляет собой область знаний о природе информации, а также методах и средствах ее обработки и использования. Отсюда политическую составляющую в области природы информации трудно себе представить. Относительно методов ее использования, если представить их совокупность (методов и способов) применительно к процессам информационного обмена и, особенно, к массовым управляемым информационным процессам человеческой деятельности (информатизации), то организованное политическое воздействие на эту область общественного развития вполне допустимо рассматривать в качестве политики.

Для государственной политики имеет значение не столько область знаний, сколько часть сферы практической человеческой деятельности, связанной с информацией. Относительно обособленная и самостоятельная деятельность государства в этой сфере обычно определяется как государственная информационная политика.

Государственная информационная политика как сводный термин и понятие более применимы в качестве предмета знаний в современной действительности, призванные выделить новую область деятельности государства XXI в. Учитывая это обстоятельство, необходимо его рассматривать не только в качестве «рабочего» термина, но и на уровне понятия, объединяющего крупные институты информационных знаний в области государственной деятельности. Во всяком случае, для правоведов, обладающих профессиональными знаниями в области развития государственной деятельности, выбранный термин «государственная информационная политика» более приемлем для понимания сущности организованной информационной деятельности. Более того, ускорение процесса информатизации государственных органов, как предметной основы правового регулирования все больше становится реальностью юриспруденции как науки и правовой системы в целом.

Для определения природы и сущности государственной информационной политики необходимо рассмотреть отдельные ключевые признаки этого понятия: политика, информационная политика, государственная информационная политика.

Политика

Понятие «политика» является одним из наиболее сложных в политологии. Не случайно за последние две с половиной тысячи лет, отмеченные стремлением, прежде всего философов, осмыслить сущность управления государством, государственной власти как таковой (Гераклит Эфесский, Конфуций, Демокрит, Платон, Аристотель и другие), прийти к единому пониманию сущности данного понятия так и не удалось. Считается, что впервые его ввел в употребление Аристотель, который исследовал функции и устройство государства своего времени. Он обозначил словом «полития» такое государство, в котором правление осуществляется большинством для общей пользы.

За последние триста лет трактовка понятия «политика» постепенно претерпела существенные изменения. Так, Макс Вебер полагал, что политика – это «стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которые оно в себе заключает». П.А.Гольбах раскрывал ее как «искусство людьми, искусство заставлять их содействовать сохранению и благополучию общества», К. Манхейм — как «конфликт, который все больше становится борьбой не на жизнь, а на смерть», Л.Штраус обозначил «политику» как организацию, упорядочение и формирование общества таким образом, чтобы согласовать его со стоящими перед ним целями, а Г.Моргентау — как борьбу за влияние. Р.Арон, который посвятил значительное время исследованию политики, отмечал, что, с одной стороны, это концепция, программа действий, а с другой — действия одного человека, группы людей, правительства применительно к решению конкретной социальной проблемы. Сущность политики, по его мнению, заключается в способе осуществления власти и в выборе правителей.

По мнениям современных политологов в настоящий период понятие «политика» имеет много разнообразных смыслов: сфера деятельности, линия поведения и действий, способ регулирования, характер человеческих отношений и т.п. Часто политику понимают как «деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений, организаций и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями и государствами, направленную на мобилизацию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами». Другое понимание политики – это «совокупность отношений, складывающихся в результате целенаправленного взаимодействия групп по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях реализации своих общественно значимых интересов».

Современная политическая наука рассматривает в качестве участников политической жизни значительное число субъектов общественной жизни: влиятельные социальные группы, политические организации, отдельные граждане. Объектом политики каждого из участников выступают отношения, связанные с достижением социально значимых целей, а предметом – методы и способы деятельности по решению политических задач, возникающих в связи с данными целями. Эти цели и задачи могут заключаться в интенсификации социально-экономического и политического развития общества, в противодействии негативным проявлениям экономических кризисов, в изжитии таких негативных явлений общественной жизни как пьянство, наркомания, духовная деградация населения, коррупция в обеспечении безопасности общества и государства в условиях угрозы внешней агрессии или совершения террористических актов и т.п. Во всех случаях политические цели и интересы имеют ярко выраженную социальную направленность.

В таком смысле политика обладает дуализмом и при ее исследовании можно выделить два основных измерения – общественное и субъектное. Общественное измерение политики акцентирует внимание, прежде всего, на роли политики в стимулировании общественного развития, в разрешении проблем и противоречий этого развития. В рамках этого измерения политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти. В связи со значительной общественной значимостью проблем, поднимаемых субъектами политики, их борьба привлекает социально активные силы общества к участию в формировании и отстаивании своих представлений об общественном благе, а также вынуждает субъекта, обладающего публичной властью, постоянно доказывать обществу эффективность его деятельности по использованию ресурсов публичной власти для достижения общественного блага. В отсутствие этого механизма политика как явление общественной жизни вырождается в насилие, принуждение. В этом смысле можно сказать, что без публичной борьбы нет политики.

Сущность политики в общественном измерении заключается в выявлении приоритетов общественного развития на основе конкурентной борьбы субъектов политики за привлечение ресурсов публичной власти к разрешению наиболее острых противоречий общественной жизни. Субъектное измерение политики акцентирует внимание на процессе достижения конкретным субъектом политики поставленных им целей и удовлетворении его политических интересов. С этой стороны политика представляет собой особую область деятельности субъекта политики, связанную с публичной борьбой за овладение (в условиях конкуренции и/или сотрудничества с другими субъектами политики) ресурсами публичной власти (финансовыми, духовными, кадровыми, материально-техническими, социальными, информационными), а также за использование этих ресурсов для реализации представлений субъекта политики об общественном благе. Сущность политики в субъектном измерении заключается в достижении и сохранении субъектом политики (в конкурентной борьбе с политическими оппонентами и в сотрудничестве с политическими союзниками) преимущества в обладании публичной властью и в использовании этой власти для достижения политических целей данного субъекта.

В итоге основным сущностным качеством политики, обусловливающим все остальные ее качества, свойства и черты как явления жизни общества, является публичная борьба между субъектами политики, другими заинтересованными субъектами политической жизни (в т.ч. зарубежных и асоциальных). Политика представляет собой универсальный механизм определения целей, задач, принципов и условий реализации приоритетов общественного развития на основе конкурентной публичной борьбы субъектов политики за овладение и использование публичной власти для достижения политических целей данного субъекта. Политика обладает ярко выраженным дуализмом и при ее исследовании выделяются два основных измерения политики – общественное и субъектное.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: