Преимущества и проблемы перехода к информационному обществу

Одним из крайне неприятных аспектов информатизации общества является утрата информационным обществом социальной устойчивости. Из-за возрастания роли информации в управлении и принятии решений малые группы могут оказывать существенное влияние на другие, даже крупные социальные общности. Такое влияние, воздействие например, может осуществляться через террор, активно освещаемый СМИ, через лоббирование своих узких интересов в органах власти, через трансляцию тех или иных культурных стереотипов по телевидению. В любом случае, современный терроризм – это одно из последствий снижения устойчивости общества по мере его информатизации и постиндустриального развития.

Возвращение устойчивости информационного общества может быть осуществлено через усиление политик учетности. Одним из новых направлений усиления политик учетности людей является биометрия. Биометрия занимается созданием автоматов, способных самостоятельно узнавать людей. После событий 11 сентября 2001 года по инициативе США началось активное использование международных паспортов с биометрической идентификацией людей автоматами при пересечении границ государств.

Вторым важнейшим направлением усиления политик учетности в информационном обществе является массовое использование криптографии. Примером может служить СИМ карта в сотовом телефоне, она содержит криптографическую защиту учетности оплаты абонентами арендуемого у оператора канала цифровой связи. Сотовые телефоны являются цифровыми, именно переход на цифру позволил обеспечить всех желающих каналами связи, но без криптографии в СИМ картах сотовая связь не смогла бы стать массовой. Операторы сотовой связи не смогли бы надежно контролировать факт наличия денег на счете абонента и операции по снятию денег за пользование каналом связи.

Переход к информационному обществу совпал с острой фазой информационного кризиса – наиболее болезненной, мешающей дальнейшему развитию цивилизации проблемы. Общество столкнулось с противоречием между ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информации и существующими огромными потоками и массивами хранящейся информации. Необходимо согласовать, сбалансировать информационный «голод» и информационную «лавину». Поэтому главным и наиболее ожидаемым положительным последствием информатизации должно стать преодоление этой проблемы. Одним из начальных шагов решения этой сложной задачи является разработка современных информационных технологий. Они должны позволить формулировать запрос на выполнение любых операций с информацией на языках, близких к естественному, эффективно отсекать информационный шум, доставлять нужные сведения в удобной для пользователя форме.

Другой важной задачей информатизации является реализация свободного доступа каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации. Сейчас этот доступ в значительной степени ограничен административными, межгосударственными и экономическими барьерами. Государство, международные организации через законодательные акты, соглашения, целевые программы должны разумно отрегулировать доступ к информации, обеспечивающей эффективное развитие цивилизации. Разумность регулирования заключается в том, что имеется определенный спектр информации, закрытие которой обосновано государственными или корпоративными интересами. Процессы информатизации должны определить разумные границы доступа. Кроме этого, доступ должен быть согласован с соблюдением авторских прав. Основным принципом информационного общества должно стать утверждение о том, что ограничение свободного распространения информации наносит вред и государству, и обществу в целом.

Так как информационное общество является более комфортным, совершенным и отражает прогрессивное развитие общества, информатизация влечет в основном положительные последствия.

Положительной стороной информатизации является переход к новым формам занятости. Появляется возможность дистанционной работы: телеработа, телекоммьютинг, (telecommuting), расширение сектора SOHO (малый и домашний офис). Для ряда специальностей теперь можно организовать гибкий график работы. При этом существенно уменьшаются затраты всех участников (офисное помещение, транспортные расходы, сокращение производственной инфраструктуры), работник может более эффективно использовать те временные интервалы, когда его организм работает максимально продуктивно, появляется возможность реализовать пожелание «жить, где хочу» и, наконец, улучшается экология. Еще одним закономерным следствием дистанционной работы является стирание граней государственных границ при наборе работников – работа по контрактам без каких-либо непосредственных контактов с работодателем.

Появление новой индустрии – индустрии информации – должно компенсировать сокращение занятости в аграрном и промышленном секторе, теряющих свою привлекательность в качестве места работы. Новые рабочие места ориентированы на высококвалифицированных специалистов, что, в свою очередь, должно определить углубление образовательных процессов в вузовском и послевузовском образовании. Образование, навык работы со сложными электронными устройствами становится обязательным условием для самореализации в информационном обществе.

Среди других положительных последствий информатизации следует отметить:

· отторжение массовой стандартизации и унификации - каждый член общества получает возможность проявлять свои индивидуальные качества, выбирая наиболее подходящие для него виды деятельности, оперативно и с минимальными административными барьерами представить собственное особое мнение по любому вопросу самому широкому кругу пользователей Интернета;

· совершенствование информационно-вычислительного обеспечения экономических и социальных процессов;

· расширение информационной и аналитической поддержки процессов принятия решений;

· рост и развитие информационных потребностей населения за счет доступности ресурсов и их многообразия, расширения спектра средств доступа.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга по отношению к материальным ценностям. Лица с ограниченными физическими возможностями, в частности, пожилые люди, смогут даже после ухода на пенсию продолжать работать, так как повысится планка работоспособного возраста. И это тоже преимущество информационного общества.

Однако в некоторых ситуациях информатизация может приводить к отрицательным результатам. Перечислим прогнозируемые основные отрицательные последствия информатизации.

· Проблема манипулирования сознанием людей в результате усиления влияния на общество средств массовой информации, в том числе и в свободном доступе в сети Интернет.

· Трудности адаптации к сложной среде информационного общества у определенной категории людей (пожилые люди, малоимущие, не обладающие достаточным образовательным цензом). Рост массы незанятого населения по этой причине. Противоречия между новым, "компьютерным" поколением и носителями "индустриальной" технологии.

· Возрастание риска техногенных катастроф. При создании алгоритмической, программной части систем управления человек не всегда может спрогнозировать и учесть все возможные ситуации. Реальность этой опасности прослеживается уже сейчас.

· Расслоение населения на тех, кто допущен к информации, и на тех, кто к ней не имеет доступа, в зависимости от внутренней политики государств, имущественного ценза, межгосударственных отношений и т.д.

· Глобализация, усиление процессов унификации культур, стирание культурных различий между народами и уничтожение самобытности малочисленных народов. Размывание профессионально-трудовых национальных традиций, национальных школ и течений в науке и искусстве.

· Сокращение межличностных контактов. Современные сетевые технологии, как правило, обеспечивают коммуникации без необходимости прямого взаимодействия людей и гарантируют анонимность. В определенных условиях человек может оказаться совершенно одиноким.

· Оцифровка личных данных (базы паспортных данных, телефонных соединений, покупок, поездок и т.д.) создает потенциальную возможность проникновения в частную жизнь людей и организаций.

· Рост преступлений в информационных технологиях, использующих электронную регистрацию пользователей (системы паролей, пластиковые карты и т.д.). Особую опасность представляют вмешательства в финансовые операции.

· Снижение значимости традиционных культурных ценностей (книги, живопись, классическая музыка) за счет навязываемой массовой культуры, ориентации на углубленное изучение компьютерных дисциплин.

В литературе, рассматривая прогнозируемые последствия информатизации, наиболее часто ссылаются на таблицу, представленную в книге швейцарского исследователя К. Хессига "Страх перед компьютером?". В ней отражены результаты опроса жителей Швейцарии в конце 80-х гг., собраны и систематизированы ответы респондентов. Несмотря на то, что исследование было выполнено более двадцати лет назад, собранные данные можно считать весьма актуальными и для настоящего времени, так как в Швейцарии уже давно сложились практически все классические предпосылки информационного общества.

Большинство ответов выражают эмоции респондентов, и к каждому из них необходимы пояснения. Например, ответ "Снижение культурного уровня" выглядит достаточно странным, так как развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокровищам библиотек, музеев и т.д.). Однако автоматически это не происходит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации, что отражает негативную тенденцию. Или ответ «Элитарное знание» - его надо понимать как опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их преимущественно в узком, «верхнем» общественном слое – элите (политической, экономической, культурной и т.д.). Выхватывание этих «девизов» без расшифровки внутреннего содержания нежелательно.

Наиболее ожидаемым явлением, к реализации которого привлекаются наиболее совершенные технологии и специалисты, является создание электронного правительства. Информатизация этого направления целиком возлагается на государство. Разработка должна повысить эффективность государственных функций во всех сферах общественного развития, снять бюрократические барьеры при взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами управления.

Соотношение позитивных и негативных последствий информатизации, продвижения к информационному обществу, в разных сферах деятельности представлено в следующей Таблице.

 

Таблица. Последствия информатизации в зеркале общественности

Положительные последствия Отрицательные последствия

КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО

Свободное развитие индивида. Информационное общество. Социализация информации. Коммуникативное общество. Преодоление кризиса цивилизации "Автоматизация" человека. Дегуманизация жизни. Технократическое мышление. Снижение культурного уровня. Лавина информации. Элитарное знание (поляризация). Изоляция индивида

ПОЛИТИКА

Расширение свобод. Децентрализация. Выравнивание иерархии власти. Расширенное участие в общественной жизни Снижение свобод. Централизация. Государство-"надзиратель". Расширение государственной бюрократии. Усиление власти благодаря знаниям. Усиление манипуляции людьми

ХОЗЯЙСТВО И ТРУД

Повышение продуктивности. Рационализация. Повышение компетентности. Рост богатства. Преодоление кризиса. Экономия ресурсов. Охрана окружающей среды. Децентрализация промышленности. Новая продукция. Улучшение качества. Диверсификация Все возрастающая сложность жизни. Обострение промышленного кризиса. Концентрация. Подверженность кризисам. Стандартизация. Массовая безработица. Новые требования к мобильности трудящихся. Дегуманизация труда. Стрессы. Деквалификация. Исчезновение многочисленных профессий

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Национальная независимость. Появляется шанс на развитие у стран "третьего мира". Улучшение обороноспособности страны Усиление взаимозависимости. Технологическая зависимость. Обострение отношений Юга - Запада. Уязвимость. Усиление опасности новой войны

 

Специалисты отмечают следующие проблемы современного российского информационного общества, во многом специфические именно для нашей страны:

· отсутствие ориентации создаваемых органами власти информационных ресурсов на массовое информационное обслуживание населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов;

· отсутствие законодательных механизмов регулирования правовых отношений в области государственных информационных ресурсов;

· отсутствие координации создания федеральными и региональными органами государственной власти информационных фондов и баз данных о юридических и физических лицах и правоотношениях между ними. Это отрицательно отражается на полноте и актуальности этих ресурсов и приводит к значительному дублированию работ по их созданию и ведению;

· недооценка экономической значимости созданных государственных информационных ресурсов. Следствием этого является неполнота, а нередко и полное отсутствие бухгалтерского учета этих ресурсов в организациях и на предприятиях. Полного реестра созданных и действующих в стране государственных информационных ресурсов пока нет.

Решение перечисленных проблем требует выработки общегосударственных, согласованных решений в области управления государственными информационными ресурсами на основе четко сформулированной государственной информационной политики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: