Тема: терапия лучевой болезни. Меры помощи при инкорпорации радионуклидов

Цель:

1. Проверить знания студентов.

2. Рассмотреть общую тактику лечебных мероприятий при внешнем и внутреннем облучении.

 

 І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Медицинская сортировка пострадавших и купирование проявлений первичной реакции на облучение.

2. Лечение инфекционных осложнений при ОЛБ.

3. Профилактика и борьба с интоксикацией.

4. Терапия геморрагического синдрома и анемии.

5. Борьба с костномозговым синдромом.

6. Неотложная помощь при инкорпорации радионуклидов.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключаются мероприятия первой медицинской помощи при облучении?

2. Что Вы понимаете под «критической» группой населения?

3. Что является основными критериями для эвакуации?

4. Какие лечебные мероприятия необходимо оказать больным ОЛБ легкой степени тяжести?

5. Какие лечебные мероприятия необходимо оказать больным ОЛБ средней степени тяжести?

6. Какие лечебные мероприятия необходимо оказать больным ОЛБ тяжелой степени тяжести?

7. Какие лечебные препараты используют для профилактики и лечения первичной реакции ОЛБ?

8. В чем заключается метод «изоляции» пострадавшего?

9. Какие  средства профилактики и лечения инфекционных осложнений экзо- и эндогенной этиологии Вы знаете?

10.  В какие сроки после облучения необходимо проводить антибиотикотерапию?

11.  Что Вы знаете о средствах и методах дезинтоксикационной терапии?

12.  Чем обусловлен «лучевой эндотоксикоз»?

13.  Чем обусловлен геморрагический синдром при ОЛБ?

14. Какой  метод лечения геморрагического синдрома является наиболее эффективным, каковы показания для начала его применения?

15.  Можете ли Вы назвать препараты, способные вызвать гемостатический эффект?

16.  Как можно купировать анемию при острой недостаточности костномозгового кроветворения?

17.  Что Вам известно о средствах и методах лечения костномозгового синдрома?

18.  Какие виды трансфузий костного мозга Вы знаете, каковы пути преодоления иммунологического барьера?

19. Какие  средства оказания неотложной помощи при инкорпорации радионуклидов Вам известны?

20.  Как проводят санитарную обработку радиоактивно-загрязненных кожных покровов и слизистых оболочек?

21.  Какие лечебные мероприятия и средства используют при поступлении радионуклидов в ЖКТ?

22.  Что является показанием к оперативным вмешательствам при облучении человека радионуклидами?

23.  В чем заключается  принцип лечения сочетанных радиационных поражений?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. ПРИ РАДИАЦИОННОМ ОТРАВЛЕНИИ ТРАНСУРАНОВЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ПРИМЕНЯЮТ

а) пентацин

б) иодид калия

в) тримефацин

г) ферроцин

д) унитиол

2. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ ОЛБ ОСНОВАНА НА ПРИНЦИПАХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ

а) симптомов ПРО

б) геморрагического синдрома

в) инфекционных осложнений

г) опухолевых процессов

д) эндокринных заболеваний

е) интоксикации

ж) костно-мозгового синдрома

3. В ТЕРАПИИ ПАНЦИТОПЕНИЧЕСКОГО СИНДРОМА СУЩЕСТВУЮТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОДХОДЫ

а) гемосорбция

б) применение ГРФ (гемопоэтических ростовых факторов)

в) трансплантация костного мозга

г) трансплантация стволовых клеток

д) гемотрансфузия

4. К СРЕДСТВАМ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ПРИ ИНКОРПОРАЦИИ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ОТНОСЯТ

а) антибиотики

б) витамины и витамино-минеральные комплексы

в) седативные средства

г) сорбенты

д) нестероидные противовоспалительные препараты

е) хелаты

ж) стабильные нуклиды

5. ПРИ ПОПАДАНИИ В ОРГАНИЗМ Sr-90, Sr-89 В КАЧЕСТВЕ МЕТАБОЛИЧЕСКОГО КОНКУРЕНТА ПРИМЕНЯЮТ СТАБИЛЬНЫЕ НУКЛИДЫ

а) Са

б) Со  

в) Fe

г) J

д) Na

е) К

6. В КОМПЛЕКСНОЕ ЛЕЧЕНИЕ ОЛБ ВХОДИТ

а) купирование расстройств, возникающих в ПРО

б) повышение радиорезистентности организма

в) проведение дезинтоксионной терапии

г) профилактика и лечение инфекционных осложнений

д) профилактика и лечение кровоточивости

е) профилактика и лечение анемии

ж) профилактика и лечение опухолевого роста

ІІ. Работа на занятии

План занятия:

1. Вводное слово преподавателя о цели и порядке выполнения работы – 10 мин.

2. Проверка знаний студентов путем программированного контроля – 25 мин.

3. Разбор теоретического материала – 90 мин.

4. Заключительное слово преподавателя – 10 мин.

 

ЛИТЕРАТУРА:

ОСНОВНАЯ: 

1. Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004.

2. Малаховский В.Н.,Труфанов Г.Е.,Рязанов В.В. Радиационная безопасность при радионуклидных исследованиях.- СПб: ЭЛБИ-СПб, 2008.

3. Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие / Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛБНАЯ:                                                                                      4.Васин М.В. Средства профилактики и лечения лучевых поражений. Учебное пособие. – М.: Медицина, 2001.

5.Гуськова А.К., Байсоголов Г.Д. Лучевая болезнь человека.-  М.: Медицина, 1971.

6. Терновой С.К., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: учебное пособие  ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

 

Занятие 14

Тема: ПАТОГЕНЕЗ ЛУЧЕВОЙ БОЛЕЗНИ И ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ЛУЧЕВЫХ ПОРАЖЕНИЙ

Цель:

1. Контроль знаний студентов

І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля

(см. занятия 8, 9, 10, 11,12,13)

Ситуационные задачи

 Задача 1. ОЛБ 2-й степени тяжести вызывают облучения в дозе:

а) 1-2 Гр

б) 4-6 Гр

в) 2-4 Гр

г) 6-10 Гр

д) 10-20 Гр

Задача 2. Какие проявления ОЛБ в 1-м периоде (общая первичная реакция) можно учесть как показатель степени тяжести ОЛБ (клиническая дозиметрия)?

а) уровень снижения числа лейкоцитов

б) время появления клинических симптомов, частота рвоты, гипотония

в) признаки энтерита

г) повышение артериального давления

д) уровень тромбоцитопении и анемии

Задача 3. У 20-летнего военнослужащего, доставленного в госпиталь из зоны ядерного взрыва, через 6 часов отмечается неукротимая рвота, жидкий стул, гиперемия склер, кожных покровов. Диагностирована ОЛБ 4-й степени, общая первичная реакция.

Какие изменения крови соответствуют поставленному диагнозу:

а) агранулоцитоз

б) панцитоз

в) лейкопения

г) анемия

д) нормальные показатели крови

Задача 4. В госпиталь доставлен лейтенант 22 лет из ядерного очага чрез 10 часов после взрыва. Сопорозное состояние, лицо бледное, число дыханий – 30 в мин, АД – 170/100 мм.рт.ст., пульс – 50 в мин, напряжен, была повторная рвота, иногда непроизвольные движения левых конечностей. В области затылка кровоподтек. Индивидуальный дозиметр показал дозу 2 Гр. Диагноз:

а) черепно-мозговая травма

б) комбинированное поражение: закрытая травма мозга и ОЛБ 1-й степени в начальном периоде

в) острая пневмония

г) гипертонический криз

д) ОЛБ 1 степени, фаза разгара

Задача 5. В госпиталь доставлен пораженный, находившийся в течение 3 часов в районе ядерного взрыва. Жалуется на общую слабость, головную боль, жажду, сухость и горечь во рту, тошноту, повторную частую рвоту. Больной вял, кожа лица и шеи гиперемирована. Пульс лабилен, 90-96 уд./мин, АД – 80/40 мм.рт.ст. По данным индивидуального дозиметра получил 4,5 Гр.

Определите степень тяжести ОЛБ:

а) 1-я

б) 2-я

в) 3-я

г) 4-я

д) 3-я, период разгара

Задача 6. В госпиталь доставлен офицер. В момент ядерного взрыва находился на открытой местности. Вскоре, примерно через час, возникли общая слабость, головная боль, головокружение, жажда и сухость во рту, тошнота,  повторная рвота, одышка. Больной заторможен, на вопросы отвечает с трудом, односложно. Кожа гиперемирована. Температура – 37,2°С. Пульс лабилен, 100 уд./мин, АД – 110/70 мм.рт.ст. Внутренние органы без особенностей.

Определите степень тяжести ОЛБ:

а) 1-я

б) 2-я

в) 3-я

г) 4-я

д) острое отравление

Задача 7. Офицер 30 лет поступил в госпиталь через 20 дней после ядерного взрыва. Состояние тяжелое, слабость, температура 38,5°С, тошнота, рвота, бессонница, боли в животе, выпадение волос, сухая шелушащаяся кожа, истощение, кровоизлияния, тахикардия, АД – 90/50 мм.рт.ст., в легких справа под лопаткой участок влажных хрипов, болезненность при пальпации живота, лимфоциты – 0,8 Г/л, лейкоциты – 2 Г/л, тромбоциты – 80 Г/л, СОЭ – 30 мм/ч, гипербилирубинемия, азотемия.

Определите степень тяжести ОЛБ:

а) 2-я, общая первичная реакция

б) 1-я, период разгара

в) 2-я, период разгара

г) 4-я

д) 3-я, общая первичная реакция

Задача 8. Больной С. 26 лет, ликвидатор, во время ликвидации аварии на АЭС получил дозу облучения 20 Гр. В течение недели неуклонно прогрессировала тошнота, рвота, вздутие живота, кровавый понос, лихорадка. На 8 сутки состояние значительно ухудшилось. При осмотре: состояние тяжелое, температура 39,8°С, питание пониженное, кожные покровы сухие, дряблые, множественные точечные геморрагии, дыхание жесткое. Тоны сердца глухие, неритмичные. АД – 60/40 мм.рт.ст., живот резко вздут, кишечные шумы не выслушиваются. Стула не было последние 5 суток.

Общий анализ крови: Hb – 80 г/л, эритроциты – 2,5 Т/л, лейкоциты – 1,6 Г/л. Лейкоцитарная формула: базофилов – нет, эозинофилов – нет, лимфоцитов – 70%, сегментоядерных нейтрофилов – 20%, палочкоядерных нейтрофилов – 8%, моноцитов – 2%. Тромбоциты – 40Г/л.

Общий анализ мочи: цвет – красно-бурый, удельный вес – 1028, белок ++, сахар – отр. В осадке – эритроциты во всех полях зрения.

На 9 сутки наступила смерть при явлениях паралитической непроходимости кишечника, шока, выраженной дегидратации. Поставьте диагноз, объясните механизмы развития основных патологических процессов.

Задача 9. Больная М., 41 год, рентгенолаборант. В течение 7 лет работала в неблагоприятных условиях рентгенолаборантом на плохо защищенном дентальном аппарате. Ухудшение самочувствия возникло через 5 лет от начала работы. Беспокоили общая слабость, повышенная утомляемость, тупые головные боли. Пульс лабильный, 70-95 уд./мин, АД – 100/70 мм.рт.ст.

Результаты анализа крови: гемоглобин – 80 г/л, эритроциты – 3,9 Т/л, лейкоциты – 3,6 Г/л, тромбоциты – 20 Г/л.

При подсчете лейкоцитарной формулы выявлена следующая картина:

п/я нейтрофилы – 12%

с/я нейтрофилы – 38%

эозинофилы -5%

базофилы – 1%

лимфоциты – 42%

моноциты – 2%

В периферической крови встречались гиперсегментированные нейтрофилы, нейтрофилы с токсической зернистостью, двуядерные лимфоциты.

Назовите степень тяжести ХЛБ у больной М.

Что Вы знаете о патогенезе этого заболевания?

Какие мероприятия необходимо провести с целью лечения ХЛБ предполагаемой степени тяжести?

Задача 10. Больная К., 40 лет, 5 лет работала лаборантом-радиографом. Пользовалась источником гамма-лучей 60Со. Недостаточно использовала средства защиты. Доза за год достигала 1,8 Гр общего относительно равномерного гамма-облучения.

Жалобы на слабость, раздражительность, головные боли, боли в области сердца неопределенного характера, плохой аппетит, похудание. Кожные покровы несколько бледны.

Результаты анализа крови: гемоглобин – 80 г/л, эритроциты – 3,0 Т/л, лейкоциты – 2,8 Г/л, тромбоциты – 10 Г/л,  лейко-эритробластическое соотношение – 2,6.

Установите клинический диагноз.

Назовите степень тяжести заболевания, период.

Задача 11. Больной А. 40 лет, поступил в клинику с жалобами на общую слабость, быструю утомляемость, нарушение сна, головные боли, снижение аппетита, поносы. Считает себя больным в течение последних 2 лет. Заболевание развивалось постепенно, без видимых причин. Последние 10 лет работал рентгенологом, нередко пренебрегал техникой безопасности.

Общий анализ крови: Hb – 85 г/л, эритроциты – 3,7 Т/л, лейкоциты – 3,8 Г/л. В мазке крови много гиперсегментированных нейтрофилов. Встречаются двуядерные лимфоциты. Поставьте диагноз, объясните механизм развития астенического синдрома, изменений со стороны системы крови и пищеварения.

Литература

ОСНОВНАЯ:

1. Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004

2. Гольдберг Е.Д. Изменения системы крови при хроническом действии малых доз ионизирующих излучений. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1964.

3. Гуськова А.К., Байсоголов Г.Д. Лучевая болезнь человека. - М.: Медицина, 1971.

4. Иванов А.Е., Куршакова Н.Н., Шиходыров В.В. Патологическая анатомия лучевой болезни. - М.: Медицина, 1981.

5. Радиация и патология. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цыба. – М.: Высшая школа, 2005.

6. Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие / Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

7. Васин М.В. Средства профилактики и лечения лучевых поражений. Учебное пособие. – М.: Медицина, 2001.

8. Гольдберг Е.Д. Изменения системы крови при хроническом действии малых доз ионизирующих излучений. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 1964.

9. Гуськова А.К., Байсоголов Г.Д. Лучевая болезнь человека. - М.: Медицина, 1971.

10. Иванов А.Е., Куршакова Н.Н., Шиходыров В.В. Патологическая анатомия лучевой болезни. - М.: Медицина, 1981.

11. Медицинские последствия Чернобыльской аварии (научный отчет). – ВОЗ, Женева, 1996.

12.  Терновой С.К., Синицын В.Е. Лучевая диагностика и терапия: учебное пособие ГЭОТАР-Медиа, 2009

13. Уразова О.И., Новицкий В.В. Лабораторная диагностика гематологических синдромов и болезней. Учебное пособие. – Томск: Изд-во Печатная мануфактура, 2008.

 

Занятие 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: