Тема: действие радиации на эмбрион и плод. генетические эффекты радиации

Цель:

1. Обсудить современные представления о медицинских последствиях действия радиации на эмбрион и плод.

2. Рассмотреть молекулярно-генетические и цитогенетические механизмы, лежащие в основе постлучевых нарушений организма.

3. Освоить микроядерный тест, используемый для оценки мутагенного эффекта ионизирующих излучений.

4. Познакомиться с методом анализа метафазных пластинок и оценить с помощью этого метода генетические нарушения у облученных животных.

5. Выявить дозозависимый характер генетических нарушений при облучении животных.

 

І. Самостоятельная работа во внеучебное время

Основные вопросы для самостоятельной подготовки:

1. Последствия облучения зародышей и плодов – детерминированные эффекты действия ионизирующего излучения.

2. Возможные уродства, формирующиеся у облученного зародыша и плода.

3. Радиочувствительность различных периодов внутриутробной жизни человека.

4. Роль облученного материнского организма в формировании патологии у эмбриона.

5. Механизмы радиоэмбриологического эффекта и оценка его последствий.

6. Радиационная генетика, ее задачи и методы исследования.

7. Дозы генетического риска.

8. Виды мутаций, индуцируемые ионизирующим излучением.

9. Методы исследования радиационного мутагенеза.

10.  Генетические последствия облучения млекопитающих.

11.  Радиационно-индуцированные мутации в соматических клетках организма.

12.  Методы исследования пострадиационных цитогенетических нарушений.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что называют тератогенными эффектами?

2. Почему эмбрион является самой радиочувствительной стадией онтогенеза?

3. Существует ли пороговая доза излучения, вызывающая аномалию плода человека или животного?

4. Какие последствия облучения могут возникать в предимплантационный период у зародыша человека?

5. Какие последствия облучения могут возникнуть в период основного органогенеза у эмбриона человека?

6. Какие последствия облучения могут возникнуть в плодный период развития человека?

7. Какие дефекты могут сформироваться в скелете облученных эмбрионов?

8. Какие дефекты могут сформироваться в головном мозге облученных эмбрионов?

9. Можно ли вызвать мозговую грыжу, микроцефалию, обратное расположение органов при облучении человека после рождения?

10.  Какая система организма является наиболее радиочувствительной у эмбриона во время его развития?

11.  Какие существуют доказательства преимущественно прямого эмбриогенного действия радиации?

12.  Как будет формироваться плод при дефиците клеточной массы?

13.  Какие изменения будут наблюдаться у топографически правильно сформированных организмов после утраты «строительных материалов» (животные-карлики)?

14.  С помощью каких методов можно обнаружить у животных-карликов отклонения от нормы после внутриутробного облучения?

15.  Что представляет собой экстраполяционная кривая, созданная Л. и У. Расселами (1954 г.)?

16.  Какое облучение (однократное или фракционированное) в одной и той же суммарной дозе наиболее опасно для эмбриона?

17.  Каковы последствия для плода при облучении матери во второй половине беременности?

18.  Какой эффект можно ожидать после трансплантации органов от облученных эмбрионов интактным реципиентам?

19.  Какие последствия можно ожидать при воздействии облучения на первичные зародышевые клетки половых органов у эмбрионов?

20.  Установлена ли пороговая доза излучения, вызывающая аномалии у человеческого плода?

21.  Какие последствия может вызвать радиографическое, рентгенологическое, радионуклидное обследование матерей на их потомство?

22.  Какова задача каждого специалиста в области радиоэмбриологии, радиологии и радиобиологии в вопросах просвещения населения?

23. Что Вам известно об истории развития науки «радиационная генетика»?

24. Что понимают под генетическим риском облучения?

25. Как оценить риск проявления наследственных дефектов?

26. Каковы дозы, удваивающие спонтанный мутагенез?

27. Какие виды мутаций могут возникать под действием ионизирующих излучений?

28. В чем суть методов изучения геномных мутаций?

29. Какие методы изучения хромосомных мутаций Вы знаете?

30. Что Вам известно о методах изучения геннных мутаций?

31. Какие виды генетических повреждений претендуют на роль «маркеров» лучевого повреждения в ближайшие и отдаленные сроки после облучения?

32.  Чем характеризуется чувствительность мужских гонад к мутагенному действию ионизирующего излучения?

33.  В чем особенности чувствительности женских гонад к мутагенному действию ионизирующего излучения?

34.  Каким образом в организме может происходить отбор генетически неполноценных половых клеток?

35.  Какое влияние на потомство могут оказать мутации в гаметах родителей?

36.  Можете ли Вы назвать правило «одного года», снижающее риск генетических последствий в потомстве облученных отцов?

37.  Что Вы знаете о правиле «десяти дней» для женщин репродуктивного возраста?

38.  Что известно о соотношении полов у детей, рождающихся у облученных родителей?

39.  Чем характеризуется чувствительность к мутагенному действию ионизирующих излучений соматических клеток? Какие виды клеток могут «консервировать» лучевые поражения?

40.  Каковы последствия радиационно-индуцированных мутаций, возникающих в соматических клетках?

41.  Как связать явление радиационного старения с нарушениями генетического аппарата клетки?

42.  Какие методы могут использоваться для обнаружения генетических нарушений в клетке?

43.  Как проводится оценка генетических нарушений с помощью микроядерного теста?

44.  Как выявляются генетические нарушения с помощью анализа метафазных пластинок?

45.  Какие факторы могут влиять на количество аберраций, наблюдаемых после воздействия ионизирующих излучений?

46.  Какие клеточные механизмы участвуют в утрате хромосомных аберраций со временем?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: