Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «Зеленая» химия: будущее земли и человечества»

Программа «ЗЕЛЕНАЯ» ХИМИЯ: БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» имеет естественнонаучную направленность иориентирована на формирование у обучающихся 10-13 лет системы естественнонаучных знаний и опыта учебно-исследовательской и проектно-созидательной деятельности по решению практических экологических задач и хозяйственно-бытовых ситуаций. Программа предполагает создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения, интеллектуального и творческого труда обучающихся, для формирования у них общей культуры и гражданской позиции. Освоение программы формирует мотивацию к изучению химии в школе, к выбору профессий, связанных с химическими производствами, экологией, оценкой качества окружающей среды, потребляемых продуктов.

Концептуальная идея, отраженная в названии и заложенная в содержании программы, базируется на неоднозначной интерпретации понятия «зеленая химия», которое применяется, во-первых, для обозначения области экологической химии, предметом которой являются химические процессы в геосферах, находящиеся под прямым или косвенным влиянием деятельности человека; во-вторых, метафорически используется для обозначения пропедевтического курса для юных исследователей, еще не изучавших школьный курс химии.

Актуальность программы обусловлена современной экологической ситуацией, имеющей глобальный характер и являющейся объектом пристального государственного внимания. Кроме этого, она определяется современными тенденциями развития постиндустриального социума, где химия становится одним из ключевых направлений науки и промышленности, является важнейшей отраслью экономики России, требующей подготовки специалистов.

Программа «Зеленая» химия: будущее Земли и Человечества» отличается отчетливой практико-ориентированностью: превалирующее большинство занятия являются практикумами (лабораторными, игровыми, творческими, исследовательско-экспериментальными); теоретические знания даются в объеме необходимой информации для проведения опытов и экспериментов, а применение технологии эдьютейнмента обеспечивает развитие познавательного интереса и положительной мотивации к изучаемому материалу на основе принципа «обучение через развлечение». Достичь максимальной вовлеченности обучающихся в образовательный процесс удается благодаря использованию актуальных возможностей современных информационных технологий, видео- и аудиоматериалов, дидактических и деловых игр, образовательных программ в мультимедийном формате.

Программа рассчитана на 2 года обучения, реализуется в объеме 288 часов: 1 год обучения (стартовый уровень) – 144 часа; 2 год обучения (базовый уровень) – 144 часа. На стартовый уровень программы принимаются все желающие. Базовый уровень доступен к освоению обучающимися после стартового.

На первом и втором году обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа (по 45 мин.) с 15-минутным перерывом между ними.

Занятия проводятся в учебных кабинетах ГАУДО ООДЮМЦ, школьных кабинетах химии, а также в рамках сетевых договоров на базе лабораторий предприятий и организаций г. Оренбурга (Институт микро- и нанотехнологий ОГУ, ООО «ПромЭксперт», ОГАУ, ОрГМУ и др.).

Цель программы - формирование ориентации подростков на базовые национальные ценности: Наука, Природа, Здоровье, Человечество, Труд, - средствами проектно-исследовательской деятельности в области экологической химии.

Цель достигается посредством решения комплекса воспитательных, образовательных, развивающих задач. Освоение содержания программы обучающимся позволяет сформировать у них представление о взаимосвязи химии и других естественных наук: биологии, физики, экологии; а также о профессиях, связанных с химией: технолог, биотехнолог, нанохимик, фармацевт, эксперт по альтернативным видам энергии, эколог.

Содержание программы включает следующие модули: 

- «Лабораторный мир» (тематические блоки: «Жители» химической лаборатории», «Волшебство в лаборатории»: химические вещества и методы работы с ними», «Химические лаборатории Оренбурга», «Химия веществ);

- «Химия Земли» («Химия мироздания», «Химия растений», «Химия природных процессов», «Химия животных», «Химия воды», «Химия почв», «Химия в сельском хозяйстве»);

- «Химия человека» («Физиологическая химия человека», «Химия здоровья», «Химия дома», «Химия продуктов питания», «Химические» профессии», «Химия красоты»);

- «Химия Мегаполиса» («Химия улиц», «Химия чрезвычайных ситуаций», «Химия транспорта», «Твердые коммунальные отходы»)

- «Проектная деятельность».

Ожидаемые результаты освоения программы «Зеленая» химия: будущее Земли и Человечества» сформулированы в контексте Концепции развития дополнительного образования и отслеживаются по трем компонентам: предметный, метапредметный и личностный, что позволяет определить динамику развития каждого учащегося.

В целях обеспечения доступности дополнительного образования в программе «ЗЕЛЕНАЯ» ХИМИЯ: БУДУЩЕЕ ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА» предложен выбор форм организации образовательного процесса (очная форма обучения и электронная (с использованием дистанционных образовательных технологий)).

Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. Учебное занятие проводится в различных формах:

- по дидактической цели: вводное занятие; итоговое занятие; занятие по изучению нового материала; занятие по углубленному изучению полученных знаний; занятие по систематизации и обобщению знаний; занятие по контролю знаний, умений и навыков; практическое занятие; лабораторная работа; комбинированное занятие.

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и обучающихся: занятие-квест, занятие-игра, занятие-экскурсия, занятие-соревнование, занятие-викторина, занятие-путешествие и т.д.

Формы организации деятельности обучающихся:

- фронтальная (беседы, дискуссии, диспуты и т.д.);

- индивидуальная (разработка и защита проектов); создание разработка и реализация проектов);

- коллективная (участие в природоохранных акциях).

При организации работы в рамках электронного обучения с использованием дистанционных технологий, очно-заочное (смешанное) обучение, особое внимание уделяется упрощению содержания программы, а так же подбору визуального сопровождения материала, способного завлечь и заинтересовать обучающегося. Так, на занятиях в дистанционном формате, в процессе которых предусмотрены лабораторные работы различного характера предлагается:

- использование различных видеорядов, демонстрации постановки химических опытов;

- демонстрация лабораторных работ с доступными материалами в формате видеоконференций (при наличии технической возможности;

- использование интерактивных видеомоделей проведения опытов;

- организация виртуальных экскурсий.

Программой предусмотрено постоянное сопровождение учащихся при работе над творческим заданием или проектом через online, offline и очные консультации и чаты. Предоставление адекватной и оперативной обратной связи педагогом обучающимся позволяет достичь ожидаемых результатов программы.

Все предлагаемые в программе формы контроля вариативны: могут быть организованы в on-line и off-line форматах с использованием удобных интернет сервисов (OnlineTest Pad, Learning Apps.org, Simpoll, формы Yandex и Google). Использование образовательных сервисов позволяет автоматизировать процесс проверки результатов работы учащихся.

 

Аннотация


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: