Франкистское отношение к религиям

Как было показано выше, Франк выстраивает мессианскую линию преемственности, в которую включает известных пророков – Иисуса, Мухаммеда, Шабтая Цви и др. Он полагает, что всем предшествовавшим мессиям не удалось выполнить свою задачу из-за того, что они были недостаточно последовательны в нарушении закона. Свою миссию Франк видит в тотальном нарушении религиозных норм всех религий ради обретения некоторого нового универсального гнозиса (Дас), т.е. достижения физического и духовного бессмертия. Крещение франкистов становится, таким образом, не актом перехода в другую религию, а поступком, призванным нарушить религиозные нормы двух, а то и трех религий. Типологически оно сопоставимо со сходными поступками Франка, описанными в «Книге Слов Хозяина»[54]. Франк призывает своих последователей к чисто формальному участию в христианских обрядах. 

 Четверо, которые вошли в Pardes, в тайное место, они увидели там одну вещь, которую разум не в силах вынести, и поэтому они не смогли выдержать этого. Даже тот, кто вышел с миром, не знал, что его ожидает в конце[55]. Но этот Pardes – это ничтожная вещь по сравнению с тем [местом], куда мы идем. И поэтому я не могу вам [ничего] сказать, ибо вы не можете постичь этого человеческим разумением. Я провел вас далеко от того места, а вы уже пришли в замешательство. А что было бы, если бы вы были ближе? Вот я принял эту религию, но не соблюдаю ее обрядов. Если это хорошая вещь (обряды), почему же я их не соблюдаю, как они (христиане. – М.Э.)? А если они ничего [не значат], зачем же я вошел туда? А вы не знаете того слова, которое говорю вам: Святое Das в Эдоме[56] (716).

Христианство, ислам и иудаизм, с одной стороны, и Дас – с другой, соотносятся как внутреннее и внешнее, однако для достижения внутреннего знания (Дас) необходимо пройти через иудаизм и христианство[57]. «Тот первый называл две религии, иудаизм и христианство, – двумя ботинками. Из этого, конечно, можно заключить, что необходимо их отбросить. Он открыл вам великую истину, что их две. Однако он сам не понимал их значения. Потому что он не пребывал в тайне Дас. Ибо невозможно достичь Дас, пока не подойдешь к Эсаву…» (211).

Таким образом, три эти религии трактуются Франком как относительные мифологии (используя терминологию А.Ф. Лосева), существующие наряду с абсолютной – Дас, как ее называет Франк. Вместе с тем появление ислама и христианства рассматривается Франком как отражение некоторых более глубинных теософских процессов актуализации зла, которое, не будучи проявленным, не может быть преодолено: «Если бы Исмаил и Эсав не пришли в этот мир, этот мир не смог бы восстановиться, ибо в любом месте вещь должна сначала появиться в мире, а уже затем постепенно быть сломлена…» (1227).

Для описания своего отношения к иноверцам Франк использует также библейское повествование о патриархах. Превосходство Эсава над Яаковом, т.е. христианства над иудаизмом, объясняется, по мысли Франка, тем, что Яаков не до конца выполнил свою миссию или не совсем удачно вел себя в некоторых ситуациях. Свою задачу Франк видел в том, чтобы завершить дело библейского Яакова и тем самым окончательно восторжествовать над Эсавом – или, иначе говоря, стать новым Яаковом, прародителем нового народа, который объединит все народы мира.

Франк обращает свое учение к трем различным группам: 1) к «верующим», т.е. членам франкистской общины и, более широко, саббатианам в целом[58]; 2) ко всему миру; 3) к евреям. «В этом тайном Дас, когда вы будете достойны в него войти, немного ранее вы [начнете] видеть и понимать. А затем это откроется всему миру. Ибо поэтому это называется Дас, чтобы каждый мог воспринять его» (256). Из приведенной цитаты видно, что все народы мира должны воспринять Дас. «Много раз я спрашивал вас, что это значит: “Weloi ikhas amim” (Быт 49:10) – “Ему покорность народов”. “Aylow Goim idrayschu” (Ис 11:10) – “народы будут искать его”. И множество других стихов [говорят об этом же], и в них не упоминается Израиль, а только Amim и Goim, т.е. люди [вообще]. Ибо начало помощи, безусловно, будет отсюда. Как это ясно установлено: “Lefonof iechreu Malke hoadomo” (Пс 72:11) – “Цари земли поклонятся пред ним”, и так оно и будет…» (613).

В целом Франк ориентирован на образ Мессии, который описан у пророка Исаии, т.е. всемирного избавителя. «Много раз приводил я вам этот стих: “Этот народ, который ты избрал для себя из среды всех других народов” (Втор 7:6, 14:2). Установлено: из среды всех народов, но не исраэлитов. Но я избрал вас для себя из среды народов, желая, чтобы вы были той прекрасной ветвью, которой радуется весь мир (Ис 4:2)» (764). Только от народов мира это учение будет воспринято евреями. «Сейчас я вообще не могу говорить, но придет время, и я скажу народам одну вещь. Евреи услышат ее от народов. Народы не поймут этого, но евреи поймут, и через это спасутся многие без числа» (717).

С точки зрения Франка, только печальное положение евреев и их «жестоковыйность» не дают им возможности принять в данный момент его учение. «Нет людей, подобных евреям. Они как змеи и крокодилы, ибо вовсе нет среди них любви, но только зависть, ненависть и преследование друг друга… [Поэтому] я забрал вас из их [среды], дабы вы не делали их дел»(807). В конечном счете «благая весть» Франка обращена именно к евреям. В одном из своих пророчеств Франк говорит своим собеседникам-иудеям: «…больше евреев пойдет за мной, чем вы имеете волос у себя на голове» (522). Отчасти противореча самому себе, Франк даже говорит о том, что истинное учение могут воспринять только потомки патриархов, т.е. евреи.

Все, кто [произошел] от Адама, не могут достичь степени Адама. Все они дети Адама, которые сидят в темноте. Но те, кто произошел от семени патриархов, они могут достичь степени Адама и Истинного Бога. Ибо Авраам впервые достиг этой степени, как было показано выше (867).

       Таким образом, можно сказать, что Франк видит в представителях трех религий потенциальных адептов своего универсального учения, тогда как сами эти религии он рассматривает в качестве необходимых ступеней для его достижения.   

Вопрос о влиянии христианского и исламского вероучений на книгу Франка выходит за рамки данной работы. Здесь необходимо лишь отметить, что, возможно, в силу целого ряда причин биографического характера наибольший интерес у Франка вызывает именно христианство. В своей книге он демонстрирует знакомство с христианским вероучением, которое он, правда, причудливым образом перетолковывает в связи с собственной доктриной. В целом, как было показано выше, Франк симпатизирует Иисусу и видит в нем своего менее удачливого предшественника. Такие детали франкистского учения, как культ Девы и 12 апостолов (ближайших учеников Франка), проекция событий библейской истории на историю и географию Польши и т.п., позволяют говорить о значительном влиянии христианства на франкизм. Не стоит, однако, забывать при этом, что учение Франка представляет собой самостоятельное явление в истории религиозной мысли.   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: