Общие положения учения Франка

 

Обратимся к наиболее значимому франкистскому сочинению «Księga Słów Pańskich» («Книга Слов Хозяина») с тем, чтобы прояснить франкистское отношение к иноверцам. По мнению Я. Доктора, оно было составлено в период между 1784 и 1816 гг. ближайшими учениками Франка[37]. Этот текст не дошел до нас целиком и реконструируется по нескольким неполным версиям. Он представляет собой собрание изречений Франка, записанных иногда от первого, иногда от третьего лица. По всей вероятности, изначально он предназначался лишь ближайшим ученикам, и лишь впоследствии, во второй половине 1790-х годов, когда авторитет Франка в глазах членов секты пошатнулся, он решился на более широкое распространение текста[38].

 

Теософия

Реконструируя теософскую систему Франка, следует учитывать тот факт, что он нигде не излагает ее последовательно, а о некоторых существенных ее аспектах говорит лишь намеками (очевидно, по причине самоцензуры). Франк переосмысливает каббалистические теософские представления, лишь изредка используя старую каббалистическую символику[39]. Описывая высшие миры, Франк говорит о трех божественных началах: 1) Добром боге[40]; 2) Демиурге, содержащем в себе три начала: бога смерти, бога жизни, бога богатства; и 3) Деве.

Добрый (благой) бог – это некоторое начало, до сих пор не принимавшее участия в творении и неизвестное человеку. Именно его имя Франк собирается открыть своим ученикам.

Ты должен знать: есть три очень могущественных бога, которые управляют миром. Один из них дает жизнь каждому, кто родился. Этот очень хорош, ибо дает жизнь каждому. А другой раздает богатства, только (уже) не каждому, а тому только, кому захочет, тому дает достаток, а кому не захочет [дать], тот остается в бедности. Третий – господин смерти, Hamejlech hamuwes. Он сильнее этих двух. Когда он изымает душу из человека, тот больше не нуждается в богатстве и лишается жизни. О четвертом вы не знаете, а это сам Добрый Бог[41].

Результатом этого откровения и непосредственного вмешательства Благого Бога должно стать появление нового человека, т.е. нового Адама, а также ограничение власти демиурга над творением. До тех пор «весь мир – враг истинного Бога…» (555)[42]. Уже в процессе творения человека была заложена некоторая ошибка, устранение которой может произойти только при непосредственном вмешательстве Истинного Бога.

Ибо во время сотворения Адама три вещи были недоделаны, а там, где есть недоделки, там нет устойчивости, и именно это написано: Eiszer boro Elohim laisos (Быт 2:4). Бог сотворил так, как мог. Что означает, что затем он сможет сотворить человека без недоделок. Мы можем это видеть отчетливо: когда дети просят у отца хлеба, дает ли он им вместо этого камень? И вот вы видите честных, богобоязненных людей, и вы видите, что, хотя они просят Бога о хлебе, они не получают ничего. Где же отцовская любовь к детям?.. Из чего следует, что сам истинный Бог не участвовал в нынешнем творении... (578).  

       Дева – женское начало в Боге, которое было известно, по мнению Франка, многим народам. С точки зрения Франка, мессия или по крайней мере одна из мессианских фигур должна быть женщиной[43]. 

До сих пор человеку открыт только бог-демиург и частично открыта Дева. Для того чтобы состоялось откровение Доброго Бога, согласно учению Франка, должен быть соблюден целый ряд условий, главные из которых: 1) тотальное нарушение закона как такового; 2) постепенное создание общины нового типа, которая будет характеризоваться особым типом связи между ее членами; 3) манипуляции с божественными именами. Франк формулирует свою задачу следующим образом: «Я пришел в Польшу только для того, чтобы нарушить все законы, все религии, и мое желание состоит в том, чтобы принести жизнь в этот мир. Если бы вы только шли в целостности, и один не отошел от вас. Но когда увидел ваши заблуждения и [когда] не осталось ни одного, кому бы я мог дать жизнь, я выпустил эту силу из моих рук» (130). Результатом откровения Доброго Бога и Девы должно стать полное преобразование человека и космоса, т.е. создание нового Адама, в которого превратится община учеников Франка. Франк называет несколько причин того, почему эта цель до сих пор не достигнута: 1) незнание божественного имени; 2) нарушение учениками Франка его воли; 3) нарушение целостности общины.     

Появление нового Адама мыслится как процесс, происходящий на двух уровнях: космическом и антропологическом. Эти два уровня тесно связаны между собой, так что изменения должны происходить одновременно в мире и в человеке. 

На космическом уровне должен появиться гигантский макроантропос, Адам или Мессия[44]. Его появление будет сопровождаться целым рядом событий, таких как изменение климата, появление радуги, изменение земной орбиты и т.п. «Когда мы войдем в Эдом, весь мир перевернется, как будто бы чьей-то рукой. И лик земли будет обновлен» (885).

На антропологическом уровне появление нового Адама означает преображение членов общины и их превращение в бессмертные существа, обладающие паранормальными способностями[45]. Франк видит в своих ближайших учениках мистическое братство, восстановленного Адама. С них должна начаться новая история бессмертного человечества или новая история избранного народа. Вообще тема бессмертия чрезвычайно важна для Франка. Целый ряд изречений посвящен описанию чудесного спасения Франка, который не раз попадал в смертельно опасные ситуации[46]. Эта тема связана с концепцией «прóстака», центральной в учении Франка[47]. «Простота», или «Дас» (от ивр. даат, «знание»), является особым знанием-состоянием, по достижении которого адепту обещано бессмертие.

До сих пор вы не пришли к Дас, ибо Дас – это скрытое Дас, и слово Дас означает знание, т.е. «знай, перед кем ты стоишь». И если бы вы уже были в этом Дас, вам было бы невозможно повредить, вы бы не болели и не умирали. Потому что никакого зла нет там, и человек должен войти в Дас очищенным и просветленным. [ Дас ] – это не предмет учений, религий и других дурных путей. Необходимо, чтобы входящий сюда стоял на ступень выше, чем все иные человеческие существа. Но я не нашел этого среди вас. И поэтому я веду вас к простому крещению и сам вынужден идти с вами (110).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: