Структура философского знания

Философия

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Ярославль

ЯрГУ

2018

 

 

Пособие содержит материалы по ряду основных философских тем, планы семинарских занятий со списком литературы к каждой теме и контрольными вопросами для самопроверки, а также примерные вопросы к экзамену. Предназначено для студентов юридического факультета, изучающих дисциплину «Философия».

 

 

Предмет философии.

Структура философского знания.

История философии, в отличие от истории частных наук, опирающихся на опыт, есть, в первую очередь, история вопроса «что есть безусловно сущее?». Это вопрос онтологический. Философы еще с древних времен пытались постичь, что такое истинное бытие и что такое кажущееся бытие, что действительно есть, а чего не существует, что первично и что вторично.   Онтология, или учение о бытии, есть первый элемент структуры философского знания.

Онтологический вопрос неизбежно сопряжен с практическим вопросом: «и что же тогда для человека (или лично для меня) главное, что второстепенно и в чем смысл человеческой (или конкретно моей собственной) жизни?». Этим вопросом занимается аксиология, или учение о ценностях. «Что есть Благо?» – так сформулировал его древнегреческий философ Сократ. И ответ на него является фундаментом поиска направления духовной, нравственной и познавательной деятельности: если определены вершины онтологической и ценностной вертикалей, то в общих чертах очевидны и ответы на сформулированные в XVIII веке немецким философом Кантом вопросы практического разума «что я должен делать?» (это вопрос этики, или учения о нравственности, о добре и зле) и «на что я могу надеяться?» (вопрос философии религии).

Но прежде вопросов «что я должен делать?» и «на что я могу надеяться?» у Канта ставится вопрос «что я могу знать?». Это вопрос гносеологии, учения о познании. Может ли человек познать истину? Если нет, то каковы границы познания и почему эти границы существуют? Если да, то каков процесс познания? И вообще – что именно человек действительно может знать?

Что такое красота и какова ее природа – это вопрос эстетики, или учения о прекрасном, в поле зрения которого попадают категории прекрасного и безобразного, трагического и комического и т.д.

Древнегреческий философ Аристотель особое внимание уделял логике, которая, с его точки зрения, не являлась самостоятельно наукой, но была пропедевтикой, то есть подготовительным занятием ко всем наукам.

Перечисленными элементами современная структура философского знания не исчерпывается, поскольку в процессе развития она значительно усложнилась. Если древние греки в качестве ее элементов в основном рассматривали онтологию, гносеологию, этику и логику, то со временем появились такие разделы, как философская антропология, философия истории, философия политики, философия права, философия образования, философия техники и т.д.

Философия, в отличие от науки, не может быть национально и духовно-нравственно обезличенной и абсолютно нейтральной, поскольку она, в отличие от науки, опирается не на опыт, а на ценности. Иммануил Кант утверждал, что философия выводит рассудок за рамки возможного опыта, и за этими рамками достижение однозначного ответа невозможно, поэтому разум впадает в противоречия.

Если философ пытается дистанцироваться от духовно-нравственных вопросов, то рождается известное противоречие между умом и сердцем, которое многие почему-то считают неизбежным и смакуют его, не считая это духовной болезнью: «как рациональное существо думаю так, а как нравственно-духовный субъект живу совсем по-другому». В результате философию как духовную деательность начинают путать с обыкновенной библиографической осведомленностью, с безответственным красноречием, с безжизненным канцелярско-публицистическим философиеведением, для которого форма важнее духа. «Философиевед» пытается демонстрировать «объективность», утверждая, что есть много разных точек зрения, а он - над ними. Здесь очевидна опасность абсолютной духовной безответственности. Получается, что одна из серьезнейших проблем философии – проблема добра и зла (которая для большинства вопрошающих существеннее и жизненно важнее, нежели сугубо теоретический вопрос о первичности и вторичности) автоматически снимается и тонет в «объективности». Так философия сводится к более или менее сложным упражнениям для ума и теряет свое значение для духовно-нравственного поиска человека. Именно упражнением для ума, красивым, но пустым словопрением считали философию так называемые софисты, жившие в античной Греции и называвшие себя «мудрецами» (софист в переводе с древнегреческого означает «мудрец»). Истина их не интересовала – они считали ее относительной. Место истины занимало соглашение. Целью софистов было убедить собеседника. Как говорил один из виднейших софистов Протагор, «человек есть мера всех вещей». При этом убедить можно было в чем угодно, в том числе и в полезности зла.

Совсем иной, глубокий смысл придавал философскому диалогу Сократ, называвший себя не «мудрецом», а философом, то есть «любящим мудрость». «Познай самого себя», – призывал он. Сократовский диалог представлял собой не пустое красивое словопрение, а именно обнаружение истины в акте самопознания, который выводит человека за пределы самого себя, но не в море относительных истин, мнений и заблуждений, где «человек есть мера всех вещей», а к единому началу, которое и есть гарантия достоверности самопознания. Святитель Григорий Богослов предостерегал: «Будь благоразумен, рассматривая мира сего философию и науки, и книги; с мудростью собирай отовсюду полезное, подражай пчеле... избегай всего, что есть вредного; обойдя терны, сорви розы». Именно с этой целью необходимо основное внимание уделять истории философии, поскольку нет «философии вообще», а есть определенные философские позиции как выражение духовно-нравственного выбора.

Итак, философией называют как, с одной стороны, действительное стремление к мудрости (ведь философия, в переводе с древнегреческого, означает «любомудрие»), так и, с другой стороны, безответственные умопостроения, созданные для оправдания человеческих слабостей и пороков (трудно не быть рабом своего тела и страстей – находим обоснование этому рабству в материализме и фрейдизме; не хочется терпеть другого, не завидуя ему и не предавая его – встаем под флаги атеизма и «разумного эгоизма»). Философия выражает духовное состояние, которое характерно для той или иной эпохи (или того или иного народа). Человек, как утверждал Фихте, выговаривает в философии только то, что он сам творит духом и жизнью. История философии – как «история болезни»: различные «метания» и «томления» человеческого духа, его «взлеты и падения», его надежды и уныние, его надменность и нераскаянность, периоды покоя и тревоги как бы «застывают» в виде философских концепций. В области философии компетентным себя считает каждый человек – даже в том случае, если он просто излагает свою жизненную позицию обыденным языком. «Такова моя философия» – говорит он. Но философия есть все-таки «мудрость духовная», стремление к вечности, и этим она отличается от «плотского мудрования».

Равноапостольный Кирилл определял философию так: «Философия есть добродетельное житие. Философия есть избежание всякого греха». Подлинное стремление к мудрости есть всегда желание избежать зла, иначе, выражаясь словами древнегреческого философа Гераклита, это будет стремление не к мудрости, а к бесполезному многознанию, которое «уму не научает». Как писал И. Ильин, философы унаследовали от религии идею очищения души. Для русской философской традиции наиболее близкими являются шесть определений философии, данных византийским философом св. Иоанном Дамаскиным (1-я пол. VIII века) в его работе «Источник знания» (часть 1: «Диалектика»): «1. Философия есть разумение сущего и его природы. 2. Философия есть разумение божественного и человеческого, видимого и невидимого. 3. Философия есть учение о смерти, произволительной и естественной. 4. Философия есть уподобление Богу. 5. Философия есть мудрость всем мудростем, художество всем художествам, ибо философия есть начало любой хитрости, ею хитрость обретается и художество. 6. Философия есть любление премудрости, премудрость же истинная Бог есть; а любовь к Богу есть истинная философия».

Сократ определял философию как самопознание, Платон – как учение о вечно сущем и неизменном, Фихте – как знание об абсолютном. Так или иначе, знание философа всегда связано с его духовным опытом. Иван Ильин писал, что именно «духовный опыт сообщает философу черту преимущественной и высшей силы», что философия как познавательное творчество есть «в особом и углубленном смысле внутреннее делание и притом такое внутреннее делание, предмет которого – и по сложности, и по значительности своей, и по неуловимости своей для какой бы то ни было внешней и механической проверки – требует особой, напряженной душевно-духовной культуры, особой остроты и чуткости теоретической совести, особой чистоты ока и воли». «Жизнь, – писал он, – есть страдание, ведущее к мудрости, а философия есть мудрость, рожденная страданием».

История философии есть история духовной войны того, что спасительно для души, с тем, что губительно для нее. Иначе говоря, история философии свидетельствует о тех переоценках ценностей, которые имели место на протяжении истории человечества, и адекватно отражает их.

 

Проблема ценностей:

 человек в поисках Истины, Добра и Красоты.

 

 «Бывает разум совершенный – духовный,

бывает разум посредственный – душевный,

бывает и разум весьма грубый – плотский»

И. Киреевский


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: