Специфика философских проблем

Тема 2. Предмет философии и ее структура.

 

План:

1. Предмет и функции философии

2. Специфика философских проблем

3. Проблема «основного вопроса» философии  

4. Роль философии в современной культуре

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель данной лекции - указать предмет и основные проблемы философии, отдельно выделить проблему «основного вопроса» философии, рассмотреть структуру философского знания и выяснить место и роль философии в современной духовной культуре

 

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика».

В ходе развития философии представления о собственных задачах философии также менялись. Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Так, например, для греческого мыслителя Сократа филосо­фия была величайшим из искусств – искусством самопо­знания. Ученик Сократа Платон считал философию позна­нием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру чувственных вещей. Арис­тотель считал философию наукой, изучающей первые причи­ны вещей, и называл ее госпожой наук. Для Античности характерно понимание философии как матери всех наук. Фи­лософией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.

В Средние века философия долгое время выступала служанкой бого­словия. В эпоху Возрождения происхо­дит отделение философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое зна­ние называют философским.

Новое время (т.е. в XVII-XVIII в.в.) определило фи­лософию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды опытного знания. Так, английский философ Френсис Бэкон относит к сфере философии есте­ственную теологию, естественную философию и учение о человеке, а французский философ Рене Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII век остается соотнесение филосо­фии с познающим разумом.

Таким образом, структура философского знания, как и представления о ее предмете и главных задачах, имеют исторический характер.

В настоящее время к числу философских наук относят:

- основы философии: наука о законах и категории мышления и бытия;

- логика - учение о формах умозаключения и доказательства;

- эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;

- этика: учения о добре и зле, о смысле человеческой жизни.

- социальная философия: учения об основах и общих законах общества

- философская антропологию (от греч. ἄνθρωπος – «антропос»: «человек»): учения о месте человека в мире

  Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Критическая функция – ее роль - подвергать сомнению окружающий мир и его существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).

Социальная функция – объяснять общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ

 

Все философские проблемы формируется в ходе истории на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.

В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В Средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема научных методов и источников познания.

Предметом философии являются всеобщие связи в сис­теме «человек – мир», философия – это рационально-те­оретическое (основанное на разуме и логике) осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жиз­недеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном.

Таким образом, главная особенность философских проблем заключается, прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру.

Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе.  

Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, например, для русского философа Николая Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. Французский писатель Альбер Камю сосредоточивает внимание на сущности человека, считая основным вопрос о смысле жизни.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: