Тема 2. Предмет философии и ее структура.
План:
1. Предмет и функции философии
2. Специфика философских проблем
3. Проблема «основного вопроса» философии
4. Роль философии в современной культуре
ВВЕДЕНИЕ
Цель данной лекции - указать предмет и основные проблемы философии, отдельно выделить проблему «основного вопроса» философии, рассмотреть структуру философского знания и выяснить место и роль философии в современной духовной культуре
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
«Философия» по-гречески значит «любовь к мудрости». Поначалу «философией» назывались все существующие знания о причинах вещей, устройстве мира, космоса, природы. Предметом философии был, следовательно, весь мир. В период средневековья философия была тесно связана с христианской теологией (богословием), и своим предметом она избрала представления о духовном мире человека и его связи с Богом. В эпоху Возрождения, напротив, предметом философского познания стала природа, что придало естественнонаучный характер знаниям. Вплоть до эпохи Просвещения слово «философия» оставалось собирательным именем для всех наук, синонимом науки как таковой. Все, и естественные, и гуманитарные научные дисциплины считались разделами философии. Представители позитивистской философии утверждают, что у философии нет больше своего личного предмета, и ей остается только собирать готовые знания, полученные другими науками, и строить из них «всеобщую картину мира».
|
|
В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии. Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика».
В ходе развития философии представления о собственных задачах философии также менялись. Каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос, ибо сложность предмета взрывала все исторические рамки. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств – искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру чувственных вещей. Аристотель считал философию наукой, изучающей первые причины вещей, и называл ее госпожой наук. Для Античности характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию – с другой.
|
|
В Средние века философия долгое время выступала служанкой богословия. В эпоху Возрождения происходит отделение философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским.
Новое время (т.е. в XVII-XVIII в.в.) определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды опытного знания. Так, английский философ Френсис Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а французский философ Рене Декарт уподобляет философию дереву, корни которого – метафизика, ствол – физика, а ветви – все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII век остается соотнесение философии с познающим разумом.
Таким образом, структура философского знания, как и представления о ее предмете и главных задачах, имеют исторический характер.
В настоящее время к числу философских наук относят:
- основы философии: наука о законах и категории мышления и бытия;
- логика - учение о формах умозаключения и доказательства;
- эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном;
- этика: учения о добре и зле, о смысле человеческой жизни.
- социальная философия: учения об основах и общих законах общества
- философская антропологию (от греч. ἄνθρωπος – «антропос»: «человек»): учения о месте человека в мире
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.
Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.
Гносеологическая – одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).
Критическая функция – ее роль - подвергать сомнению окружающий мир и его существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.
Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios – ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков – поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX – начала ХХ вв. и др.).
|
|
Социальная функция – объяснять общество, причины его возникновения, эволюцию современное состояние, его структуру, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.
СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКИХ ПРОБЛЕМ
Все философские проблемы формируется в ходе истории на основе повседневного опыта людей, как это имело место, например, в античный период. В средние века в качестве такой основы выступает религия, а с Нового времени - наука. Все это вело к постоянному изменению круга философских проблем, когда одни из них продолжали функционировать, другие переводились в ранг научных проблем, а третьи - только формировались.
В античной философии на передний план выдвинулась проблема понимания мира как целого, его происхождения и существования, и она становилась космоцентрической (греч. kosmos - вселенная). В Средние века для религиозной философии был характерен теоцентризм (греч. theos - бог), согласно которому природа и человек рассматривались как творение бога. В эпоху Возрождения философия становится антропоцентричной (греч. antropos - человек) и внимание переносится на проблемы человека, его нравственность и общественные проблемы. Становление и развитие науки в Новое время способствует тому, что на передний план выходит проблема научных методов и источников познания.
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек – мир», философия – это рационально-теоретическое (основанное на разуме и логике) осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, прекрасном и безобразном, истинном и ложном.
|
|
Таким образом, главная особенность философских проблем заключается, прежде всего в их всеобщности. Более широких проблем, чем мировоззренческие не бывает, поскольку они предельны для бытия человека и его деятельности по отношению к миру.
Следующая черта философских проблем в их вечности, постоянстве для всех времен. Это проблема «мира в целом», проблема человека, смысла жизни человека и т.д. Философские проблемы «вечны», поскольку сохраняют свое значение в каждой эпохе.
Универсальной проблемой философского мировоззрения является проблема взаимоотношения «мир - человек». Философы издавна стремились выделить в этой универсальной проблеме главный, так называемый основной вопрос философии. Так, например, для русского философа Николая Бердяева основной является проблема свободы человека, его сущность, природа и предназначение. Французский писатель Альбер Камю сосредоточивает внимание на сущности человека, считая основным вопрос о смысле жизни.