Предмет философии и ее функции

Расположившись в идейном пространстве между мифом и логосом, философия, таким образом, впитала в себя особенности того и другого отношения к миру. Поэтому вопрос о ее предмете является очень сложным и составляет тему непрекращающихся до сих пор дискуссий. Смысл этих споров прежде всего составляет вопрос – является ли философия наукой? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вначале определить, что такое наука, каковы ее специфические признаки. Всю реальность, с которой имеет дело человек, разделяют на два вида – материальный и духовный, идеальный. Эта реальность является объектом оценки и познания для человека, в том числе познания научного и философского. Из многочисленных видов отношений человека к миру научное считается наиболее объективным. Степень этой объективности обеспечивается законами. Наука начинается там, где за наблюдениями, фактами и пр. открываются законы. Закон – связь между явлениями, носящая общий, существенный, повторяющийся характер. По степени общности законы подразделяют на частные, общие и всеобщие. Понятно, что для реализации закона нужны условия. Чем их больше, и чем они сложнее, тем закон будет носить более частный характер. И наоборот: чем проще условия и чем их меньше, тем закон универсальнее. Законы физики более общие, чем законы химии. Законы химии более общие, чем законы биологии. Если есть всеобщие законы, то условия для их реализации должны быть максимально простыми. Если отвлечься от всех условий – физических, химических и пр., то останется только два – наличие мира и человека, обращающего к этому миру свой вопрошающий взгляд. Этот человек – философ, и эти законы – философские. Поиск основополагающих начал, всеобщих, универсальных законов, принципов, категорий – важнейшая задача философии. Философские идеи – первые, основные определения бытия. Справедливо считается, что всеобщее – подлинное царство философии. Недаром немецкий философ Гегель называл философию наукой о всеобщем.

Таким образом, как наука философия может быть определена как наука о всеобщих законах и принципах устройства материального и духовного мира. На последнее обстоятельство стоит обратить особое внимание. Закон сохранения и превращения энергии – общий закон, но он не является философским, поскольку не распространяется на сферу идеального, сферу сознания. Закон же превращения количественных изменений в качественные работает во всех без исключения областях. Во всех без исключения сферах количество превращается в качество, противоположности борются, причина порождает следствие, содержание определяет форму и т.д. По степени универсальности философии нет равных среди других наук. И в этом смысле философия очень точная наука, такая же точная, как математика. Но и только. По другим критериям и идеалам философия наукой не является. А именно: чтобы философия была наукой, необходимо, чтобы:

1) Все философские истины принимались всем философским сообществом, т.е. были универсальными.

2) Ее утверждения подкреплялись эмпирическими данными, экспериментами и фактами.

3) Использовались специфические методы, подобные таким научным методам, как эксперимент, измерения, моделирование и т.д.

4) Был выработан общепринятый язык (Я. С. Яскевич).

Такого рода критериям и требованиям философия не соответствует.

Далее. От науки философию отличает еще одна предметная особенность, ибо содержание предмета философии познанием универсальных законов не исчерпывается.

Философия представляет собой также и систему ценностей. Что такое ценности?

Наука о ценностях называется аксиологией. Греческое слово «axia» означает ценность. Начало аксиологии датируется концом X1X – первым десятилетием XX века. Сам термин «аксиология» приписывают французскому философу П. Лапи, который ввел его в 1902 году, и немецкому философу Э. Гартману. Категорию «ценность» внедрил в философию немецкий философ и врач Р. Г. Лотце. Ценности, согласно Лотце, существуют лишь в их значимости для субъекта, но не являются продуктом его произвола – они объективны как общезначимые формы воления и поведения. Итак, ценности – нечто значимое для человека. Если вспомнить софиста Протагора с его идеей – «человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют», – то можно сказать, что именно ценности выражают эту меру человеческого в объектах. Ценности – значения любого объекта (вещи, события, поступка, состояния), указывающие на его достоинство, пользу, благо, красоту. У каждой ценности со знаком плюс есть свой антипод – отрицательная характеристика: добро – зло, прекрасное – безобразное, польза – вред и т. д. Природа ценностей бинарна, антиномична и аппелирует к выбору и свободе в оценке.

Отличим понятие ценности от понятия стоимости, потому что во многих языках эти понятия обозначаются одним и тем же словом: Wert – в немецком, value – в английском и т. д. Скажем, стакан как продукт труда и предмет товарного обмена – экономическая стоимость, а как предмет искусства – эстетическая ценность, как инструмент для питья – потребительная ценность, материальное благо. Ценности в самой структуре предметов не содержатся, а проявляются в сфере общественного бытия человека, где ставятся в определенные отношения к человеку. Место проживания ценностей – культура, где они осели и окристаллизовались. Само по себе бытие как наличное, как сущее индифферентно в ценностном отношении, и приобретает ценность только в акте нашего вопрошания и исследования бытия. Ценности – внутреннее свойство антропного, т.е. человеческого сознания.

Ошибкой является идея о присутствии ценностей в самом бытии, натурализация ценностей. Такая натурализация характерна для иррационалистической трактовки ценностей, которой отличается, например, аксиология Ф. Ницше. Вообще, различие точек зрения на природу ценностей определяется тем, к чему ценности привязываются: к субъекту, объекту или отношению между ними, которое квалифицируется как оценивание. Генрих Риккерт подчеркивал, что ценности – не действительное бытие, не сущее, ценности выражают лишь ориентацию человека. Точнее всего, на наш взгляд, выразил суть ценностей немецкий философ Мартин Хайдеггер: ценности это статус, присваиваемый человеком предметам, это элемент приведения бытия в состояние наличного бытия.

В пользу тезиса об объективности ценностей говорит их интерсубъективный характер, общезначимость и их существование в виде отдельного, третьего мира, откуда мы черпаем идеалы, нормы и образцы. Согласие людей по поводу смысла и необходимости ценностей имеет столь же высокую степень, как и согласие по поводу истинности научных теорий.

Понятно, что объективность ценностей – не та объективность, которая характеризует объекты естественного мира, в частности, объекты естествознания. Поэтому ценности не стали объектом естественных наук, хотя привязаны к тем же объектам, которые исследуются естествознанием. Например, самолет, говорит Э. Гартман, который несет атомную бомбу к городу, есть объект естествознания и техники, или, говоря другими словами, факт, когда рассматривается в свете науки о навигации, физики, механики, аэродинамики и т. д. Но он становится ценностно-значимым, когда проверяется в категориях аксиологии. Так, замечание, сделанное вторым пилотом «Энола Гей» – самолета, который сбросил атомную бомбу над Хиросимой – в бортовом журнале самолета: «Боже, что мы сделали!» является объектом не естествознания, а аксиологии. Точно так же, когда мы читаем репортаж из центра трансплантации сердца, в котором журналист рассказывает, как ведут себя пациенты, ждущие пересадки – не спят, не отходят от телефонов, прислушиваются к сиренам машин скорой помощи, которые, возможно, везут необходимый для пересадки орган, мы понимаем, что здесь речь идет не о биологии и медицине. Речь идет о том, соответствует ли нашим представлениям о добре и гуманизме ситуация, при которой человек, для того чтобы выжить, ждет смерти другого человека. Именно такой разворот темы является аксиологическим.

Как объект исследования ценности изучаются в социологии, культурологии и собственно философии, для которой самым важным является вопрос о смысле ценностей. Философия ценностей – это вопрошание о человеческом оправдании бытия.

В этом акте вопрошания сущее становится объектом интересов человека, т.е. ценностью. Вместе с тем, ценности – это и повседневный ориентир, с помощью которого человек вписывается в мир и сообразует свои мысли с наличной действительностью. Следует подчеркнуть, что ценности обозначают и выявляют практическое, в том числе и духовно-практическое отношение человека к окружающим его предметам и явлениям. Поэтому их природа сложна, они, как двуликий Янус, обращены, с одной стороны, к идеальному бытию, должному, а с другой стороны, погружены в практику человека, в том числе и его повседневную жизнь.

В этой связи имеет смысл обозначить основные режимы функционирования ценностей в науке и культуре. Ценности – функция сознания, в различных режимах детерминирующие, определяющие деятельность человека. Они накрепко связаны с убеждениями и мировоззрением человека. Коротко опишем, так сказать, их жизнь и деятельность.

Во-первых, в сфере должного ценности существуют как идеалы, например, идеал красоты, святости и др. На практике идеалы функционируют как эталоны оценки. Когда мы, например, говорим о какой-то вещи, что это несовершенная вещь, мы предполагаем ее сравнение с идеалом совершенства.

Во-вторых, ценности существуют как нормы. На практике они предписывают нам определенный образ поведения, определенный режим деятельности. В этом своем качестве они императивны. Не лги, не убивай, не лжесвидетельствуй – работающие нормы моральных ценностей.

О ценностях можно говорить как о знаках, символах культуры, на практике маркирующих явления как вписывающиеся в культуру или нет. Именно в этом смысле мы говорим, например, – культурный человек. Эти три режима говорят о ценностях как о царстве значимостей. Наконец, один из важнейших режимов функционирования ценностей – цель. Поскольку ценности как идеалы и нормы находятся в трансцендентном мире, в мире должного, именно целеполагание в первую очередь выводит их в сферу практики, делает актуальными. Поэтому всякие суждения, ориентированные на будущее, т.е. выражающие цель, содержат ценности. «Я ищу надежную теорию», «Я хочу быть хорошим программистом» – примеры таких суждений.

Во всех своих режимах ценности являются символами, открытыми для бесконечных интерпретаций и споров. Именно из-за этого философия – это непрекращающийся спор. Если для других наук дискуссии не обязательны, то для философии спор – способ ее развития. Ценности постоянно обсуждаются, изменяются, корректируются. Они связаны с убеждениями и практикой, формирующей или отвергающей эти убеждения. И в то же время в качестве убеждений ценности необыкновенно устойчивы, живучи. Именно этим можно объяснить живучесть многих предрассудков, ложных теорий и т. д.

Очень сложная проблема – классификация ценностей. Аксиологический пул, т.е. набор, ансамбль всех ценностей чрезвычайно многообразен, и их связывают разнообразные отношения. Как классифицировать ценности? Любая классификация, как известно, предполагает исходный принцип, от которого она зависит. Одни авторы классифицируют ценности в зависимости от сфер, областей общественной жизни. Тогда выделяются ценности, работающие в производстве, потреблении, экономике, политике, праве, морали, искусстве, религии. Другие делают упор на субъективных основаниях, воплощенных в интересах различных социальных групп. С этой точки зрения ценности детерминированы интересами классов, рас, этносов, наций и других общностей. При таком подходе обязательно оговаривается, что есть и общечеловеческие ценности, которые способствуют общественному прогрессу, а также такие ценности, как самостояние человека, его жизнь, свобода, достоинство, благосостояние, счастье и т. д.

Среди индивидуально-личностных ценностей выделяют иногда такие, которые как бы наслаиваются на инстинктивную деятельность человека. Например, психолог В. И. Гарбузов, описывая семь типов инстинктов – самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы, достоинства – связывает с ними и соответствующие ценности и типы личности. Получается такая классификация личностей: эгофильные (живут ради себя), генофильные (видят смысл жизни в детях), альтруистические (живут для других), исследователи (для них главное – творчество), доминантные (рвутся к власти), либертофильные (для них главная ценность – свобода, они не выносят доминирования над собой), дигнитофильные (для них главное –достоинство). Немецкий философ Макс Шелер считал, что для распознавания ценностей нужна не теоретическая, а эмоционально-интуитивная активность. Эта врожденная интуиция расставляет ценности и соответствующие им типы личности примерно в таком порядке:

 

Ценности Тип
1. Чувственные (радость – горе, удовольствие – боль) Весельчак
2. Гражданские (полезное – вредное) Техник
3. Жизненные (благородное – вульгарное) Герой
4. Культурные (духовные) Гений
а) эстетические (красивое – некрасивое) Артист
б) этико-юридические (праведное – неправедное) Законодатель
в) спекулятивные (истинное – ложное) Мудрец
5. Религиозные (священное – мирское) Святой

 

Подчеркнем еще раз, что ценности входят в самый предмет философии. Ученый может обращаться к аксиологическим проблемам, но может и не обращаться. Это не входит в сферу его научных интересов. Но никакая философия немыслима без размышлений о смысле добра и зла, красоты, любви, свободы, жизни, смерти и других смысложизненных вопросов. Именно с помощью ценностей философия задает человеку смысложизненные ориентиры, помогающие ему создавать сценарий своей жизни и реализовывать его. Древнегреческий философ Эпикур говорил: «Пусты слова того философа, которыми не врачуется никакое страдание человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезней из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». Это важнейшая функция философии – мировоззренческая. Мировоззрение прежде всего – система знаний человека о мире, включающая знания этические, религиозные, эстетические, правовые, философские и др. Но системой эту совокупность взглядов делает именно философия. Именно она является системообразующим фактором, поскольку преломляет все эти знания через призму всеобщего, единого. Она же связывает воедино другие компоненты мировоззрения – ценности, убеждения, волю к действию.

Но эту свою мировоззренческую задачу философия решает не путем императивов и образцов. Мировоззрение человека находится под контролем и других форм общественного сознания. За ним ревниво следят религия, мораль, право, политика. Философия решает эти задачи «хитрее», через общие принципы и законы. Знаменитый древнегреческий мудрец Сократ не давал своим ученикам конкретных советов и тем более не «издавал указы». Он говорил: «Давайте исследуем!» Ты столкнулся со злом? Давай исследуем, что такое зло. Тебя обманули? Давай исследуем, что такое ложь. В качестве такого общего принципа можно рассматривать Гераклитовское «Все течет», Декартовское «Стремиться всегда побеждать самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок мира». Декарт говорит нам, что быть господином самого себя, своих страстей – труднейшее из господств. Французский философ и писатель Альбер Камю формулирует другой принцип, говоря: «Нет такой судьбы, которую нельзя было бы преодолеть, презирая ее». Таким образом, философ предлагает общий принцип. Но как вы его реализуете, зависит уже от вас. Определить смысл жизни, решить экзистенциальную проблему – задача всегда исключительно индивидуальная. Но без решения этих проблем, без этих поисков и порой мучительных размышлений человек не обходится.

Человек философствует потому, что он человек. Немецкий философ М. Хайдеггер считал философию вопрошанием в поисках удела человека. Философия есть ностальгия, тоска по тому, чтобы везде быть дома в том мире, где нам суждено быть или не быть. А если быть, то каким? Датский философ С. Кьеркегор так формулировал эту проблему: Где я? Что значит сказать «мир»? Каково значение этого слова? Кто заманил меня сюда и покинул здесь? Кто Я? И задача эта сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Наивно думать, что это сиюминутная задача и решив ее, вы определитесь со смыслом жизни раз и навсегда. Арабская пословица гласит: если дом построен, остается только умирать, т.е. дом – это такой долгострой, его надо строить всю жизнь. Французский философ Э. Вейль писал, что люди были, остаются и останутся философами, пока они ставят вопросы о смысле своей жизни, о смысле мира. Они забудут философию, вернее, не будут больше философствовать, если поверят, что они постигли этот смысл, или станут сомневаться в том, что он существует.

Особую значимость мировоззренческие вопросы приобретают в периоды социальных и культурных кризисов, когда ломаются смысложизненные ориентиры, переоцениваются традиционные ценности, в периоды, когда распадается связь времен и наступает тревожное, порой трагическое время, когда бытие оказывается на переломе. Глобальные проблемы, стоящие сейчас перед человечеством – проблема выживаемости в ядерный век, экологической выживаемости, сохранения целостности личности, коммуникативного единства человечества – требуют глубокого философского осмысления. В эти моменты не обойтись без философии. И недаром предназначение философии передается через образ совы Минервы (Минерва – богиня мудрости у древних греков, а сова – священная птица, сидящая у её ног). Гегель писал, что сова Минервы начинает свой полет лишь с наступлением сумерек.

Но, хотя размышления философа начинаются в «сумерки», сами эти размышления должны быть ясными и рациональными. Заниматься философией – значит верить в разум. Ибо философия – прежде всего рациональное осмысление мира. Но, как мы уже говорили, философия при этом то и дело скатывается к мифу. В таком сумеречном, двусмысленном состоянии философия пребывала и пребывает всегда. Подчеркивая это обстоятельство, М. Хайдеггер говорил: философия выступает и выглядит как наука, не будучи таковой; философия кажется похожей на мировоззренческую проповедь, тоже не будучи ею. Философская мысль всегда есть мышление, охватывающее заодно и понимающего человека, и его бытие – не задним числом, а так, что первого нет без второго, и наоборот.

Есть еще одна особенность философии как науки, помимо универсальности ее законов и аксиологической нагруженности ее знания, отличающая философию от других наук. Философия, как мы уже говорили, постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, говоря о начале философии, считали, что она появляется в результате изумления, удивления. Немецкий философ А. Шопенгауэр писал, что ясность сознания, на которой основывается потребность в философии и дарования к ней, сказывается прежде всего в изумлении, вызываемым человеческим миром и нашим собственным существованием, в изумлении, которое тревожит дух и делает для него невозможным жизнь без размышления над нею. Уже Платон видел в этом изумлении источник философии.

Таким образом, все составляющие предмета и содержания философии связаны друг с другом. В целом философию можно определить как рациональное учение о цельном мировоззрении. Но в разных типах философских систем акцент делается на различные фрагменты мировоззрения. В одних философских системах акцент делается на космос, а образцом знаний о мире считаются положительные науки, прежде всего – естествознание. Это позитивизм, структурализм, философия науки и другие школы. Другие философы считали познание природы, космоса не самой главной проблемой философии и делали акцент на гуманитарные ценности, человека. Это софисты, Сократ, стоики, Ф. Ницше, философия жизни, экзистенциализм, фрейдизм и др. Такое различие объясняется прежде всего мировоззрением и интересами самого философа. Кроме того, предмет философии изменяется вместе с развитием общества, культуры, науки. Каждое время, писал Л. Фейербах, имеет именно ту философию, которая как раз ему подобает. Философия – это эпоха, схваченная в мысли, скажет другой немецкий мыслитель. Но, несмотря на эти временные трансформации, темы философских исследований остаются одинаковыми.

Во-первых, это проблема бытия, космоса, поиск первооснов мира, сущего. Эти вопросы и ответы на них составляют содержание раздела философии, называемого онтологией.

Сам термин «онтология» появился в XVII веке и впервые используется в системе немецкого философа Х. Вольфа. Однако онтологическая проблематика пронизывает всю историю философской мысли. Действительно, вопросы о существовании человека и мира, небытии и полноте бытия, нашем месте в мироздании – одни из наиболее глубоких и волнующих, без их разрешения, пусть зачастую и неосознанного, невозможно существование как научной картины мира, так и целостного мировоззрения. Изначально онтология выделилась из философского учения о природе, ее предметом стало само бытие: вечное, неизменное, однородное единство в учении Элейской школы (Парменид, Ксенофан, Зенон), борьба и вечное становление у Гераклита или совокупность умопостигаемых форм или сущностей, идей у Платона. На протяжении своего исторического развития онтология прошла несколько этапов, и к концу XIX века в европейской философской мысли все явственнее начал выступать вопрос о возвращении к собственно онтологической проблематике от характерных для Нового времени психологических и гносеологических ее трактовок. В рамках философии Нового времени онтология понималась зачастую не как система знаний о бытии, но как метод познания. У некоторых философов онтология и вовсе отрицалась, а ее традиционные проблемы передавались для решения естественным наукам, или же их значение нивелировалось. Это особенно заметно в иррационалистической философии (Шопенгауэр, Ницше). «Возврат» к онтологии в XX веке стал возможен благодаря работам Э. Гуссерля, М. Хайдеггера и др. и характеризуется возрождением интереса к проблеме бытия как такового, разработкой новых подходов (в рамках экзистенциализма, философии жизни, философии постмодерна) к разрешению онтологических проблем.

Вторая тема – все, что составляет содержание гносеологии, науки о познании. Отношение объекта и субъекта, идеального и материального, соотношение истины и заблуждения, возможностей и пределов познания, поиск критериев истинности знания – предмет гносеологии.

Исследование знания и познавательных возможностей человека начинается еще в античности: у софистов, Платона, Аристотеля, хотя и будучи во многом еще подчинено онтологической проблематике. На авансцене же европейской философии гносеология оказывается лишь в XVII веке, когда решение теоретико-познавательных вопросов становится необходимым условием исследования всех остальных философских проблем. Именно с этим периодом связано формирование классической теории познания, характеризующейся недоверием к традиции (критицизмом), поиском непротиворечивой и надежной основы нашего знания (фундаментализмом), попытками найти такие знания, соответствие которым могло бы служить нормой (нормативизм), а также субъекто- и наукоцентризмом. Основные теоретико-познавательные концепции этого времени – рационализм (утверждение, что истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума) и эмпиризм (согласно которому источником и обоснованием всех знаний является чувственный опыт). Основные представители первого направления – Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, второго – Ф. Бэкон, Дж. Локк, Д. Юм и др. Неклассическая теория познания появилась во второй половине XX века под влиянием изменений как гносеологической проблематики, так и культуры в целом, и активно развивается современными философами. Ее основные черты – признание того, что познание не может начинаться с нуля, а познающий субъект является частью некоторой традиции. Соответственно есть нечто, что не доступно критике, являясь отправной точкой познания (посткритицизм). Эту гносеологию характеризуют также отход от фундаментализма, связанный с выявленной невозможностью сформулировать жесткие предписания для познающего субъекта, отказ от объектоцентризма и признании включенности познающего субъекта в реальный мир и отношения с другими субъектами. Еще одна особенность новой гносеологии – критика наукоцентризма, характерного для философии Нового времени, а также некоторых направлений в философии XX века, к примеру, неопозитивизма. Несмотря на признание того, что наука – один из важнейших способов познания реального мира, современная философия признает также и то, что этот способ познания не является единственным. Есть также вне- и донаучные типы и формы знания (обыденное, религиозное и т. д.), с которыми научному знанию нужно взаимодействовать и которые оно не в силах вытеснить.

С гносеологической проблематикой тесно связаны вопросы философии сознания, предметом изучения которой выступает сознание, его природа и отношение к физической реальности. Можно выделить четыре основных подхода к разрешению проблемы сознания в истории философии:

· объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.), представители которого утверждают, что сознание есть вечная духовная субстанция, являющаяся истинной реальностью и создающая все мыслимое разнообразие;

· субъективный идеализм (Беркли, Юм, Фихте и др.), в котором реальность мыслящего субъекта – это единственная реальность, не зависящая от внешнего мира;

· дуализм (Декарт, Экклз, Пенфилд и др.) – утверждение о существовании двух равноправных субстанций: духовной и материальной, т.е. взаимной независимости сознания и тела;

· материализм (Ламетри, Маркс, Марголис и др.), для сторонников которого сознание является или свойством высокоорганизованной материи, или отрицается вовсе (физикализм).

Основные вопросы современной философии сознания, на многие из которых ответы предлагались и предшествующей философской традицией – это отношение сознания и тела (психофизическая проблема); так называемая «трудная проблема сознания» – проблема несводимости субъективного опыта и наших личных переживаний к физиологическому проявлению психических процессов. Это может быть выражено формулой «каково это» (к примеру, можем ли мы, изучив восприятие человеком красного цвета или вкуса мороженого, сказать, что в результате этого изучения мы знаем, «каково это» есть мороженое или видеть красное). Еще одна проблема – проблема отношения сознания и языка, в рамках которой было высказано предположение о полной обусловленности нашего мышления и восприятия мира языком, на котором мы говорим (гипотеза Сепира – Уорфа). Активно обсуждаются философские вопросы исследования искусственного интеллекта и связанный с этим вопрос о критериях наличия сознания; а также проблема существования в мире других сознаний помимо человеческого и возможности это существование доказать.

Третья важнейшая тема и проблема философии – проблема человека. Все, что связано с существованием человека, смысла его существования, проблемы жизни, смерти, свободы, веры, красоты и другие смысложизненные темы – все это составляет содержание философской антропологии. Антропологический поворот, начавшийся в античной философии с софистов, продолжился великим мудрецом Сократом. Провозглашенный Сократом лозунг «Познай самого себя» стал стержнем философской антропологии.

Философская антропология как наука обрела самостоятельность сравнительно поздно, в первой половине XX века, однако ее проблематика присутствует в философском поиске на протяжении всей его истории. Антропология – это учение о человеке, его сущности, существовании и природе. Исследование человека возможно как с позиций естественно-научных дисциплин, так и в рамках гуманитарного знания, причем частные науки и философия в нем дополняют друг друга. Поэтому можно говорить о широкой междисциплинарности в современном исследовании человека. Являясь живым существом, частью физического мира, человек способен прорываться за его пределы – трансцендировать, создавая свой собственный мир, как индивидуальный, так и социальный. Поэтому природа человека должна рассматриваться комплексно в единстве его природных, биологических, психических и социальных качеств. Одной из самых опасных ошибок в антропологии является редукционизм – сведение сложного к простому, многообразного к унифицированному. В качестве примера можно привести осуществляемое в социал-дарвинизме сведение психического и социального к биологическому, объяснение общественного прогресса через аналогию с естественным отбором в теории Ч. Дарвина, или характерная для социологизаторского подхода трактовка природы человека как в основе своей социальной. Важные понятия антропологии – индивид (отдельный представитель человеческого рода), индивидуальность (индивид, обретший самостоятельность в обществе) и личность (индивид в аспекте своих социальных качеств). Одна из ключевых характеристик бытия человека – его способность к творчеству, деятельному преобразованию мира. В истории философии встречаются как умаляющие, так и превозносящие творческие способности человека концепции. К примеру, в Средние века утверждалось, что из-за своей греховности и ограниченности человек несопоставим с миром, должен заботиться о личном спасении и ограничивать свои творческие способности. Тогда как в философии жизни (Ницше, Бергсон) творчество оценивается очень высоко, будучи противопоставлено технической рациональности и «застывшим» догматическим учениям. Во многом именно благодаря своей способности к преобразованию мира и себя самого человек способен противостоять чувству абсурдности, бессмысленности собственного бытия – бессмысленности, вытекающей из нашей смертности, неотвратимой конечности. Поиск твердой опоры в противостоянии надвигающемуся небытию толкает человека к разрешению глубинных антропологических вопросов о смысле жизни, свободе и предопределенности, духовной самостоятельности.

Четвертая предметная область охватывает все вопросы, относящиеся к социальному бытию человека, его общественному обустройству. Это область социально-политической философии и философии истории. В этом разделе философии исследуется общество, его особенности и отличия от природы, структура общества, характер социальных связей, социальные институты и их взаимоотношения. Разработка таких категорий, как государство, гражданин, демократия, власть, политические партии, особенности различных политических режимов – задача политической философии. Философия истории занимается реконструкцией истории с целью выявления общих закономерностей истории, моделей исторического процесса. Глобальные проблемы человечества, связь культуры и цивилизации – также предмет этого раздела философии.

   Все философские проблемы связаны друг с другом и взаимодополняют друг друга. Красной нитью связывают их вечные вопросы, которые английский мыслитель Бертран Рассел сформулировал следующим образом:

· Разделен ли мир на дух и материю и если да, то что такое дух и материя и какова связь между ними?

· Имеет ли Вселенная какое-либо единство и цель?

· Действительно ли существуют объективные законы природы или мы просто верим в них, благодаря присущей нам склонности к порядку?

· Что такое человек? Как он должен жить? Существует ли смысл жизни?

· Что такое добро? Что такое мудрость?

При поисках ответов на эти вопросы философы исходят из различных мировоззренческих установок. Материализм и идеализм, монизм, дуализм, плюрализм, агностицизм и вера в истину – эти мировоззренческие ориентиры задают ход размышлений философа и определяют их итог.

Предметное разнообразие порождает и разнообразие функций философии. Познавательная, мировоззренческая, методологическая, аксиологическая, гуманистическая, идеологическая функции философии определяются ее предметом и реализуются в зависимости от установок философов. Познавательная функция реализуется в решении задачи построения общей картины мира и места человека в ней. Ее составляющие – общие законы и универсалии, которые фиксируют наиболее общие определенности бытия. Набор этих универсалий дает возможность создать схему мира, построить дом, в котором человек чувствует себя хозяином. Где бы вы ни оказались и чем бы вы ни занимались, вы можете быть уверены, что количество переходит в качество, противоположности борются, причина порождает следствие, содержание определяет форму, целое больше суммы своих частей и т.д. Базисные категории философии дают представление об атрибутивных свойствах объектов, какой бы характер не носили эти объекты. Бытие, материя, пространство, время, движение, развитие, количество, качество, форма, содержание, случайность, необходимость, общее, единичное и другие категории универсальны, в них аккумулирован весь накопленный человечеством опыт. Классическая философия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие философии с учением о категориях.

Эти категории и другие, фиксирующие жизнь и поведение человека по отношению к другим людям и обществу в целом, такие как «Я», труд, сознание, добро, красота, вера, долг, надежда, совесть, свобода и др. задают систему координат человеческой жизни, программируют его сознание и деятельность, его поведение в обществе и общение с другими людьми. Эта функция философии – мировоззренческа я. Но и в формировании мировоззрения философия берет на себя задачу рационализации, т.е. перевода мировоззрения в логическую, понятийную форму, а также систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта во всех его формах. И выполняя эту функцию, философия стремится обобщить, осмыслить не только интеллектуальные и жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. Поэтому с мировоззренческой функцией философии связана и ее критическая функция. Процесс формирования мировоззрения сопровождается обычно критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, встающих на пути к истинному познанию. Задачу критического философского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркивали такие выдающиеся мыслители, как Сократ, Ф. Бэкон, Р. Декарт и др. Понятно поэтому, что наполнение универсальной категориальной схемы в разные периоды развития общества различное. В соответствии со сложившейся категориальной моделью мира реализуются те варианты деятельности и поведения, которые характерны для определенной эпохи общественного развития.

Еще одна важная функция философии – методологическая или эвристическая. На основе общих законов и категорий философия создает методы освоения мира. В силу универсальности философских методов они используются в любой сфере деятельности человека, в том числе и в научной. Философия создала множество универсальных методов, с успехом используемых в науке – феноменологический, структуралистский, диалектический, метод восхождения от абстрактного к конкретному, совпадения логического с историческим и др.

Очень значимая функция философии – идеологическая. Это сложный вопрос, требующий аккуратного решения. Идеология – важнейший компонент общественного сознания, выражающая интересы определенных социальных групп – классов, социальных слоев и пр. и формулирующая их цели. Идеология – необходимый элемент общественной жизни, общество без идеологии распадается. Базисные категории идеологии, такие как государство, политика, власть, свобода, демократия, социальная справедливость и др. разрабатываются в философии. Но было бы большой ошибкой превращать философию в идеологию. Она утрачивает при этом статус универсального знания и превращается в оружие пролетариата или другого класса. Такая трансформация произошла с гегелевской философией, ставшей официальной философией прусской монархии, с марксистской философией, которой в СССР придали статус официальной идеологии. Ничем хорошим такое сведение философии к идеологии не заканчивается.

 Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. Как теория, она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих образцов, идеалов. Философия способна задавать, мысленно проигрывать различные варианты миропонимания, конструировать возможные миры, как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего. Великие философы не боялись брать на себя такую футуристическую задачу и смело предлагали человечеству идеальные, с их точки зрения, варианты мироустройства. Конфуций, Платон, Аристотель, Лейбниц, Руссо, Гегель, Маркс – вот неполный список таких мудрецов – провидцев. Не все их идеи оказали человечеству добрую услугу, но, пробуя и ошибаясь, оно все-таки становилось мудрее. По крайней мере, оптимисты в этом уверены.

 

Философия и другие формы общественного сознания:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: