Учет денежных средств и расчетных операций


 

 

31


 

2.2.3. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ ЗА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ

ЦЕННОСТИ

Большинство расчетов между организациями производится без-

налично. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления

(перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получа-

теля с помощью различных банковских операций (расчетных, кре-

дитных и др.), заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому

обязательным посредником при этом будет выступать банк как пла-

тельщика, так и получателя.

Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда послед-

ний выступает или получателем (поставщиком), или плательщиком.

Организации используют следующие формы и способы расчетов:

платежные поручения, платежные требования, посредством аккре-

дитивов, в порядке плановых платежей, расчетные чеки, пластико-

вые карты, инкассовые поручения.

Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в

договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению

работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной

формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгруз-

ки и зачисления платежа или временем получения ценностей, ра-

бот, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует

ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.

При любой форме расчетов банк выступает посредником между

организациями-партнерами. Однако любая из указанных форм в

первую очередь защищает интересы владельца денежных средств —

плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его

поручению банк имеет право на списание денежных средств (за ис-

ключением безакцептного списания или погашения банковских ссуд

и процентов).

Обо всех изменениях расчетного счета учреждение банка изве-

щает своего клиента (предприятие) выписками из расчетного счета.

К выписке банка прилагаются документы, полученные от других

предприятий и организаций, на основании которых зачислены или

списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.

Выписка из расчетного счета — второй экземпляр лицевого счета

предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства

предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кре-

диторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления


 

 

32


 

 

Раздел II. Финансовый учет


 

на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а умень-

шение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету.

Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особен-

ности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчет-

ного счета, а списания — по кредиту.

Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по

расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгал-

терских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся

штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с

расчетного счета суммы принимаются на счет 76/2 «Расчеты по пре-

тензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для вне-

сения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправ-

ления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность спи-

сывается.

На полях проверенной выписки против сумм операций и в доку-

ментах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом

51 «Расчетные счета», на документах указывается еще и порядковый

номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля

за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, спра-

вок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и

обработка выписок должны производиться в день их поступления.

Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается;

подбираются все оправдательные документы, проставляются коррес-

пондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядко-

вые номера приложенных оправдательных документов — слева. Вы-

писка банка сшивается с оправдательными документами и служит

для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету 51

«Расчетные счета».







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: