31
2.2.3. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ ЗА ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫЕ
ЦЕННОСТИ
Большинство расчетов между организациями производится без-
налично. Безналичные перечисления ведутся путем перечисления
(перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получа-
теля с помощью различных банковских операций (расчетных, кре-
дитных и др.), заменяющих наличные деньги в обороте. Поэтому
обязательным посредником при этом будет выступать банк как пла-
тельщика, так и получателя.
Банк осуществляет расчеты по требованию клиента, когда послед-
ний выступает или получателем (поставщиком), или плательщиком.
Организации используют следующие формы и способы расчетов:
платежные поручения, платежные требования, посредством аккре-
дитивов, в порядке плановых платежей, расчетные чеки, пластико-
вые карты, инкассовые поручения.
Выбранная партнерами форма расчетов обычно фиксируется в
договорах по приобретению материальных ценностей, выполнению
работ и услуг или их реализации. Выбор наиболее рациональной
|
|
формы расчетов позволяет сократить разрыв между временем отгруз-
ки и зачисления платежа или временем получения ценностей, ра-
бот, услуг и списания денежных средств за них. Это способствует
ликвидации необоснованной кредиторской задолженности.
При любой форме расчетов банк выступает посредником между
организациями-партнерами. Однако любая из указанных форм в
первую очередь защищает интересы владельца денежных средств —
плательщика, так как только с его согласия (акцепта) или по его
поручению банк имеет право на списание денежных средств (за ис-
ключением безакцептного списания или погашения банковских ссуд
и процентов).
Обо всех изменениях расчетного счета учреждение банка изве-
щает своего клиента (предприятие) выписками из расчетного счета.
К выписке банка прилагаются документы, полученные от других
предприятий и организаций, на основании которых зачислены или
списаны средства, а также документы, выписанные предприятием.
Выписка из расчетного счета — второй экземпляр лицевого счета
предприятия, открытого ему банком. Сохраняя денежные средства
предприятий, банк считает себя должником предприятия (его кре-
диторская задолженность), поэтому остатки средств и поступления
32
Раздел II. Финансовый учет
на расчетный счет записывает по кредиту расчетного счета, а умень-
шение своего долга (списания, выдача наличными) — по дебету.
Обрабатывая выписки, бухгалтер должен помнить об этой особен-
ности и записывать зачисленные суммы и остаток по дебету расчет-
|
|
ного счета, а списания — по кредиту.
Выписка банка заменяет собой регистр аналитического учета по
расчетному счету и одновременно служит основанием для бухгал-
терских записей. Все приложенные к выписке документы гасятся
штампом «погашено». Ошибочно зачисленные или списанные с
расчетного счета суммы принимаются на счет 76/2 «Расчеты по пре-
тензиям», а банку немедленно сообщается о таких суммах для вне-
сения исправлений. В последующих выписках банк вносит исправ-
ления, а в бухгалтерском учете предприятия задолженность спи-
сывается.
На полях проверенной выписки против сумм операций и в доку-
ментах проставляются коды счетов, корреспондирующих со счетом
51 «Расчетные счета», на документах указывается еще и порядковый
номер его записи в выписке. Эти данные необходимы для контроля
за движением денежных средств, автоматизации учетных работ, спра-
вок, проверок и последующего хранения документов. Проверка и
обработка выписок должны производиться в день их поступления.
Полученная из банка выписка проверяется и обрабатывается;
подбираются все оправдательные документы, проставляются коррес-
пондирующие счета справа от соответствующей суммы и порядко-
вые номера приложенных оправдательных документов — слева. Вы-
писка банка сшивается с оправдательными документами и служит
для составления журнала-ордера № 2 и ведомости № 2 по счету 51
«Расчетные счета».