В юридической науке под реализацией права понимают осуществление требований юридических правовых норм в поведении людей, в человеческой деятельности

Слово "реализация" определяется как осуществление чего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намерения и т.п. <1>. Термин "реализация права", по мнению юристов, имеет такой же смысл. Рассмотрим сущность реализации права. Право как нечто нематериальное, как некая возможность реализуется в действиях, в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями, благами.

--------------------------------

<1> Современный словарь иностранных слов. СПб., 1994. С. 513.

 

Реализация права характеризуется следующими основными чертами.

Во-первых, реализация права осуществляется в рамках правовых отношений, когда физические лица и организации на основе норм права приобретают субъективные права и юридические обязанности.

Во-вторых, реализация норм права и возникающих в связи с этим субъективных прав и юридических обязанностей выражается в фактическом поведении людей.

В-третьих, право в отличие от иных возможностей (планов, программ, намерений и т.д.) характеризуется повышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями. При возникновении препятствий в реализации заинтересованное лицо может обратиться в компетентные органы и с помощью специальных юридических процедур по применению права добиться в конечном счете осуществления своих прав.

Регулируемые нормами финансового права общественные отношения традиционно относятся к сфере регулирования нормами публичного права. Поэтому значительная часть финансово-правовых норм имеет ярко выраженный императивный (властный) характер. Реализация норм финансового права (как и норм других отраслей права) обеспечивается возможностью применения к участникам финансовых правоотношений, не удержавшихся в рамках правомерного поведения, принудительной силы государства. Таким образом, справедливо будет утверждать, что реализация норм финансового права означает процесс фактического претворения в жизнь содержащихся в них требований, правил и образцов (моделей) поведения участников регулируемых финансовым правом общественных отношений.

В юридической науке выделяют несколько форм реализации норм права:

- исполнение;

- применение;

- использование;

- соблюдение.

Исполнение норм представляет собой процесс совершения всеми участниками финансовых правоотношений того поведения, которое предписано в этих нормах. Примером такого должного поведения субъектов права может выступать, скажем, исполнение бюджета или выполнение налогоплательщиком или плательщиком сборов возложенной на него законом обязанности по уплате налога (сбора).

В отличие от исполнения, применение финансово-правовых норм осуществляется государственными органами или органами местного самоуправления, специально наделенными властными полномочиями, и фактически выражается в совершении ими тех или иных юридически значимых действий или несовершении ими каких-либо действий (бездействия), в издании финансовыми органами индивидуальных правовых актов, основанных на требованиях материальных или процессуальных норм, и т.д. Примером может выступать применение норм законодательства о налогах и сборах налоговой инспекцией при возврате налогоплательщику излишне взысканной с него суммы налога, или при привлечении должностным лицом государственного органа к ответственности, конечно, в рамках своей компетенции, предусмотренной финансовым или иным законодательством.

Использование норм финансового права означает возможность участника данного правоотношения самому решать, воспользоваться ему или нет каким-либо правом, предусмотренным финансово-правовыми нормами. Примером использования норы финансового права будет решение налогоплательщика, переходить ему или нет на предусмотренную законом упрощенную систему налогообложения, обжаловать или нет ненормативные акты налоговых органов.

Соблюдение финансово-правовых норм может выражаться как в активной, так и в пассивной форме. Активная форма соблюдения финансово-правовых норм выражается в самостоятельности налогоплательщика исчислить и уплатить налог в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Пассивная форма соблюдения финансово-правовых норм выражается в воздержании участника финансовых правоотношений от нарушения правовых норм.

 

2.3. Источники финансового права как отрасли российского

права. Финансовое законодательство

 

В юриспруденции термин "источник права" применяется в значении внешней формы объективизации, выражения права или нормативной государственной воли. Источники финансового права - это внешние конкретные формы его выражения, т.е. общеобязательные предписания представительных и исполнительных органов государственной власти, содержащие нормы финансового права <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011; Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

 

Современные источники финансового права - это официальные документы, содержащие правовую (общеобязательную) информацию, говорящую о правах, обязанностях либо ответственности физических лиц или организаций.

Каждый источник финансового права представляет собой созданную или санкционированную государством определенную правовую форму. Источники финансового права образуют иерархично построенную замкнутую систему, направленную на комплексное регулирование финансовых отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Система источников финансового права включает в себя множество элементов, представляющих собой нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения. Источником финансового права может считаться любой нормативный правовой акт, содержащий положения относительно финансовой деятельности государства или местного самоуправления, поскольку нормы финансового права часто содержатся в нормативных правовых актах, относящихся к другим отраслям права.

Содержанием источников финансового права являются правовые нормы, регулирующие имущественные (денежные) отношения, складывающиеся в процессе осуществления публичной финансовой деятельности, а также в отдельных случаях и при осуществлении частной финансовой деятельности, отношения, возникающие в сфере финансового контроля, и отношения по применению мер государственного принуждения или привлечению к ответственности за совершение финансового правонарушения.

Источники финансового права выполняют две взаимосвязанные задачи. Во-первых, они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое, в свою очередь, представляет одно из основных направлений деятельности государства и местного самоуправления в сфере финансов. В результате осуществления государством и местным самоуправлением правотворческой функции и образуются источники финансового права.

Кроме того, источники финансового права представляют собой форму существования финансовых норм, т.е. внешнее объективированное выражение общеобязательных правил поведения субъектов в финансовых правоотношениях. Форма источника финансового права содержит информацию о правовом регулировании сферы финансов.

Основным источником финансового права в Российской Федерации, как и любой другой отрасли российского права, является нормативный правовой акт.

В юридической науке нормативный правовой акт определяется как официальный документ, созданный (изданный) компетентными государственными органами или органами местного самоуправления и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения) <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011; Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

 

Данный официальный документ должен содержать следующие признаки, присущие нормативному правовому акту:

- быть изданным уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления;

- обладать определенной юридической силой;

- регулировать отношения, имеющие постоянный и типичный характер;

- иметь конкретную сферу применения;

- охраняться от нарушений правоохранительными органами государства;

- обладать реквизитами, придающими документу индивидуально-правовую характеристику.

В системе источников финансового права, как и других отраслей российского права, выделяются законы и подзаконные нормативные правовые акты.

В современной юридической науке и правоприменительной практике термин "закон" употребляют иногда двояко - как юридический нормативный акт высшего органа власти, принятый в особом порядке парламентом (или с помощью плебисцита), и как нормативный акт (юридический документ) любого органа государства и местного самоуправления, который содержит юридические нормы, обязательные правила поведения.

Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011; Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

 

Закон обладает следующими признаками:

- это юридический документ, содержащий нормы права, правила поведения;

- он является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти страны (парламента и др.) или референдума всего народа;

- регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе, нуждающиеся в правовом урегулировании;

- обладает высшей юридической силой, проявляющейся в том, что содержанию закона не должно противоречить содержание иных юридических официальных документов;

- является фундаментальным базовым юридическим документом. Он служит основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов или органов местного самоуправления.

В систему законов Российской Федерации входят: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе кодифицированные, законы субъектов Федерации.

Подзаконные акты в Российской Федерации: указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы и инструкции нормативного характера министерств, служб и других ведомств.

В правовой системе Российской Федерации, как и любого другого государства, основополагающее место занимает Конституция РФ, которая является главным источником всех отраслей российского права, в том числе и финансового права, основой нормативно-правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе осуществления финансовой деятельности государства и местного самоуправления.

Возможность судебного конституционного контроля, как отмечается в юридической литературе, основана на том, что в Конституции РФ 1993 г. впервые появились такие понятия, как финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральный бюджет, налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития, свободное перемещение финансовых средств, финансовая самостоятельность органов местного самоуправления, добровольность государственных займов и т.д. Эти понятия и являются основой финансового права и в силу своей значимости обозначены в Конституции РФ.

Развитие федеративных начал в построении и развитии Российского государства обусловливает и сложную, разветвленную систему законов, принимаемых на федеральном и региональном уровнях.

Федеральные законы принимаются в Российской Федерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Особую группу составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ, и отличаются особым порядком их принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты РФ (республики, края, области, автономные округа, автономная область и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют также собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральному законодательству. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима в финансовой сфере на территории всего государства.

В настоящее время на федеральном уровне действует такие законы, регулирующие сферу финансов, как: Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"; кодифицированные финансовые законы: Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации; Федеральный закон "О национальной платежной системе", Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и др.

Указы Президента РФ. Президент РФ - глава государства. В соответствии с этим издаваемые им нормативные правовые акты (указы) занимают второе после законов место в иерархии нормативных правовых актов федерального значения. Юридическая сила указов такова, что, во-первых, они, как и федеральные законы, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, во-вторых, указы в качестве предмета регулирования имеют основные направления внутренней и внешней политики, и в-третьих, в случае противоречия указа Президента РФ Конституции РФ и законам РФ на основании заключения Конституционного Суда РФ данный указ Президента РФ может быть отменен. По сравнению с законами указы имеют преимущества относительно быстрой процедуры их принятия. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен. Поэтому, учитывая предмет регулирования, многие проекты указов Президента РФ подготавливаются Правительством РФ или соответствующими федеральными органами исполнительной власти. Указы Президента Российской Федерации играют значительную роль в правовом регулировании финансовых отношений.

Так, например, Указ Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. N 309 <1> "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" (вместе с Положением о порядке направления запросов в Федеральную службу по финансовому мониторингу при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции), Указ Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 <2> (в ред. от 29 июня 2013 г.) "О структуре федеральных органов исполнительной власти".

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1670.

<2> СЗ РФ. 2004. N 33. Ст. 3497; 2015. N 22. Ст. 3238.

 

Нормативные правовые акты Правительства РФ, регулирующие финансовые отношения, издаются по более важным вопросам в форме постановлений, по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Данные нормативные правовые акты Правительство РФ может принять лишь в рамках своей компетенции и на основании и во исполнение российских федеральных законов.

Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2004 г. N 410 <1> (в ред. от 26 мая 2015 г.) "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов" (вместе с "Правилами взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов") или Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2010 г. N 84 "О заключении межгосударственных соглашений об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2004. N 33. Ст. 3497.

<2> СЗ РФ. 2010. N 10. Ст. 1078.

 

Акты федеральных органов исполнительной власти издаются в случаях и пределах, предусмотренных российскими законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации. К ним относятся приказы и инструкции, распоряжения, положения, письма, уставы, разъяснения и т.д. Издаются они при реализации федеральными органами функций государственного управления в разных областях общественной жизни страны: обороноспособности, национальной безопасности, национальной экономики, науки, культуры, здравоохранения, и т.д.). Они обязательны для исполнения для всех подведомственных организаций, должностных лиц. Если нормативные акты федеральных органов исполнительной власти затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан, а также межведомственные акты подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальной публикации в газете "Российские вести" или на их официальном сайте.

Например, к актам федеральных органов исполнительной власти можно отнести Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 декабря 2007 г. N 140-н <1> "Об утверждении Порядка ведения Государственной долговой книги Российской Федерации" или Приказ Минфина России от 12 ноября 2013 г. N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2008. N 6; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2017.

<2> РГ. 2014. 24 янв. N 15.

 

К источникам финансового права относятся и международные договоры, содержащие нормы, которые регулируют финансовые отношения между Российской Федерацией и зарубежными государствами (зарубежным государством). Одним из таких источников финансового права является межгосударственный договор об устранении двойного налогообложения. В соответствии со ст. 4 БК РФ и ст. 7 НК РФ в случае противоречия указанных норм нормам российского законодательства применяются правила и нормы международных договоров. Примером может являться Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, в ред. от 7 октября 2010 г. с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1 января 2017 г.) <1>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1999. N 37. Ст. 4447; СЗ РФ. 2012. N 33. Ст. 4623.

 

Рассматривая источники финансового права, необходимо остановиться на раскрытии понятия "финансовое законодательство", поскольку данная категория не закреплена в нормативном порядке и на практике иногда применяется в несколько ином значении, чем предполагает законодатель, регулируя финансовые отношения в Российской Федерации. В юридической литературе <1> отмечалось, что российский законодатель с начала 90-х гг. прошлого века раскрывает понятие "законодательство" в более узком значении, чем это употреблялось ранее. Так, принимая Гражданский кодекс Российской Федерации в 1994 г., учитывая содержание ст. 71 Конституции Российской Федерации, законодатель в ст. 3 ГК РФ определяет гражданское законодательство как систему нормативных правовых актов, состоящую из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в ст. 2 данного Кодекса. Таким образом, законодатель установил, что в понятие "гражданское законодательство" входят только федеральные законы, регулирующие общественные отношения, возникающие в гражданском обороте, участники которых равны, обладают автономией воли и имущественной самостоятельностью. В 1995 г., принимая Семейный кодекс РФ и учитывая, что Конституцией РФ семейное законодательство в отличие от гражданского законодательства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, законодатель определяет семейное законодательство как систему нормативных правовых актов, состоящую из Семейного кодекса Российской Федерации, федеральных законов, принятых в соответствии с ним, а также законов субъектов Российской Федерации, регулирующих соответствующие общественные отношения. Следовательно, и в данном случае законодатель в понятие "законодательство" включает только законы, т.е. нормативные правовые акты, принятые представительными (законодательными) органами государственной власти. Как отмечалось выше, легального определения "финансовое законодательство" нет. Однако в ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации в области финансов отнесено финансовое, валютное, кредитное регулирование, а в ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сборов. Как известно, к источникам финансового права относится Бюджетный кодекс РФ, в ст. 2 которого раскрывается структура бюджетного законодательства. В соответствии с указанной статьей в систему бюджетного законодательства входит Бюджетный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, регулирующие соответствующие бюджетные отношения, предусмотренные ст. 1 БК РФ. Исходя из вышеизложенного, можно определить финансовое законодательство как систему нормативных правовых актов, принятых представительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере финансов, общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований <2>.

--------------------------------

<1> Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований. М.: ИД "Юриспруденция", 2009. С. 102, 108.

<2> Соколова Э.Д. Указ. соч. С. 102, 108.

 

2.4. Действие норм финансового права в пространстве,

во времени и по кругу лиц

 

Нормативные правовые акты, регулирующие финансовые отношения и являющиеся источниками финансового права, имеют определенные временные, территориальные пределы и воздействуют на определенный круг субъектов права.

Как правило, финансово-правовые акты регулируют отношения, имевшие место в период от введения их в действие до утраты ими силы.

Пределы действия финансово-правового акта во времени означают: момент вступления его в законную силу; прекращение его действия и применение установленных нормативным правовым актом юридических норм к отношениям, возникшим до его вступления в законную силу (обратная сила закона).

Финансово-правовые акты вступают в силу одним из следующих способов:

- в тексте нормативного правового акта содержится указание на календарную дату, с которой он вступает в силу;

- в тексте нормативного правового акта содержатся указания на иные обстоятельства, с которыми связывается вступление его в законную силу документа (например: "с момента подписания", "со дня опубликования" и т.д.);

- применяются общие правила, указанные в законодательстве: по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Нормативные правовые акты Президента РФ, регулирующие финансовые отношения, вступают в силу на всей территории России одновременно по истечении семи дней после их официального опубликования, а акты Правительства РФ - со дня их подписания.

Порядок вступления в силу финансово-правовых актов субъектов РФ, нормативных актов муниципальных образований определяется ими самостоятельно.

Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:

- истечения срока, на который был принят юридический документ;

- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в акте более высокой юридической силы или в акте того же уровня);

- принятия управомоченным органом нового правового акта равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;

- фактической утратой юридической силы в связи с изменением реальной действительности.

Нормативные правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, что обеспечивает стабильность правового регулирования общественных отношений. Как известно, данное правило сформулировали еще древнеримские юристы. Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие. Нормативный правовой акт может утратить силу, но отдельные его положения, нормы права могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия (в юриспруденции носит название "переживание закона").

Рассмотрим, например, как действуют во времени нормы налогового права. В соответствии со ст. 5 НК РФ <1>:

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

- акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей;

- федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;

- акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют;

- акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;

- акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если это прямо предусматривается ст. 5 НК РФ.

Также положения ст. 5 НК РФ распространяются на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Действие финансово-правовых актов в пространстве означает, что нормативный акт применяется только на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов власти, регулирующие финансовые отношения, распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов РФ - на территории соответствующих субъектов РФ, акты муниципальных органов - на территорию соответствующих административных единиц.

К территории, ограниченной границами государства, относятся суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.

К территории государства приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда - в водах и воздушном пространстве своего государства и открытом море и воздушном пространстве. На началах взаимности территории посольств в иностранных государствах считаются территорией соответствующего государства.

Действие финансово-правовых актов по кругу лиц означает, что все граждане, лица без гражданства, иностранцы и организации (в том числе юридические лица), находящиеся на территории данного государства, подпадают под действие нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения, за исключением случаев, предусмотренных национальным законодательством или международными соглашениями.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и структура финансово-правовой нормы.

2. Классификация финансово-правовых норм.

3. Императивность норм финансового права.

4. Реализация норм финансового права.

5. Источники финансового права: понятие и виды.

6. Действие источников финансового права в пространстве, во времени и по кругу лиц.

7. Признаки финансово-правового акта.

8. Конституция как источник финансового права. Законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие финансовые отношения. Понятие финансового законодательства.

9. Международные договоры как источники финансового права.

10. Роль постановлений Конституционного Суда РФ в регулировании финансовых отношений.

 

Глава 3. ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

3.1. Понятие, виды, элементы и особенности

финансовых правоотношений

 

В науке финансового права содержится значительное количество понятий финансового правоотношения. В основном они принципиально не различаются между собой. Предлагаем следующее определение финансового правоотношения.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители субъективных прав и юридических обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах обеспеченные государственным принуждением предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов (финансовых ресурсов).

Финансовое правоотношение, как и любое иное правоотношение, состоит из трех элементов: субъекты, объект и содержание.

Субъекты - это участники финансового правоотношения (физические липа, организации).

Объект - это то, ради чего люди вступают в финансово-правовые отношения (материальные блага, доход, прибыль и т.д.).

Содержание - это субъективные права и юридические обязанности, выражающие юридическую связь между субъектами (участниками) финансового правоотношения.

Финансовое правоотношение, как и любое другое правоотношение, возникает, изменяется или прекращается на основе правовых норм; участники конкретного правоотношения индивидуально определены, имеют субъективные права и несут соответствующие юридические обязанности, находятся под охраной государства.

Финансовое правоотношение в отличие от иных правоотношений:

1) возникает в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одним из его субъектов всегда является государство или местное самоуправление в лице своих органов или наделенный ими властными полномочиями соответствующий субъект права;

3) является разновидностью имущественных (денежных) отношений;

4) юридическая ответственность недобросовестного участника наступает непосредственно перед государством или муниципальным образованием.

Эти отмеченные признаки позволяют отграничить финансовое правоотношение от смежных правоотношений, например от административных правоотношений, возникающих при наложении административного штрафа. Административные штрафы, как известно, налагаются определенным органом государства и являются денежными, но они не возникают в процессе осуществления финансовой деятельности государства и не имеют цель формирование денежных ресурсов. Цель иная - наказание правонарушителей, поэтому данное общественное отношение регулируется не нормами финансового, а нормами административного права.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два важнейших правовых элемента: государственно-властный (организационный) и имущественный (денежный) <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2014. С. 41 и посл.

 

Мобилизация, распределение и расходование государством или муниципальными образованиями денежных средств (финансовых ресурсов) представляют собой деятельность (процесс) материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.

Властно-имущественный признак характерен и для определенных административных правоотношений (конфискация, реквизиция, административные денежные штрафы, переход в муниципальную собственность бесхозяйного имущества). Однако эти правоотношения возникают, изменяются и прекращаются в процессе определенной управленческой деятельности государства, не связанной непосредственно с управлением в сфере финансов, с организацией финансовой деятельности, в частности с организацией поступления денежных средств в бюджет государства.

Многообразие финансовых правоотношений предполагает и разнообразные основания, способы их классификации.

По своему материальному содержанию финансовые правоотношения можно группировать по следующим видам:

1) бюджетные;

2) налоговые;

3) в области страхования;

4) кредита (государственного и банковского);

5) расчетов;

6) в области денежного обращения;

7) валютных отношений.

В зависимости от направления финансовой деятельности финансовые правоотношения также в науке финансового права подразделяются: на бюджетные; внебюджетные; кредитные; страховые; налоговые; складывающиеся в сфере финансовой деятельности организаций вне зависимости от формы собственности, на которой они функционируют, и т.д.

Учитывая способ реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников, финансовые правоотношения также подразделяются на регулятивные и охранительные. Регулятивные финансовые правоотношения основаны на правомерных действиях участников финансовых правоотношений и наиболее часто используются субъектами финансового права в процессе осуществления финансовой деятельности, как публичной так и частной. В них реализуется регулирующая функция финансового права.

Охранительные финансовые правоотношения возникают вследствие совершения правонарушения. Возникает правовая связь между государством (муниципальным образованием) в лице компетентного органа или должностного лица и правонарушителем, в результате чего к нарушителю могут быть применены меры государственного принуждения, в том числе и меры юридической ответственности. В данном случае реализуется охранительная функция финансового права.

В зависимости от содержания финансово-правовых норм, лежащих в основе финансовых правоотношений, последние подразделяются на материальные и процессуальные. Первые возникают на основе материальных норм финансового права и выражают, в частности, правовой статус субъектов, участвующих в финансовой деятельности государства или муниципальных образований. Процессуальные финансовые правоотношения отражают юридическую форму финансовой деятельности (процесса аккумулирования, распределения, перераспределения и использования государственных (муниципальных) финансовых ресурсов (денежных фондов)), поэтому, как отмечается в литературе, являются вторичными и гарантирующими (обеспечивающими) реализацию материальных правоотношений.

Финансовое правоотношение, как отмечается в литературе, возникает между:

- органами государственной власти; органами государственной власти и управления общей компетенции;

- вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

- предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, службами и другими ведомствами;

- финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

- финансовыми органами и гражданами;

- самими финансово-кредитными органами и т.д. <1>.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Проспект, 2014. С. 25 и посл.

 

По структуре юридического содержания финансовые правоотношения подразделяются на простые и сложные; по своему объекту - на имущественные и неимущественные; по юридическому характеру взаимоотношений участников - на вертикальные и горизонтальные; по форме проявления субъективных прав и юридических обязанностей - на двусторонние и многосторонние. В науке финансового права ученые предлагают и иные классификации финансовых правоотношений.

 

3.2. Объект и субъект финансовых правоотношений

 

В юриспруденции под объектом правоотношения, как правило, понимают реальное благо (материальное или нематериальное), на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности участников правоотношения.

Объектом финансовых правоотношений могут быть разнообразные предметы материального мира, представляющие какую-либо ценность для субъекта финансового права: вещи, деньги, ценные бумаги, результаты работ, услуги и т.д. Например, по законодательству о налогах и сборах объектом являются налоги, которые в определенных случаях исчисляются и уплачиваются в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации физическими лицами и организациями.

В результате противоправных действий совершаются посягательства на материальные или нематериальные блага субъектов права, охраняемые возможностью применения мер государственного принуждения. В этих случаях возникают особые правоотношения, которые называют в юридической науке правонарушениями. Например, правоотношение, возникающее при принудительном взыскании неуплаченных налогов и сборов или при отзыве лицензии у банка за нарушение ведения банковских операций, при привлечение к мерам государственного принуждения при нецелевом использовании бюджетных средств и т.д.

В юриспруденции под субъектами правоотношений понимают участников правоотношения, имеющих субъективные права и юридические обязанности. В юридической литературе их называют также субъектами права. Субъектом финансового правоотношения является реальный участник конкретного правоотношения, имеющий субъективные права и юридические обязанности. Субъектами финансовых правоотношений могут быть публично-территориальные образования (государственно-правовые, административно-территориальные), различные организации, в том числе юридические лица, и физические лица.

Необходимо отметить, что особое место среди субъектов финансовых правоотношений занимают публично-территориальные образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. Государство в целом. Российская Федерация и субъекты РФ являются активными участниками различных финансовых правоотношений. Так, например, государство (Российская Федерация и ее субъекты) является субъектом бюджетных правоотношений, возникающих в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга. Реализуя принцип федерализма, в Бюджетном кодексе РФ закреплены бюджетные полномочия Российской Федерации, бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации, бюджетные полномочия муниципальных образований <1>. В области налогообложения Российской Федерации принадлежит налоговый суверенитет, проявляющийся в установлении, введении и взимании на своей территории обязательных платежей, в частности федеральных налогов и сборов; установлении региональных и местных налогов и сборов, возврате излишне взысканных или уплаченных налогов и сборов и т.д. <2>. Суверенные права принадлежат государству (Российской Федерации и ее субъектам) также в области государственного кредита; организации денежного обращения и денежной эмиссии; валютного регулирования и т.д. Реализует свои полномочия Российская Федерация в финансовых правоотношения через соответствующие органы и организации, действующие от ее имени.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

<2> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

Муниципальные образования также являются субъектами финансовых правоотношений и функционируют на основе Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 30 октября 2017 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <1>. Названный Федеральный закон определяет муниципальное образование как городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородскую территорию города федерального значения.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; СЗ РФ. 2017. N 45. Ст. 6573.

 

Местное самоуправление в Российской Федерации является одной из форм осуществления народом своей власти, обеспеченной в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, обеспечивается законами субъектов Российской Федерации.

Особый правовой статус муниципальных образований заключается в следующем: к ведению муниципальных образований относится самостоятельное решение вопросов, имеющих местное значение, в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, установление, введение, исполнение местного бюджета, выпуск муниципальных займов и т.д. Свои полномочия муниципальные образования осуществляют самостоятельно или через свои органы, которые могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с одновременным предоставлением им для осуществления переданных государственных полномочий соответствующих материальных и финансовых ресурсов <1>. Для реализации предоставленных полномочий муниципальным образованиям им необходимы определенные финансовые ресурсы, которые они мобилизуют в процессе осуществления публичной финансовой деятельности и для участия в которой им и предоставляется законом особый статус субъекта финансового права <2>.

--------------------------------

<1> Статьи 130, 132 Конституции Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // РГ. 1993. 25 дек.

<2> Савостьянова С.А. Правовое регулирование финансовой деятельности муниципальных образований: Дис.... канд. юрид. наук. М., 2012.

 

Другие субъекты (участники) финансового правоотношения также приобретают в соответствии с законом определенный финансово-правовой статус, который характеризуется совокупностью определенных субъективных прав, юридических обязанностей, установленной ответственностью, закрепленными в нормах финансового права, и который определяет их состояние относительно правовой системы.

Субъекты финансового правоотношения реализуют финансовую правосубъектность, закрепленную нормами финансового права, т.е. потенциальную возможность быть участником конкретных финансовых правоотношений (финансовая правоспособность) и самостоятельно от своего имени реализовать свои права и нести юридическую ответственность (финансовая дееспособность).

Финансовая правоспособность, как и любая правоспособность по российскому праву, возникает с момента рождения и прекращается смертью (объявлением умершим). Финансовая дееспособность для физического лица определяется достижением им определенного возраста и возможностью самостоятельно отдавать отчет своим действиям и руководить ими.

Значительную часть субъектов финансовых правоотношений составляют физические лица: граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством.

Основные права, свободы и обязанности граждан в области финансов закреплены в Конституции РФ и нормах финансового законодательства. Среди субъектов финансового права - физических лиц необходимо назвать индивидуальных предпринимателей, которые должны быть зарегистрированы в установленном порядке и осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Индивидуальные предприниматели участвуют в финансово-правовых отношениях, возникающих в различных сферах общественной жизни нашей страны.

Организации для участия в сфере финансов наделяются специальной правосубъектностью, которая, как отмечается в литературе, выражается в предоставлении им соответствующей компетенции (совокупности полномочий, прав, обязанностей, необходимых им для осуществления своих задач и функций), закрепленной в соответствующих нормативных правовых актах: федеральном или региональном законах, уставе, положении, договоре и т.п. При этом организации могут быть государственными и негосударственными.

В науке финансового права субъектов финансовых правоотношений, подразделяют:

- на органы государства, выполняющие функции управления в сфере финансов и обладающие в связи с этим необходимыми властными полномочиями (исполнительно-распорядительные, судебные, контрольно-надзорные и иные органы федерального и регионального уровня). Они выступают субъектами финансовых правоотношений, возникающих в различных областях общественной жизни страны (Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и другие);

- государственные и муниципальные унитарные предприятия, занимающиеся хозяйственной деятельностью и функционирующие на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления. Государственные и муниципальные унитарные предприятия осуществляют свою деятельность на основании Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г., с изм. и доп., вступ. в силу с 1 ноября 2017 г.) "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" <1>. Названный Федеральный закон определяет в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации правовое положение государственного унитарного предприятия и муниципального унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия и т.д.;

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2002. N 48. Ст. 4746; СЗ РФ. 2017. N 30. Ст. 4457.

 

- коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческая организация - это юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.

Некоммерческая организация - это юридическое лицо, не имеющее извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющее полученную прибыль между участниками.

Коммерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов и т.д.

Некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Некоммерческие организации могут в соответствии с законодательством осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствует этим целям. Российское законодательство допускает создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов;

- общественные объединения: общественные организации, общественное движение; общественные фонды, общественное учреждение; органы общественной самодеятельности; политические партии и т.д. Все они наделяются специальной правосубъектностью (компетенцией) для реализации задач и целей, ради которых они созданы. Те из них, которые наделены правами юридического лица, выступают в качестве субъектов различных финансовых правоотношений. Организация и деятельность общественных объединений регулируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. от 2 июня 2016 г.) <1>. Предметом регулирования названного Федерального закона являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, создание, реорганизацию и (или) ликвидацию общественных объединений. Итак, субъектами финансовых правоотношений в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими сферу финансов, могут быть физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, различные образования физических лиц вплоть до государства как национального социума.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1930; СЗ РФ. 2016. N 23. Ст. 3303.

 

3.3. Юридические факты в финансовом праве

 

В юриспруденции под юридическими фактами имеют в виду конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с действием юридических норм возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Конкретные обстоятельства, возникающие в реальной жизни, называются юридическими фактами потому, что они предусмотрены в гипотезе и диспозиции нормы права и с их возникновением связано наступление тех или иных правовых последствий, предусмотренных в том числе и в санкции нормы.

Указанные обстоятельства называются юридическими фактами потому, что в соответствии с нормами права определяют конкретное содержание взаимных прав и обязанностей сторон. Например, содержание прав и обязанностей налогоплательщика при отсрочке, рассрочке налоговых платежей устанавливается не только нормами Налогового кодекса РФ, но и договором между налогоплательщиком и налоговым органом, а последний является юридическим фактом.

Часто для возникновения правоотношения требуется фактический состав, т.е. совокупность двух или нескольких фактических обстоятельств, наличие которых необходимо для наступления юридических последствий (например, для возникновения кредитных правоотношений необходимо достижение определенного возраста, наличие трудового стажа, дохода (зарплаты), решение руководства банка о выдаче кредита).

Публичные финансовые правоотношения, например, всегда возникают, изменяются и прекращаются при наличии финансового планового акта, предусматривающего аккумулирование, распределение и использование государственных финансовых ресурсов.

Юридические факты в финансовом праве классифицируют по различным основаниям. Юридические факты по последствиям, которые они влекут за собой, подразделяются:

- на правообразующие - это такие факты, которые вызывают изменение финансовых правоотношений (например, приобретение земельного участка влечет за собой при определенных условиях возникновение обязанности по уплате земельного налога);

- правоизменяющие - это такие факты, которые вызывают изменение финансовых правоотношений (например, изменение ставки по тому или другому налогу);

- правопрекращающие - это такие факты, которые обусловливают прекращение финансовых правоотношений (например, уплата налога прекращает налоговое правоотношение).

Однако один и тот же юридический факт может вызвать несколько юридических последствий (в частности, смерть гражданина может вызвать возникновение налогового правоотношения в связи с переходом имущества по наследству, прекращение некоторых налоговых обязанностей, изменение правоотношения по кредитному договору и т.д.).

По волевому признаку юридические факты делятся на события и деяния (действие или бездействие).

События - это такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, пожар от удара молнии, истечение срока исковой давности и др.).

Действия - волевые акты поведения людей, внешнее выражение их воли и желания, которые бывают правомерными и неправомерными. Правомерные действия совершаются в рамках предписаний действующих финансовых правовых норм, в свою очередь они подразделяются на индивидуальные юридические акты и юридические поступки. Индивидуальные юридические акты, как отмечается в юридической литературе, - это внешне выраженные решения людей, направленные на достижение определенных правовых результатов в финансовой сфере. К ним относятся акты применения права (решения судебных и административных органов), договоры между организациями, заявления граждан и другие волеизъявления, вызывающие правовые последствия. Юридические поступки есть фактическое поведение людей, составляющее содержание реальных жизненных отношений (например, уплата налогов, возврат долга, передача вещей и денег по договору залога). Юридические поступки вызывают правовые последствия независимо от того, были они направлены на достижение указанных последствий или нет. Неправомерные действия - это правонарушения, активное поведение, нарушающее, например, законодательство о налогах и сборах, которые не направлены на соблюдение или направлены на нарушение предписаний, содержащихся в финансовых правовых нормах.

Бездействие - это пассивное поведение, не имеющее внешнего выражения. Бездействие может быть правомерным (соблюдение запретов) и неправомерным (неисполнение обязанности).

 

3.4. Способы защиты прав субъектов финансовых отношений

 

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых восстанавливаются (признаются) нарушенные (оспариваемые) права и осуществляется воздействие на правонарушителя. Федеральными нормативными правовыми актами предусмотрены такие способы (порядок) защиты прав субъектов финансовых правоотношений, как административный, судебный, прокурорский, самозащита прав.

Административный способ (порядок) защиты предполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права к вышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение или выполнившему действие. Процессуальный порядок реализации административного способа защиты достаточно прост, разрешение поданной жалобы осуществляется на общих правилах рассмотрения жалоб и заявлений органами государственной власти и предусматривает в основном месячный срок рассмотрения, если иное не установлено российским законодательством. Административный порядок предполагает упрощенное производство по поданной жалобе и вынесение решения по ней. Вместе с тем необходимо отметить, что административный порядок в некоторых случаях не исключает возможность для субъекта обращения впоследствии за защитой в суд либо ему предоставляется альтернативный выбор порядка защиты своих нарушенных прав. Так, например, в НК РФ имеется специальная глава 19, устанавливающая порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, в которой закрепляется право каждого лица обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действие или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права <1>. Как правило, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном в Налоговом кодексе РФ.

--------------------------------

<1> Статья 137 части 1 НК РФ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

 

Судебный способ (порядок) защиты прав субъектов финансового права означает реализацию конституционного права на судебную защиту его прав и свобод <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 ст. 46 Конституции РФ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

 

Право на защиту нарушенных прав и законных интересов гарантировано Федеральными конституционными законами от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 28 декабря 2016 г.) "О Конституционном Суде Российской Федерации" <1>, от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (в ред. от 5 февраля 2014 г.) "О судебной системе Российской Федерации" <2>, Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ <3> (в ред. от 29 июля 2017 г.), АПК РФ, БК РФ и НК РФ, КоАП РФ.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 1994. N 13. Ст. 1447.

<2> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 1997. N 1. Ст. 1.

<3> СЗ РФ. 2015. N 10. Ст. 1391; 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4772.

 

Право на обжалование имеет любой гражданин, считающий, что нарушены его права и свободы, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности, или созданы препятствия для осуществления его прав и свобод. Организации - субъекты финансового права вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором. К экономическим спорам отнесены споры о возврате из бюджета денежных средств, списанных контрольными органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном порядке, с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта; о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания; о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке, и т.д.

Гарантией судебной защиты является отнесение к экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, споров о признании недействительными ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов. Нормы права, закрепляющие возможность возмещения гражданам и юридическим лицам ущерба, причиненного незаконными действиями органов государственной власти и их должностными лицами, а также возможность привлечения их к дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности на основании решения суда, являются важной гарантией судебной защиты.

Возросла роль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права.

Существенная роль в защите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит прокуратуре РФ, которая согласно Конституции РФ (ст. 129) и Федеральному закону от 17 января 1992 г. N 2202-1 <1> (в ред. от 29 июля 2017 г.) "О прокуратуре Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10 августа 2017 г.) составляет единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4787.

 

В рамках защиты прав и интересов участников финансовых отношений прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и другие задачи.

В соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Осуществляя надзор за исполнением финансового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения, органы прокуратуры вправе проводить проверки по их исполнению и соблюдению финансового законодательства. Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами, заявлениями, а также иными сведениями о фактах финансовых правонарушений. В случае установления фактов нарушений финансового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих финансовые правоотношения, прокурор вправе принять такие меры, как: внести представление об устранении нарушений закона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органами государственной власти, органами местного самоуправления или финансовым органом; обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить производство по факту правонарушения.

Защита нарушенных прав и законных интересов субъектов финансового права осуществляется также и путем предоставления физическим лицам и организациям права на самозащиту своих прав. Указанный способ наиболее часто применяется в сфере налоговых правоотношений. Так, в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу РФ или иным федеральным законам <1>. На практике, как отмечалось в литературе, невыполнение налогоплательщиком неправомерных актов и требований налоговых органов часто влечет привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, поскольку критерии неправомерности акта или требования у налогоплательщиков и налоговых органов различны <2>. Однако необходимо отметить, что НК РФ устанавливает презумпцию невиновности, правоту налогоплательщика, так как все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) <3>.

--------------------------------

<1> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ (в ред. от 19 февраля 2018 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

<2> Налоговое право. Общая часть: В 2 т. / Под ред. И.И. Кучерова. М.: Юрайт, 2016. Т. 1. Учебник и пр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: