После установления причины плеврального выпота и назологической диагностики необходимо сформулировать развернутый клинический диагноз. На первое место выставляется основное заболевание, затем осложнение – сухой плеврит, экссудативный плеврит (парапневмонический, туберкулезный), плевральный выпот (диффузный или осумкованный) с указание локализации.
Примеры:
· Внебольничная правосторонняя пневмония тяжелого течения, парапневмонический экссудативный плеврит, дыхательная недостаточность 2-й степени.
· Системная красная волчанка подострого течения: поражение суставов (арталгия), кожи (эритематозная сыпь), полисерозит (плевральный выпот, перикардит), анемия, тромбоцитопения.
· Желчекаменная болезнь, операция холецистэктомия, послеоперационный поддифарагмальный абсцесс, реактивный экссудативный плеврит.
II. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.
1. Знание темы необходимо для решения профессиональных задач по диагностике и лечению больных плевральным выпотом (ПВ).
|
|
Изучение темы обеспечивается знанием и повторением курса нормальной анатомии, физиологии, патфизиологии, пропедевтики внутренних болезней, заболеваний сердечно-сосудистой системы, ревматологии, клинической иммунологии.
2. Цель занятия:
Уметь диагностировать заболевания, лежащие в основе образования плеврального выпота.
3. Задачи занятия:
Студент должен:
· уметь диагностировать наличие плеврального выпота на основании физикального обследования (пальпация, перкуссия, аускультация) и методов лучевой диагностики (рентгенологический, ультразвуковой);
· уметь разработать программу диагностического поиска с учетом конкретной диагностической ситуации (анамнеза, данных клинического исследования);
· уметь правильно интерпретировать данные, полученные при дополнительном исследовании в процессе диагностического поиска;
· уметь провести дифференциальный диагноз между различными заболеваниями, сопровождающимися наличием плеврального выпота, с учетом имеющихся результатов обследования и данных литературы;
· уметь сформулировать развернутый клинический диагноз с отражением основного заболевания, наличия осложнений сопутствующей патологии и т.д.
4. Студент должен знать:
Вопросы для подготовки к занятию (контроль исходного уровня).
Наиболее обсуждаемые вопросы:
1) Определение плеврального выпота;
2) Клинико-рентгенологическую диагностику плеврального выпота;
3) Исследование плевральной жидкости (клеточный состав, клиническая интерпретация результатов плевральной пункции);
4) Диагностический поиск у больных с плевральным выпотом;
|
|
5) Основные причины плеврального выпота (круг дифференциально-диагностического поиска).
6) Лечение плеврального выпота
5. Оснащение занятия:
1) Больные с клинической и рентгенологической картиной плеврального выпота;
2) Результаты инструментального и рентгенологического исследования больного с плевральным выпотом:
a. клинический анализ крови (СОЭ);
b. клинический анализ мочи;
c. биохимическое исследование крови (С-реактивный белок, фибриноген, общий белок, белковые фракции, АСТ, АЛТ, КФК, ЩФ, ЛДГ);
d. Исследование материала плевральной пункции, рентгенограммы, УЗИ, ЭхоКГ, КТ, МРТ, полости;
3) Клинические задачи (выпот в плевральные полости, транссудат, экссудат);
6. Курация больных
Задачи курации:
- Формирование навыков осмотра с целью выявления плеврального выпота;
- Формирование навыков постановки предварительного диагноза на основании данных опроса и осмотра;
- Формирование навыков составления программы обследования больных с наличием плеврального выпота
Клинический разбор больного
Клинический разбор проводится преподавателем или студентом под непосредственным руководством преподавателя. Задачи клинического разбора:
§ демонстрация методики опроса и осмотра больных с наличием плеврального выпота;
§ контроль у студентов навыков осмотра и опроса больных с наличием плеврального выпота;
§ демонстрация методика постановки диагноза заболевания, одним из проявлений которого является плевральный выпот;
§ демонстрация методики составления плана обследования больного с наличием плеврального выпота;
В ходе занятия разбираются наиболее типичные клинические ситуации, при которых развивается плевральный выпот. В конце разбора формулируется структурированный предварительный или окончательный диагноз, составляется план обследования и лечения пациента.
7. План проведения занятия:
1. | Введение, создание мотивации для изучения темы | - 10 минут |
2. | Проверка исходного уровня знания (тестовый контроль) | - 10 минут |
3. | Опрос студентов, обсуждение вопросов, решение ситуационных задач | - 10 минут |
4. | Самостоятельная курация больных в палате, в том числе тематических больных | - 60 минут |
5. | Клинический разбор по теме занятия | - 60 минут |
6. | Обсуждение результатов курации (клинические задачи) | - 20 минут |
7. | Подведение итогов занятия (бально-рейтинговая система). Задание на следующее занятие | - 10 минут |