Формулировка диагноза

После установления причины плеврального выпота и назологической диагностики необходимо сформулировать развернутый клинический диагноз. На первое место выставляется основное заболевание, затем осложнение – сухой плеврит, экссудативный плеврит (парапневмонический, туберкулезный), плевральный выпот (диффузный или осумкованный) с указание локализации.

Примеры:

· Внебольничная правосторонняя пневмония тяжелого течения, парапневмонический экссудативный плеврит, дыхательная недостаточность 2-й степени.

· Системная красная волчанка подострого течения: поражение суставов (арталгия), кожи (эритематозная сыпь), полисерозит (плевральный выпот, перикардит), анемия, тромбоцитопения.

· Желчекаменная болезнь, операция холецистэктомия, послеоперационный поддифарагмальный абсцесс, реактивный экссудативный плеврит.

 

II. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ.

1. Знание темы необходимо для решения профессиональных задач по диагностике и лечению больных плевральным выпотом (ПВ).

Изучение темы обеспечивается знанием и повторением курса нормальной анатомии, физиологии, патфизиологии, пропедевтики внутренних болезней, заболеваний сердечно-сосудистой системы, ревматологии, клинической иммунологии.

2. Цель занятия:

Уметь диагностировать заболевания, лежащие в основе образования плеврального выпота.

3. Задачи занятия:

Студент должен:

· уметь диагностировать наличие плеврального выпота на основании физикального обследования (пальпация, перкуссия, аускультация) и методов лучевой диагностики (рентгенологический, ультразвуковой);

· уметь разработать программу диагностического поиска с учетом конкретной диагностической ситуации (анамнеза, данных клинического исследования);

· уметь правильно интерпретировать данные, полученные при дополнительном исследовании в процессе диагностического поиска;

· уметь провести дифференциальный диагноз между различными заболеваниями, сопровождающимися наличием плеврального выпота, с учетом имеющихся результатов обследования и данных литературы;

· уметь сформулировать развернутый клинический диагноз с отражением основного заболевания, наличия осложнений сопутствующей патологии и т.д.

4. Студент должен знать:

Вопросы для подготовки к занятию (контроль исходного уровня).

Наиболее обсуждаемые вопросы:

1) Определение плеврального выпота;

2) Клинико-рентгенологическую диагностику плеврального выпота;

3) Исследование плевральной жидкости (клеточный состав, клиническая интерпретация результатов плевральной пункции);

4) Диагностический поиск у больных с плевральным выпотом;

5) Основные причины плеврального выпота (круг дифференциально-диагностического поиска).

6) Лечение плеврального выпота

5. Оснащение занятия:

1) Больные с клинической и рентгенологической картиной плеврального выпота;

2) Результаты инструментального и рентгенологического исследования больного с плевральным выпотом:

a. клинический анализ крови (СОЭ);

b. клинический анализ мочи;

c. биохимическое исследование крови (С-реактивный белок, фибриноген, общий белок, белковые фракции, АСТ, АЛТ, КФК, ЩФ, ЛДГ);

d. Исследование материала плевральной пункции, рентгенограммы, УЗИ, ЭхоКГ, КТ, МРТ, полости;

3) Клинические задачи (выпот в плевральные полости, транссудат, экссудат);

6. Курация больных

Задачи курации:

- Формирование навыков осмотра с целью выявления плеврального выпота;

- Формирование навыков постановки предварительного диагноза на основании данных опроса и осмотра;

- Формирование навыков составления программы обследования больных с наличием плеврального выпота

Клинический разбор больного

Клинический разбор проводится преподавателем или студентом под непосредственным руководством преподавателя. Задачи клинического разбора:

§ демонстрация методики опроса и осмотра больных с наличием плеврального выпота;

§ контроль у студентов навыков осмотра и опроса больных с наличием плеврального выпота;

§ демонстрация методика постановки диагноза заболевания, одним из проявлений которого является плевральный выпот;

§ демонстрация методики составления плана обследования больного с наличием плеврального выпота;

В ходе занятия разбираются наиболее типичные клинические ситуации, при которых развивается плевральный выпот. В конце разбора формулируется структурированный предварительный или окончательный диагноз, составляется план обследования и лечения пациента.

 

7. План проведения занятия:

1. Введение, создание мотивации для изучения темы - 10 минут
2. Проверка исходного уровня знания (тестовый контроль) - 10 минут
3. Опрос студентов, обсуждение вопросов, решение ситуационных задач - 10 минут
4. Самостоятельная курация больных в палате, в том числе тематических больных - 60 минут
5. Клинический разбор по теме занятия - 60 минут
6. Обсуждение результатов курации (клинические задачи) - 20 минут
7. Подведение итогов занятия (бально-рейтинговая система). Задание на следующее занятие - 10 минут

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: