Водоизмещение судна определяется путем составления уравнения весов. Для этого в формулу (29):
D = Do + Dw. (29)
подставляются все входящие величины. Получают уравнение с одной неизвестной величиной – водоизмещение судна. Уравнение весов в алгебраической форме имеет вид:
a*D – b*D0.5 – c = 0 (30)
Решение данного биквадратного уравнения определяет водоизмещение судна. После этого рассчитывают все составляющие: водоизмещение порожнем, запасы топлива, мощность СЭУ. Характеристики весовой нагрузки представляют в форме таблицы (табл. 16).
Таблица 16
Весовая нагрузка судов
(в тоннах)
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Скорость, V, узлы | V1 | V2 | V3 | ||||||
Число судов на линии, nc | |||||||||
Контейнеровместимость | |||||||||
Водоизмещение судна | |||||||||
Водоизмещение порожнем | |||||||||
Дедвейт судна | |||||||||
гузоподъемность | |||||||||
запасы топлива | |||||||||
вес экипажа | |||||||||
вес снабжения | |||||||||
жидкий балласт | |||||||||
Мощность ГД, кВт | |||||||||
Проверка D = Do + Dw. |
Расчет судовых эксплуатационных расходов
|
|
Амортизационные отчисления
Амортизационные отчисления устанавливаются в процентах от стоимости судна и дифференцированы по типам судов и судовой силовой установки:
Сам = 0,01*Кс*nам , млн. долл. в год. (31)
Норма амортизационных отчислений nам для энергетической установки с малооборотными дизелями для контейнеровозов составляет 6,9 % (в том числе 3,8 % – на полное восстановление и 3,1 % – на капитальный ремонт).
Расходы на текущий ремонт
Расходы на текущий ремонт рассчитываются по формуле
Срем = 0,028 * Кс,млн. дол. в год, (32)
Расходы на снабжение судов
Размер затрат на материально-техническое снабжение судна установлен в размере 2,0÷2,5% в год от стоимости судна.
Расходы на содержание экипажа
Расходы на содержание экипажа включают зарплату экипажа, расходы на столовое довольствие, расходы в инвалюте, расходы на проведение культурных мероприятий:
Сэк = Сзп + Ссд + Син + Ск (33)
Заработная плата экипажа в год с учетом начислений:
Сзп = 1,38 * nэк* 12 *ЗПэк, (34)
|
|
где ЗПэк – среднемесячная заработная плата экипажа, долл./в мес. на чел..
Расходы на столовое довольствие:
Ссд = 365 * nэк * Sсд, (35
где Sсд – норма столового довольствия, 6÷8 долл./чел. в сутки.
Расходы в инвалюте:
Син = 0,3 * nэк *12*ЗПэк. (36)
Расходы на соцкультбыт:
Скр = 365 * nэк * Sкр, (37)
где Sкр – норма расходов на проведение культурных мероприятий 0,5÷0,6 долл./сутки на человека.
Навигационные расходы
Навигационные расходывключают: расходы на агентирование в портах, стоимость навигационного инструмента, снабжение пресной водой, расходы на связь и представительские. Навигационные расходы рассчитывают по формуле
Снав = 0,28*Wk,тыс. долл. в год (38)
Портовые сборы
Ставки судовых портовых сборов в портах представлены в приложении 3 в рублях за единицу валовой вместимости судна (гросс тоннаж GT) в соответствии с Приказом ФСТ России от 04.05.2012 № 80-т/3.
В приближенных расчетах валовую вместимость судна можно определить в зависимости от дедвейта судна:
GT = 0,67÷0,83*Dw (39)
Судовые сборы за календарный год определяются по формуле
Ссб = 2*rр* GT *∑ Ссб (40)
Расходы на топливо
В эту статью расходов входит стоимость топлива и смазочного масла, необходимых для совершения судном рейсов за год. Стоимость топлива определяется отдельно на ходу и на стоянке:
Ст = Стх + Стс. (41)
Затраты на топливо на ходу определяются исходя из удельных норм расхода и цены одной тонны судового мазута:
Стх = Кзап*Ксм*Qтх*Цтм*Тх, (42)
где Ксм = 1,07 – коэффициент, учитывающий расход смазочного масла;
Кзап – коэффициент запаса, равен 1,1 ÷ 1,2;
Qтх = 24*qт*Nгд*10-6 – расход топлива в сутки на ходу, тонн;
Цтм – оптовая цена одной тонны судового топлива (мазута), руб.;
Тх = tх*rр – ходовое время судна за год, сутки;
tх – ходовое время за один рейс судна, сутки;
rр – количество рейсов судна за год;
qт – удельный расход топлива, грамм/на кВт в час;
Nгд – мощность главного двигателя, кВт;
Расходы на топливо на стоянке определяются в зависимости от цены дизельного топлива:
Стс = Кзап*Ксм*Qтс*Цтд*Тст , (43)
где Qтс – расход топлива на стоянке 2÷5 т в сутки можно принять в зависимости от величины контейнеровместимости судна;
Цтд – оптовая цена тонны дизельного топлива;
Тст – время стоянки за год.
8. Годовые эксплуатационные расходы по судну:
Ссуд = Сам + Срем + Ссн + Сэк + Снав + Ссб + Ст (44)
9. Годовые эксплуатационные расходы по флоту определяются расходами по судну и количеством судов на линии:
Сфл = Ссуд*nc (45)
По результатам расчетов эксплуатационных расходов составляется таблица 17.
Таблица 17
Эксплуатационные расходы судов
(в миллионах ам. долларов)
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Скорость, V, узлы | V1 | V2 | V3 | ||||||
Число судов на линии, nc | |||||||||
Контейнеровместимость | |||||||||
Составляющие расходов: | |||||||||
Расчет экономических показателей
1) Доходы судна от эксплуатационной деятельности:
Д = Q * f (46)
где Q – объем перевозок в ДФЭ;
f – ставка фрахта на ед. ДФЭ.
2) Балансовая прибыль:
Пбал = Д – Сфл (47)
где Сфл – судовые эксплуатационные расходы по флоту.
3) Налоги от балансовой прибыли:
Н = 0,35*Пбал (48)
|
|
4) Чистая валютная выручка (ЧВВ):
ЧВВ = Пбал – Н (49)
Критерии экономической эффективности
1) Удельные приведенные затраты:
fуд = (Кс*Е + Ссуд)*nc / Q (50)
где Е = 0,15 – нормативный коэффициент капитальных отчислений;
Кс – контрактная стоимость судна;
Спр – суммарные эксплуатационные расходы по всем судам на линии.
2) Рентабельность капитальных вложений:
Rвл = 100*(ЧВВ / Квл), % (51)
где Квл = Кс* nc – капитальные затраты во флот ( общая стоимость судов на линии).
3) Срок окупаемости капитальных вложений:
Ток = 100*(Квл / ЧВВ), лет (52)
Таблица 18
Экономические показатели и критерии
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Скорость, V, узлы | V1 | V2 | V3 | ||||||
Число судов на линии, nc | |||||||||
Контейнеровместимость | |||||||||
Показатели: | |||||||||
….. | |||||||||
Критерии: | |||||||||
….. |