Расчет интегрального экономического показателя

При технико-экономическом обосновании оптимальных характеристик судна возникает необходимость в решении многокритериальной задачи, когда различные критерии экономической эффективности указывают на выбор различных вариантов.

Для решения многокритериальной логистической задачи определяют обобщающий, или интегральный, экономический критерий. Процедура его расчета следующая.

Если частный критерий относится к максимизируемым (норма прибыли или рентабельность), то среди всех вариантов судна находят его максимальное значение, приравнивают его к единице и пересчитывают все остальные варианты, для которых этот критерий будет меньше единицы.

Если частный критерий относится к минимизируемым (удельные приведенные затраты или срок окупаемости капитальных затрат), то его минимальное значение приравнивают к единице и пересчитывают все остальные варианты, для которых этот критерий будет также меньше единицы.

После этих процедур относительные критерии можно суммировать в один интегральный критерий.

Суммарный показатель (интегральный критерий) находим как сумму всех относительных критериев по каждому варианту. Тот вариант, где интегральный критерий максимальный, определяет судно с оптимальными характеристиками для данной линии перевозок.

Выводы по расчетам

Выводы должны содержать обоснование выбора оптимального типа контейнеровоза. Для этого необходимо проанализировать экономические и эксплуатационные показатели работы судов на линии, выявить основные закономерности в динамике показателей.

В заключение следует представить выбранный вариант и характеристики судов на линии.

Расчет основных параметров грузового плана

Распределение контейнеров на трюмные и палубные

1) Число контейнеров в трюме:

Wтр = Wк*(1 – Kпал),                           (53)

где Wк = Wтр + Wпал – общая контейнеровместимость судна;

Kпал – коэффициент палубных контейнеров равен отношению количества контейнеров на палубе к общей контейнеровместимости судна. В общем случае равен = 0,25÷0,7. Для расчетов коэффициент палубных контейнеров Kпал можно принять в пределах 0,45÷0,55.

2) Число контейнеров на палубе:

Wпал = Wк – Wтр.                                           (54)

Проектирование штабеля контейнеров

1). Количество контейнеров по ширине трюма

Количество контейнеров по ширине трюма рекомендуется выбрать из следующих значений: nв = 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 14, 15, 16. Определяется по близкому прототипу или принимается в зависимости от общей контейнеровместимости судна. На палубе по ширине судна обычно стоит на 1÷2 контейнера больше, чем в трюме.

2). Количество контейнеров по высоте трюма

По высоте трюма количество контейнеровопределяется из ряда: nн = 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Количество контейнеров по высоте трюма выбирается по близкому прототипу или самостоятельно. По высоте трюма контейнеров обычно примерно в полтора раза меньше, чем по ширине. На крышках люка устанавливают 3÷5 ярусов контейнеров по высоте.

3). Число контейнеров по длине судна

По длине судна число контейнеров определяется по формуле

nl = (Wтр / nв*nн) + (3÷5)                     (55)

Во вторых скобках – число контейнеров, которое учитывает сужение носовой и кормовой оконечностей судна.

Расчет главных размерений судна

1). Ширина судна

В = bк*nв + ∑Взаз + 2*bо               (56)

где bк = 2,44 м – ширина стандартного контейнера;

∑Взаз – сумма зазоров между контейнерами по ширине судна в трюме. Величина одного зазора составляет 0,235 м;

bо = 0,5*B*(1 – Kв) – ширина двойного борта;

Kв – коэффициент раскрытия палубы по ширине. Значение этого коэффициента находится в пределах от 0,8 до 0,92.

2). Высота борта

H = hк*nн + hдд + а - hком                       (57)

где hдд = 1,2÷1,4 м – высота двойного дна;

hком = 1,2 м – высота комингса грузового люка;

a = 0,3÷0,5м – расстояние от крыши верхнего контейнера до нижней плоскости крышки люкового закрытия;

hк = 2,44; 2,59; 2,75; 2,9 м – высота контейнера (соответственно 8; 8,5; 9; 9,5 футов). Наибольшее распространение в настоящее время получили контейнеры высотой 8,5 и 9 футов.

3). Длина судна

L = Lф + Lах + Lмо + Lтр                                (58)

где Lф = 0,05*L – длина форпика;

Lах = 3÷7 м – длина ахтерпика;

Lмо = 25÷30 м – длина машинного отделения;

Lтр = lк · nl + 0,235 · nl + (nl / 2) · 1,5 – длина трюмной части;

lк = 6,1 м – длина 20-футового контейнера.

4). Осадка судна

Т = D / (γ*δ*L*B)                               (59)

где γ = 1,025 м³/т – удельный вес морской воды;

δ – коэффициент общей полноты судна равен 0,63÷0,72. Для высокоскоростных судов коэффициент общей полноты принимает меньшее значение.

5). Расчет отношений главных размерений

Отношения главных размерений должны соответствовать среднестатистическим значениям:

L / B = 6,62 ± 0,4 B / T = 2,81 ± 0,3
H / T = 1,56 ± 0,3 L / H = 12,2 ± 3

Если полученные отношения главных размерений контейнеровоза не входят в указанные пределы, то следует изменить конфигурацию штабеля трюмных контейнеров (пункт 6.2), то есть принять другие значения nв, nн, nlи заново пересчитать главные размерения судна.

 

 

Составление и проверка грузового плана

Построение грузового плана судна

Грузовой план – представляет собой схему размещения контейнеров на судне, включая расчеты, необходимые для проверки мореходных качеств.

Грузовой план является документом, согласно которому производят погрузку контейнеров на судно в порту отправления и выгрузку контейнеров в портах назначения.

Цель составления грузового плана:

– оптимизация размещения контейнеров в рейсе с учетом очередности разгрузки судна в портах захода;

– максимальное использование контейнеровместимости судна;

– удовлетворение мореходных и прочностных качеств судна;

– минимизация принимаемого водного балласта.

Проектирование грузового плана судна начинают с построения схемы продольного расположение контейнеров. Данная схема состоит из двух блоков – штабеля контейнеров в трюме и штабеля палубных контейнеров. Сетка грузового плана строится согласно основным характеристикам – числу контейнеров по ширине nв, по высоте nн и по длине nl.

На схеме грузового плана нос судна обязательно располагается справа, а корма слева. Внизу вычерчивают трюм суда, выше палубу. Трюмные и палубные ячейки должны быть согласованы по вертикали.

Вычерчивание схем поперечных сечений не требуется.

Контур судна может быть обозначен символически.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: