В состав характеристик контейнеропотока входят объемы перевозок в прямом и обратном направлениях, объемы перевозок 20-ти и 40-ка футовых контейнерах в физическом измерении.
Характеристики контейнеропотока определяют структуру контейнерного парка на линии, влияют на выбор элементов морской составляющей контейнерной системы, от них зависит время стоянки контейнеровозов в порту.
В линейных перевозках контейнеров наблюдается значительная несбалансированность контейнеропотока в прямом и обратном направлениях. За прямое направление принимается то, на котором объем перевозок максимальный.
Структура перевозок в прямом и обратном направлениях определяется коэффициентом сбалансированности грузопотоков в этих направлениях. Этот коэффициент рассчитывается по формуле
Ксб = (Qmax + Qmin) / 2*Qmax. (9)
Характеристики контейнеропотока рассчитываются в следующей последовательности:
Контейнеропоток в прямом направлении (максимальный):
Qmax = Q / (2*Ксб). (10)
|
|
Контейнеропоток в обратном направлении (минимальный):
Qmin = (2*Ксб – 1)*Q / 2*Ксб = Q – Qmax. (11)
Объем перевозок двадцатифутовых контейнеров:
Q20 = К20*Q, (12)
где К20 = Q20 / Q – коэффициент 20-ти футовых контейнеров. Этот коэффициент показывает долю 20-ти футовых контейнеров в общем объеме перевозок и на различных линиях может принимать значение в пределах от 0 до 1,0. В последнее время доля 20-футовых контейнеров в мировых перевозках имеет тенденцию к уменьшению.
Объем перевозок 40-ка футовых контейнеров в физическом измерении:
Q40 = (1 – К20)*Q / 2. (13)
Общий объем перевозок контейнеров в физическом измерении на линии:
Qф = Q20 + Q40 = 0,5*Q*(1 + К20). (14)
Определение потока в физическом измерении необходимо для вычисления стояночного времени судна в порту.
Расчетные параметры контейнеропотока по направлениям перевозок записываются в табличной форме (табл. 9).
Таблица 9
Параметры контейнеропотока
Направление перевозок | Контейнеры, ДФЭ | Контейнеры в физических единицах | ||
20' | 40' | Итого физ. ед. | ||
В прямом направлении | ||||
В обратном направлении | ||||
Итого |
Расчет морской составляющей
Мультимодальной системы
Составление вариантной таблицы
В данном расчете варьируются следующие величины:
1) скорость хода контейнеровозов, узлы;
2) число судов на линии, ед.;
3) число портейнеров (портальных кранов), одновременно обрабатывающих судно в порту.
|
|
Расчеты выполняются в таблице 10.
Рекомендации по составлению вариантной таблицы:
1. Значение скорости в средних вариантах (nс2)должно соответствовать той величине, которая была принята в пункте 2.1.1. (таблица 3). Другие варианты по скорости следует выбирать с шагом плюс минус 0,5 или 1,0 узел. Варианты в таблице 10 надо располагать по возрастанию скорости.
Таблица 10
Вариантная таблица
№ варианта | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Скорость, V, узлы | V1 | V2 | V3 | ||||||
Число судов на линии, nc | |||||||||
Число портейнеров на одно судно, nкр | |||||||||
Параметр «А» | |||||||||
Параметр «С» | |||||||||
Параметр «В» | |||||||||
Контейнеровместимость судна, Wк, ДФЭ | |||||||||
Ходовое время рейса, tх сут. | |||||||||
Стояночное время рейса, tст, сут. | |||||||||
Соотношение tст /tход | |||||||||
Время рейса, tр, сут. | |||||||||
Число рейсов, rр | |||||||||
Частота судозаходов, tч сут. | |||||||||
Провозная способность линии, Ппров, ДФЭ/год |
2. Минимальное число судов на линии рассчитывается по формуле (17). Если число судов, рассчитанное по формуле (17), меньше 1,0, то для расчетов следует принять nс1 = 1; nс2 = 2; nс3 = 3. Если по расчету контейнеровместимость (17) принимает значение более 4500 ДФЭ, то рекомендуется увеличить число судов и принять nс1 = 2; nс2 = 3; nс3 = 4 или более.
3. Число портальных перегружателей – портейнеров (nкр) – принимается из расчета: один портейнер на 1000 ДФЭ контейнеровместимости судна. Варианты по числу портейнеров рекомендуется располагать в убывающем порядке, например nкр1 = 2, nкр2 = 2, nкр3 = 1.
6.2. Параметры для расчетов
В = 48*Kсб*Kw*Tэ; (15)
С = (2*L / Kv*V) + 4*tвсп.,
где tвсп – вспомогательное время стоянки судна в порту принимается 3÷5 часов на один приход или отход судна;
Кw – коэффициент использования расчетной контейнеровместимости принимается в пределах 0,65÷0,85;
Ксб – коэффициент сбалансированности грузопотока в прямом и обратном направлениях задан в исходных данных;
К20 – коэффициент двадцатифутовых контейнеров – задан;
Кv – коэффициент использования расчетной скорости судна принимается в пределах 0,9÷0,95;
Кнп – коэффициент непроизводительных работ на терминале равен 1,1÷1,25.
Данные параметры рассчитываются и заносятся в таблицу 10. Точность расчетов параметров А, В и С должна быть до 4÷5 значащих цифр.
Валовая интенсивность погрузо-разгрузочных операций (число контейнеров, обработанных на терминале за час) вычисляется по формуле
Мвал = 60 / tк (16)
где tк– цикл обработки одного контейнера портейнером на терминале в физическом измерении равно 2÷3 минуты.
Валовая интенсивность грузовых работ в портах отправления и перевалки может быть различной.
Расчет минимального числа судов на линии производится по формуле
Число судов nс, рассчитанное по (17), округляется до ближайшего большего целого числа. В таблице10 число судов по вариантам должно быть не менее рассчитанного по формуле (17).
Контейнеровместимость судна:
Ходовое время судна за рейс:
tх = 2L / Кv*V (19)
Стояночное времясудна в морских портах за рейс:
Ходовое и стояночное время в таблице 10 указывается в сутках, которые не округляются до целых чисел.
|
|
Рекомендуется, чтобы отношениеtс/tх было не более 0,6. Если оно больше, то во всех вариантах необходимо увеличить количество судов на одно судно и снова произвести расчеты при nc + 1. Данную операцию повторяют до тех пор, пока соотношение стояночного и ходового времени tс/tх не станет меньше 0,6. Это обеспечит необходимую эффективность эксплуатации морских судов на контейнерной линии. Контейнеровместимость судна при этом не должна превышать расчетную 4500 ДФЭ для возможности захода судов в порты Приморского края.
Время полного рейсаконтейнеровоза в сутках:
tр = tх + tс. (21)
Число рейсов судна за год:
rр = Tэ / tр, (22)
где Tэ – навигационный период работы судна, сутки;
tр – время рейса в сутках.
Число рейсов за год измеряется с точностью до сотых.
Частота судозаходов определяется делением времени рейса на число судов на линии. Следует добиться приемлемой частоты судозаходов, которая определяет контейнерный сервис на линии.
Провозная способность судов на линии:
Ппров = 2 * nс * Кw * rр * Wк (23)
Провозная способность судов на линии должна быть не менее объема перевозок за год.