Русская культура середины XIII– XV в

В культуре данного периода нашли отражение основные политические события: борьба с монгольским господством, объединительные тенденции, возвышение Москвы, превращение России в центр православия после падения Византии.

Тема борьбы с монголами представлена в произведениях куликовского цикла, исторических песнях и воинских повестях, в которых воспевались реальные русские герои – «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Задонщина» боярина Софония из Рязани, «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о взятии Москвы Тохтомышем». О расширении экономических и культурных международных связей Руси говорит возрождение жанра «хождения» - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, побывавшего в начале 70-х гг. XV в. в Индии и Персии.

Важное место в русской культуре этого периода занимает публицистика. Псковский монах Филофей в послании Василию III утверждал, что Москва есть «Третий Рим», подчеркивая тем самым идею преемственности власти московских государей от византийских императоров.

К XIV-XV вв. относится расцвет русской иконописи. В это время создают свои иконы лучшие иконописцы - Феофан Грек (икона Донской Богоматери), Андрей Рублев (был иноком Спасо-Андроникова монастыря в Москве, главный труд «Троица», автор росписей соборов Московского Кремля, Успенского собора во Владимире), Дионисий (автор росписи Ферапонтова монастыря). Стиль Андрея Рублева, глубоко национальный по своей сущности, отличающийся неповторимой индивидуальностью, надолго определил особенности не только московской школы живописи, но всей русской художественной культуры.

Новый этап наступает в развитии русского зодчество. В целом происходит синтез, смешение архитектурных школ. Особенно заметны успехи зодчих в Москве. Иван III отстраивает ее как центр православия и столицу государства. При нем возводятся стены и башни Кремля из обожженного красного кирпича, Успенский, Благовещенский соборы, Грановитая палата. Для знакомства русских мастеров с архитектурно-строительной техникой итальянского Возрождения в Москву приглашаются итальянские мастера Аристотель Фиораванти, Марко Руффо, Антонио Солари.

В XIV – XV вв. в тяжелейших условиях борьбы за национальное освобождение, в обстановке патриотического подъема происходило объединение Северо-Восточной Руси. Москва, политическая и религиозная столица поднимающегося единого Российского государства стала центром формирования великорусской народности. Рост народного самосознания, идея единства, тенденция к преодолению областнических тенденций в общественной мысли, литературе, искусстве – все это свидетельствовало о зарождении общерусской культуры.

Выводы

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что:

- в результате упорного сопротивления Русь сохранила свою государственность и культуру;

- во второй половине XIII-XIV вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепления своей власти, который проходил в трудных условиях противостояния золотоордынцам, а также преодоления сепаратизма удельных князей;

- благодаря ликвидации раздробленности Северо-Восточной и части Северо-Западной Руси Московское государство добилось независимости и стало проводить самостоятельную внешнюю политику, превратившись в субъект международных отношений;

- однако исторические особенности развития российской цивилизации, достижение политической независимости территориального объединения в условиях недостаточной социально-экономической зрелости приводили к складыванию деспотической формы государства;

- русская культура сохранила национальный характер. Конец XIV-XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы последствия монгольского нашествия для Руси?

2. Каково историческое значение борьбы русского народа с восточной и западной агрессией?

3. Каковы особенности образования единого Русского государства? Какие факторы и почему играли решающую роль в объединении страны?

4. В чем заключалась система центрального и местного управления Российского государства?

5. Когда и под влиянием каких факторов начинается процесс возрождения русской культуры?

V. Эволюция московской государственности в XVI – начале XVII века в контексте европейского развития

План

5.1 XVI в. в истории Европы.

 5.2 Иван Грозный: реформы «Избранной Рады» и опричнина.

5.3 Внешняя политика России в XVI веке.

5.4  Смутное время в начале XVII в. как кризис российской государственности.

5.5 Культура России в XVI веке.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: