Дзеянні (Д) - агульналагічныя і спецыфічныя

І АПЕРАЦЫІ - Д мэтаўтварэння

            - Д праграмавання

  Д планавання  - Д выканаўчыя   - Д кантролю і самакантролю

- Д ацэнкі і самаацэнкі

              =

           (По Л.Д. Столяренко)

Мыслительный процесс - это целенаправленный процесс, которому предшествует осознание исходной проблемной ситуации. В результате её анализа вычленяется проблема, которая формулируются и решается в виде задачи.

            Этот процесспроходит ЭТАПЫ:

1) Мотивации  (желания решить проблему).

2)  Анализа проблемы (Что дано?Что нужно найти? Включение недостающих и исключение избыточных данных).

3) Поиска решения на основе:

3.1) одного известного алгоритма (репродуктивное мышленеие);

3.2) выбора оптимального из множества известных алгоритмов;

3.3) комбинации отдельных звеньев известных алгоритмов;

3.4) принципиально нового решения ( творческое мышление ).

3.5) В случае неудачи переключение на другую деятельность,созревание идей, инсайт - мгновенное осознание решения.

Факторы способствующие озарению:

 а) увлечённость проблемой;

б) вера в успех;

 в) высокая информированность в проблеме,опыт; г)высокая ассоциативная деятельность мозга.

4)  Логического обоснования найденной идеи решения, логического доказательства правильности решения.

 

5) Реализации решения.

6) Проверки найденного решения.

7) Коррекции (в случае необходим. возвр.к этапу 2).

В ыделяют СТАДИИ решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решени я.

   Рассмотрим, как реализуется идея развития в наиболее моделях видных белорусских и русских учёных-педагогов. В личностно-логической модели А.А.СТОЛЯРА одной из основных задач обучения математике ставится развитие логического мышления. Для этого в начальном обучении математике широко используются:

· логическиеметоды: анализ и синтез, абстрагиро-вание и конкретизация, сравнение и аналогия, эмпирическое обобщение, рассуждения по индукции и дедукции;

· в неявной форме практически и на играх логические операции и кванторы: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, кванторы общности и существования ;

· простейшие правила дедуктивного вывода;

· пропедевтические представления об операции, алго-  

ритме,кодировании, вероятности, координатах и др.

· эвристические методы решения типовых и нестандарт-ных математических и логических задач.

      В личностной модели обучения Л.В.ЗАНКОВА основной задачей обучения является не только умственное, а общее развитие учащихся. При этом процесс обучения учащихся в школе подчиняется принципам:

· обучение на высоком уровне трудности,

· ведущая роль теоретических знаний;

· быстрый темп изучения учебного материала;

· осознанный характер учебной деятельности самостоятельной оценкой не только результатов, но и всего процесса осуществления этой деятельности;

·  работа по развитию сильных и слабых учащихся на основе дифференцированного и индивидуального подхода.

       В дедуктивно-деятельностной модели В.В.ДАВЫДОВА обучение направлено на развитие теоретического мышления в учебной деятельности учащихсяна основе принципа восхождения в познании от абстрактного к конкретному. Особенностями концепции В.В. Давыдова являются:

· усвоение сначала общих, а затем конкретных зна-ний выделением исходного основания, из которого генетически выводятся все последующие знания;

· моделирование учащимися в предметной, графичес-кой или знаковой форме главного отношения учеб-ной задачи;

· конкретизация генетически исходного всеобщего отношения в системе решения частных учебных задач;

· постепенный перевод внешней познавательной деятельности учащихся во внутренний план и наоборот.

· овладение в процессе обучения младшими школьниками теоретическим мышлением и научными понятиями. 

Из практики работы белорусских и зарубежных школ можно выделить другие модели начального обучения математике. (Эрдниев, Моро и Бантова, Истомина, Холодная, Чуприкова, шаг за шагом, школа 2100, Герасимов, Ходова, Волкова, Лысенкова, Шаталов и другие).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: