Вид исполнительского

    ИСКУССТВА - ТЕАТР

 

  Театральная импровизация (актёрская импровизация) — игра актёра по созданию сценического образа, действия и создания собственного текста во время представления, не по заранее созданному сценарию. Импровизация в театральном действии зародилась в народных представлениях и достигла высочайшего уровня в народной итальянской комедии дель арте (XVI—XVIII века) и французском фарсе (XV—XVI века).

ИСТОРИЯ ТЕАТРА – (греч.«место для зрелищ») род И.особенностью которого является художественное отражение жизни посредством драматического действия, осуществляемого актёрами перед зрителями. Сочетает выразительнные средства драмы, музыки, пения, танца, живописи. Т.объединяет действенное и зрелищное начала, в результате достигается синтетизм теататрального И. Специфика Т.– в изображении актёром событий, которые как бы непосредственно происходят перед зрителем. Одной из первичных форм драм.действия является ПАНТОМИМА (получившая широкое распространение как Т. в ряде стран Востока+муз.сопров., +ритмизирован.сказ), Принцип синтетизма в ОПЕРЕ – музыка, драма, вокал, и часто танец.

Сущность носителя драматического действия в Т. - АКТЁР –перевоплощение(данные, грим, речь); но Т. – искусство коллективное: драматурга, актёра, режиссёра, художника, композитора, сценографа.

Зарождение Т. В глуб.древности.Труд.обряды, племенные игры, Мистерия Озириса в Др.Египте, Др.Восток(Индия,Китай, Бирма, Индонезия). Культура Т.Античности. Др.Греция (подъём этогоИ. в Vв.до н.э.). Драматургия Эсхила, Софокла Еврипида, Аристофана – несла идеи служ-я родине, моральн.стойкости. Эти трад-ии нашли развит. В Др.Риме: комедии нравов (Плант, Теренций), развив.зрелищн.сторона.

В Ср.Века в Зап Евр.Т.борьба реалист.демократ.тенд-ий народн.И. с религ.-мистич.идеолог-й. С XIв.появл.народн.брод.актёры – жонглёры. Во 2-ой пол. XVв. Во Франции получ.развит.демокр.жанр Т. – ФАРС.

Возрождение–Т.высокого гуманизма, воздейст.античн.драматургии(Аристотель, Гораций) в Италии, Испании, Англии. Нач.XVIв. импровиз.сатир.комедия итальянск.КОМЕДИЯ МАСОК. Идейная напрвл-тьТ.эпохи Возр-ия опред.В.Шекспир, Лопе де Вега. Созданы первые проф.труппы.

С Франции XVIIв. Т. КЛАССИЦИЗМА: П.Корнель, Ж.Расин –героич.декламация. На этом фоне тв-во Мольера связано с лучш.трад.нар.фарса, треб.от актёра глуб.изуч-ия жизни.

XVIIIв. Расцвет ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО Т.: критика общ.строя, нов.идеи. (Д.Дидро, Г.Лессинг-нем.)Р.Шеридан-англ., К.Гольдони-итал.,

Конец XVIIIв.-рост культ.потребн.шир.масс, появл.»бульварных театров»(Париж), «малых»(Нью-Йорк).

Т. XIXв. – разчарование перед.кругов рез-том бурж.рев-ии. Помимо классич.комедии и трагедии, шир.распростр.получ. «ВОДЕВИЛЬ», МЕЛОДРАМА, РОМАНТИЧЕСКАЯ ДРАМА. Актер.романтики – бурн.эмоц-ть, бунтарск.пафос, В комедии ярк.характерность. Обострен.соц против-ий в посл.десят.XIXв. – нов.проц.в Т., усилен.борьбы за идейно-содержат.передовой (Г.Ибсен-норв., Б.Шоу, Дж.Голсуорси.)

В Т.нач ХХв. получ.распростан.разл.теч-я: символ-м, экспресс-м, рожд.театры КАМЕРНЫЕ для узк.круга зрит., но для нар.масс, для борьбы за демократ-кую гуманистич.направл-сть Т. – созд-ие нар.Т,

История Театра  в России связана с древними народными обрядами и играми.

- К ХIв. относится перв.упомин. о бродяч.нар.актёрах – СКОМОРОХАХ;

- в XVI-XVIIвв. происходит расцвет НАРОДНОЙ ДРАМЫ; попул-ть приобрет.Т. ПЕТРУШКИ. Представляющие древнерусский Т. родственные по образному строю русской народной поэзии были близки таким видам как: мим, ателлана, фарс;

- в XVIIв. появл.школьн.Т., практика кот.способствовала возникн.письмен.драматург. на библейск. И историч.темы.(Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович). В XVIIв. зарождается придворн.театр.

- В конце XVIIIв. шир.распростан.КРЕПОСТНЫЕ ТЕАТРЫ. Потребность в национ.Т. опред-ла развит.русск.даматургш.в русле просвет.классицизма в сер.XVIIIв. Русск.публичн.Т.перерастали в пост.государств., и пополн.участниками любит.полупроф.трупп (ярославск. Ф.Г.Волкова), друг.крупн.актёр – И.А.ДмитриевскийИнтерес ИСПОЛНИТЕЛЕЙ к раскр.душевн.мира героев, постан-ка комич.опе, бытовых комедий (Д.И.Фонвизин, И.А.Крылов).

Важн.период 1812-25гг. период общест.подъёма – драматургия в напрвл.ПРОГРЕССИВНОГО РОМАНТИЗМА. Романтики борол-сь протв трад-ий мешавших развит.национ.Т. Актёры нач.XIXв. А.С.Яковлев, Е.С.Семёнова в своём тв-ве обогащ.идейн. и эмоц.содерж-ия образов. А.С.Грибоедов, Н.В.Гоголь создали реалист.драму. В 1830-40-ыегг. Эстетика В.Г.Беллинского, А.И.Герцена способств.дальнейш. демократ-ии Т. М.С.Щепкин синтез.реал.достиж-ия предшест.периода и поднял на нов.ступень развития. Искус-во П.С.Мочалова и др.акт.-романт. проникнуто страстн.стремл-ем к свободе, верой в красоту и силу человеч.личн-ти. В русск.акт.иск-ве ХIХв. достигнуто слияние принципов переживания и перевоплощения. В 40-50-ые гг.Х1Хв.-развит.сценич.реализма: пьесы А.Н.Островского, И.С.Тургенева, А.В.Сухово-Кобылина, актёрыА.Е.Мартынов, П.М.Садовский.

В 80-90гг. приобрет.важн.знач-е новаторск.начинания в обл.режис.И.         Для театра ХIХ века были характерны громкие, полные страсти монологи, эффектные положения, подготавливающие театральные уходы, то есть эффектно завершив свою сцену актер подчеркнуто театрально удалялся вызывая рукоплескание зала. За театральными чувствами исчезали сложные жизненные переживания и раздумья. Вместо сложных реалистических характеров накапливались трафаретные сценические роли. Чиновники, управляющие «императорскими» театрами, упорно стремились превратить их в места легкого развлечения.
Два великих события в театральной жизни знаменуют собой конец ХIХ века – рождение драматургии А.П.Чехова и создание Художественного театра. В первой же пьесе Чехова «Иванов» обнаружились новые черты: отсутствие деления персонажей на героев и злодеев, неспешный ритм действия при огромной внутренней напряженности. В 1895 году Чеховым была написана большая пьеса «Чайка». Однако спектакль, поставленный по этой пьесе Александрийским театром провалился. Драматургия требовала новых сценических принципов: Чехов не мог прозвучать на сцене без режиссуры. Новаторское произведение было оценено драматургом, театральным педагогом Немировичем-Данченко, который вместе с актером режиссером Станиславским создали новый Художественный театр. Подлинное рождение Художественного театра состоялось в октябре 1898 года при осуществлении постановки чеховского «Царь Федор Иоаннович». На сцене увидели не актеров, играющих в «публику», а подлинных живых людей, говорящих между собой самым обыкновенным, не приподнятым тоном, словно у себя дома. Людей свободно двигающихся и даже поворачивающихся спиной к зрителю (что казалось особо дерзким). Душевность и простота игры, естественность полутонов и пауз трогали всех правдивостью. Причем даже те, кто играл выходные и бессловесные роли, не были манекенами, а создавали свой маленький художественный образ. Члены коллектива, создавшего спектакль, направляемые режиссерской волей, были проникнуты и спаяны единой задачей. И это создало небывалый до тех пор в русском театре ансамбль, поражавший общей согласованностью. В декабре состоялась премьера «Чайки», которая с тех пор является эмблемой театра. Постановка «Чайки» содействовала рождению знаменитой формулы: «не играть, а жить на сцене». К спектаклю Станиславский придумал мизансцены, которых никогда в театре не было. Так совместно с Чеховым создавалось то многообразие, которое во многом определило дальнейшие пути развития театра. Это требовало новой техники актерского исполнения.

 И Станиславский создает свою систему психологического реализма, направленную на воспроизведение «жизни человеческого духа». А Немирович-Данченко разрабатывает учение о «втором плане» когда за высказанным угадывается многое невысказанное.
В 1902 году на средства крупнейшего российского мецената С. Т. Морозова было выстроено известное в Москве здание Художественного театра. Станиславский признал, что «главным начинателем и создателем общественно-политической жизни» их театра был Максим Горький. В спектаклях его пьес «Трое», «Мещане», «На дне» была показана тяжелая доля рабочих и «низов общества», их права, призыв к революционной перестройке. Спектакли проходили при переполненных залах.
Дальнейший вклад в сценическую постановку горьковской драматургии связан с именем близкой революционным кругам Веры Федоровны Комиссаржевской. Изнывая от казенщины, которая душила императорскую сцену, она покинула ее и создала в Петербурге свой театр. В 1904 году здесь состоялась премьера «Дачники». Пьесы Горького стали ведущими в репертуаре театра им.Комиссаржевской.
В начале ХХ века появился новый театральный жанр. В 1908 году в Петербурге В. А. Казанским был открыт первый в России театр одноактных пьес. Театр на Литейном был третьим театром антрепренера (после «Невского фарса» и Модерна»). Афиша театра пестрила страшными названиями: «Смерть в объятиях», «На могильной плите» и так далее. Критики писали, что в театре занимались антихудожественным, раздражительным делом. Зрители валили валом. У Литейного театра был предшественник - парижский театр «сильных ощущений», во главе которого стоял создатель и автор пьес Андре де Лорд. Ему русский театр подражал от репертуара до специфических средств воздействия на публику. Но дух русской жизни не напоминал атмосферу парижских обывателей. Влечение к ужасному, отталкивающему захватывало различные слои российской публики. Через два месяца интерес к театру увял. Главная причина в том, что театр ужасов не мог состязаться с ужасами русской современности. Программы театра сильно менялись, через три года за театром закрепилось жанровое обозначение «Театр миниатюр». Количество театров миниатюр после 1910 года заметно увеличилось. Актеры, ради выгоды, переходят из драмы в театры миниатюр, многие драматические театры кое-как сводили концы с концами, а театры миниатюр росли, как грибы после дождя. Несмотря на разные названия и жанровые обозначения вновь возникших театров, характер их представлений был одинаков. Программы строились из одноактных комедий, опер, оперетт, балета.
В конце ХIХ и в начале ХХ века страсть к роскошным постановкам, начисто лишенным художественных идей характерна для стиля предреволюционных Большого и Мариинского театров. Первоклассные по своему художественному составу коллективы ряда оперных театров лишь в сложной и напряженной борьбе отвоевывали свои творческие достижения.

Драматургия Т. развивалась на пьесах и литературном материале мировых авторов последних веков: Сервантес, Лопе де Вега, Мольер, Ибсен, Т.Уильямс, Островский, М.Горький, А.Чехов, А.Миллер, М.Булгаков, Рощин, ……..







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: