double arrow

Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления. Принятие решения

Надзорное производство состоит как бы из двух этапов - рассмотрение надзорных жалоб (представлений) единолично судьей и их рассмотрение в судебном заседании судом надзорной инстанции, если судьей принято решение о возбуждении надзорного производства.

Днем поступления жалобы (представления) считается день передачи жалобы (представления) в канцелярию суда непосредственно заявителем или его представителем либо день поступления по почте. Окончанием срока является день вынесения постановления судьей, рассматривающим жалобу (представление).

Закон не предусматривает возможности приостановления или продления срока рассмотрения жалобы (представления). Однако, поскольку закон говорит о времени рассмотрения жалобы, в случае истребования дела время со дня направления запроса до дня поступления дела в суд, по смыслу закона, не должно засчитываться в срок рассмотрения жалобы (представления).

По поступлении жалобы (представления) в суд она передается для рассмотрения судье. Рассматривать жалобы могут судьи судебных коллегий, включая судей-членов президиума суда, председатели судебных коллегий, не являющиеся одновременно заместителями председателя суда.

Председатель упомянутых в ст.406 УПК судов и заместители Председателя Верховного Суда РФ не могут проводить первичное рассмотрение жалобы (представления), поскольку на них возложена функция проверки решения судьи об отказе в удовлетворении надзорных жалоб (представлений).

Судья, ранее рассматривавший дело по первой или второй инстанции, не может рассматривать надзорную жалобу (представление) по этому делу.

Вопрос об истребовании дела судья решает по своему усмотрению, поскольку закон не регламентирует оснований для такого решения. В любом случае не может истребоваться дело, если судья установит, что жалоба (представление) содержит требования, которые не могут быть удовлетворены в соответствии с положениями ст.405 УПК.

Установив, что жалоба (представление) ему не подведомственна, судья без вынесения постановления, возвращает жалобу (представление) лицу, ее принесшему, с указанием суда, которому подведомственно ее рассмотрение.

Постановление судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы (представления) должно быть мотивированным, содержать ответы на доводы жалобы (представления). Копия постановления направляется лицу, принесшему жалобу.

Аналогичным требованиям должно отвечать и постановление судьи о возбуждении надзорного производства.

Председатель областного и приравненных к нему судов вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении жалобы (представления). По смыслу закона названные лица (см. п.4 ст.406) имеют такие полномочия только в отношении постановлений судей суда, в котором работают указанные лица.

Закон не содержит запрещения пересматривать решения судьи по инициативе упомянутых в ч.4 ст.406 УПК руководителей суда, однако, исходя из того, что инициатива в возбуждении процесса надзорного производства является исключительным правом лиц, перечисленных в ч.1 ст.402 УПК, постановление судьи об отказе в удовлетворении жалобы (представления) может быть отменено только по их инициативе, в случае несогласия с доводами, содержащимися в постановлении судьи об отказе в удовлетворении надзорной жалобы.

Под судом надзорной инстанции, в который судьей или председателем суда направляется надзорная жалоба (представление) на рассмотрение, следует понимать суд, непосредственно вышестоящий по отношению к той инстанции, чье решение оспаривается. В связи с этим судья Верховного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ и его заместители, рассматривая жалобу (представление) на судебные решения, перечисленные в ч.1 ст.403 УПК, если они не были предметом рассмотрения в президиумах судов, перечисленных в этой части УПК, передают надзорные жалобы (представления) на рассмотрение в эти президиумы.


Сейчас читают про: