Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора

Понятие, задачи и значение стадии надзорного производства. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Надзорные жалобы и представление. Порядок их принесения, содержание и прилагаемые документы.

Производство в надзорной инстанции

План

1. Понятие, задачи и значение стадии надзорного производства. Право обжалования вступивших в законную силу приговора, определения, постановления суда. Надзорные жалобы и представление. Порядок их принесения, содержание и прилагаемые документы.

2. Суды, рассматривающие надзорные жалобу или представление. Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора.

3. Порядок рассмотрения надзорных жалобы или представления. Принятие решения.

4. Порядок рассмотрения уголовного дела судом надзорной инстанции. Виды решений суда надзорной инстанции. Основания к отмене или изменению вступивших в законную силу судебных приговоров, определений, постановлений.

5. Рассмотрение уголовного дела после отмены первоначального приговора суда или определения суда кассационной инстанции. Порядок внесения повторных надзорных жалоб и представлений.

В порядке надзора могут быть пересмотрены вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда первой инстанции, а также определения судов второй инстанции и постановления и определения нижестоящих надзорных инстанций. Ходатайство о таком пересмотре может быть принесено только после истечения сроков на кассационное (апелляционное) обжалование решений суда первой инстанции, либо после вынесения решений судом второй и нижестоящих надзорных инстанций.

Закон ограничивает круг лиц, имеющих право на возбуждение ходатайства о пересмотре судебных решений в порядке надзора. Не наделены таким правом гражданские истцы и ответчики, представители общественности, участвующие в деле.

Не могут быть основанием для начала пересмотра в порядке надзора уголовных дел обращения граждан, не упомянутых в ст.402 УПК, должностных лиц, общественных организаций и государственных органов, выступления в СМИ и т.д.

Закон не предусматривает возможности пересмотреть дела в порядке надзора по инициативе судьи или вышестоящего суда.

Полномочия осужденного, оправданного, потерпевшего на принесение надзорной жалобы не требуют специального подтверждения. Законные представители пользуются такими полномочиями на основании закона. Полномочия иных представителей должны быть подтверждены доверенностью или иным документом, прилагаемым к жалобе. Полномочия адвокатов подтверждаются ордером, иные защитники представляют доверенность от лица в чьих интересах обжалуются вступившие в законную силу судебные решения.

Право на подачу надзорной жалобы (представления) не ограничено во времени. Она может быть подана как в период отбытия наказания, так и после. По смыслу закона, в случае смерти осужденного надзорная жалоба может быть подана его законными представителями.

Надзорные жалоба или представление должны отвечать следующим требованиям. Содержание ее должно соответствовать нормам ст.375 УПК. В жалобе должны быть указаны:

1) наименование суда надзорной инстанции, в который подается жалоба (представление);

2) данные о заявителе с указанием его процессуального положения, места жительства или нахождения;

3) указание на судебное решение, которое обжалуется и на суд, его постановивший или вынесший;

4) доводы лица, по которым он просит отменить или изменить судебное решение;

5) перечень прилагаемых к жалобе материалов;

6) подпись лица, подавшего жалобу или представление.

В жалобе должно быть указано, желает ли заявитель участвовать в рассмотрении жалобы судом надзорной инстанции.

Надзорная жалоба может также содержать и иные ходатайства, связанные как с существом жалобы, так и с процедурными вопросами рассмотрения жалобы в надзорном порядке, в частности, о времени рассмотрения дела, об отводе судей надзорной инстанции с изложением его мотивов и т.д.

В случае несоответствия жалобы (представления) указанным выше требованиям судья, рассматривающий жалобу, возвращает ее лицу, принесшему жалобу, с предложениями о приведении ее в соответствие с требованиями ст.375 УПК.

Жалоба может быть подана в суд надзорной инстанции как лично заявителем, так и через его представителей, либо направлена по почте.

Если жалоба подается непосредственно в суд, канцелярия суда, по просьбе заявителя или его представителя, выдает документ, подтверждающий прием жалобы с указанием даты приема и количества листов, содержащихся в принятых материалах.

В статье 403 детально определена подведомственность рассмотрения различными судами РФ надзорных жалоб и представлений.

Жалоба не может быть принята к рассмотрению в порядке надзора в вышестоящей надзорной инстанции, если она не прошла предусмотренную законом процедуру ее рассмотрения в нижестоящей надзорной инстанции.

Так, судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не может принять к рассмотрению надзорную жалобу на приговор, определение и постановление районного суда, если аналогичная жалоба не была предметом рассмотрения в президиуме суда областного уровня, либо по ней не принято решения об отказе в удовлетворении жалобы судьей областного суда, с которым согласился председатель областного суда.

По смыслу закона, суд надзорной инстанции, в который подана жалоба с нарушением подведомственности, возвращает ее лицу, принесшему жалобу, с указанием суда, в который она может быть направлена.

Жалобы, на вступившие в законную силу судебные решения, адресованные в иные государственные или общественные органы, не могут быть приняты к производству судом надзорной инстанции, если заявителем не заявлено ходатайство о направлении такой жалобы в суд для рассмотрения по существу.

В статье 405 УПК РФ реализован принцип невозможности поворота к худшему в отношении лица, подвергшегося уголовному преследованию, после вступления в законную силу приговора, определения или постановления суда.

Это относится как к судебным решениям судов первой и второй инстанций, так и к постановлениями судов надзорных инстанций.

Закон запрещает пересматривать в порядке надзора судебные решения в отношении осужденного в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного. К таким основаниям относятся: усиление режима отбывания наказания; вопросы, связанные с необоснованным применением амнистии; признание лица виновным по отдельным эпизодам преступления, по которым дело было прекращено, даже если это не влечет изменения квалификации деяний на более тяжкие составы и не усиливает наказания; назначение наказания по совокупности преступлений или приговоров и т.д.

Вместе с тем не может рассматриваться как поворот к худшему исправление арифметических ошибок и явных опечаток или описок.

Не может быть пересмотрен в порядке надзора оправдательный приговор либо определение или постановление суда о прекращении уголовного дела. Закон не предусматривает возможности для оправданного или лица, дело в отношении которого прекращено, обжаловать судебные решения ввиду несогласия с мотивами или основаниями оправдания или прекращения дела. Этим правом он мог воспользоваться в суде второй инстанции, решение которой об оставлении оправдательного приговора без изменения либо о прекращении уголовного дела является окончательным.

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 мая 2005 года № 5-П статья 405 УПК РФ признана противоречащей Конституции РФ. В настоящее время приговор может быть отменен или изменен к худшему на основании жалобы потерпевшего или представления прокурора, заявленных в течение года с момента вступления приговора в законную силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: