double arrow

Действующий УИК

Предпосылки УИК.

Распад СССР 1991 года положил начало. Современная тюремная система представляла собой систему, расположенную на всей территории союза с центром исполнения наказания в Москве. Что делать с людьми, которые отбывали наказание в других республиках? Нужно было их свозить в Россию. Это было непросто. Нужно было договориться о том, чтобы сохранить граждан в своих республиках, второе: куда их можно было перевозить на территории РФ? Правовые меры нужно было принимать быстро. Был свой менталитет, своя структура

В 1992 году жесткое постановление о необходимости усилить режим в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Задача - максимально усилить все меры для полной изоляции осужденных. Чтобы они не знали, что происходит на территории бывшего Союза, как перевозят лиц из республик. Ограничена передача бандеролей, посылок, писем, корреспонденции, свиданий, ограничить работу вольнонаемных в местах исполнения наказаний. Практически заморозилась деятельность библиотек, образовательных занятий, самодеятельных организаций. Все это привело к более жесткому реагированию на нарушения правил отбывания наказания. Так было до 1996 год до принятия УИК. За эти 4 года кроме усиления режима других мер не было. Осужденные были против ужесточения режима. Переход к новому кодексу не был спокойным и гладким. Исключено УДО, понижение наказания.

Кодекс был очень демократичным для того периода. Об этом нельзя не сказать. В политической области 500 дней по реанимации экономики, в период 1990ых многие люди не получали ЗП. Это отразилось на осужденных, на условиях отбывания наказания. Среди осужденных нарастал протест.

УК указывает, что есть структура законодательства, призванная исполнять наказания и предусматривает порядок поведения осужденных во время отбывания наказания. Законодательство:

УИК и ФЗ.

Законодатель впервые указывает, что учитываются общие положения международных организаций и принципы МП, международные договоры РФ. Это нужно было применять. Европейские правила значительно отличались от наших и до сих пор отличаются. Предусмотрев обязательность этих правил, их реализацию ожидали как работники, так и осужденные. Это было сложно поменять.

Основания применения законодательства - принципы ст. 8 УИП. Переходим от монорежима к индивидуализации определения отбывания наказания. Принцип дифференциации ответственности. Основания указываются впервые:

Приговор суда

Решение суда

Указы о помиловании, амнистии.

Это значит, что отправить в место лишения свободы без суда нельзя.

Система исполнения наказания. Разделы, характеризующие деятельность ФОИВ по исполнению наказаний, участие иные ОГВ и государственных организаций, общественных объединений, отдельных граждан.

Основания освобождения осужденных. Перечень неисчерпывающий. Если по мере практики они появятся.

Помощь осужденным по отбытии наказания. Такой раздел был и предыдущих уголовно-исправительных кодексах. Там говорили о ресоциализации осужденных, устройстве их на работу, контролю за ними. Сейчас говорят о любой помощи.

С этим связаны существенные изменения в государтсвенном устройстве. Ранее системой исполнения наказания управляло МВД. 1998 передали Минюсту. До 2000 года передавали. Многие служащие были вынуждены уйти. Оперативные отделы в местах лишения свободы помогали. Работа налаживается до сих пор.

УИК впервые закрепляет требования в виде прав и обязанностей государства и лиц,отбывающих наказание. Весь кодекс всегда предусматривает обязанность администрации создания необходимых условий для отбывания наказания, а осужденные обязуются соблюдать режим. Ранее все были обязаны трудиться. Сейчас осужденные привлекаются к труду на основе действующего трудового законодательства. Осужденного нельзя заставить работать, ему предлагаются варианты выбора работы. Работают около 25% осужденных. Это плохо, потому что их потом сложно устроить в обществе на работу.


Сейчас читают про: