Основные положения старой и новой парадигм управления

Управлениетакже представляет собой умение добиваться поставленных целей, направляя в нужное русло труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Нередко его идентифицируют с органами или аппаратом управления.

Рис. 3.1. Подходы к определению сущности управления

Существующая система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в мировом общественном развитии.

Первая половина XX века для многих стран была периодом индустриального развития общественного производства, начало которому положила промышленная революция предыдущего столетия.

Во второй половине XX века страны-лидеры (по уровню производительности труда) констатировали начало перехода к эре индустриального развития, для которой характерны принципиально новые черты и закономерности. Главными факторами этих изменений явились научно-технический прогресс, а также концентрация научного и производственного потенциала. Производство все в большей степени начало ориентироваться не на удовлетворение массовых потребностей, а на специализированные запросы потребителей, т.е. на небольшие по емкости рынки. Это привело к невиданному росту предпринимательских структур, к образованию большого числа малых и средних предприятий, к усложнению всей системы связей между организациями, к высокой значимости таких критериев жизнеспособности бизнеса, как гибкость, динамичность и адаптивность к требованиям внешней среды.

Новая система взглядов на управление в радикально меняющейся экономической среде была сформирована в 1970 – 1980-е годы.

В таблице 3.1. приведены главные положения, характеризующие различия во взглядах на управление в период индустриального развития (старая парадигма) и сформировавшиеся в связи с переходом к экономике рыночно-предпринимательской ориентации (новая парадигма).

Новая парадигма потребовала пересмотра принципов управления. В 90-е годы XX века внимание обращается на человека или социальный аспект управления: управление направлено на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными.

Таблица 3.1

Старая парадигма (Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо, А. Маслоу и др.) Новая парадигма (Р. Уотермен, Т. Питерс, И. Ансофф, П. Друкер и др.)
  Предприятие – это закрытая система, цели, задачи и условия деятельности которой достаточно стабильны Предприятие – это открытая система, рассматриваемая в единстве факторов внешней и внутренней среды
Рост масштабов производства продукции и услуг как главный фактор успеха и конкурентоспособности Ориентация не на объемы выпуска, а на качество продукции и услуг, на удовлетворение потребностей
Главная задача управления – рациональная организация производства, эффективное использование всех видов ресурсов и повышение производительности труда Ситуационный подход к управлению. Признание важности быстроты и адекватности реакции, обеспечивающих адаптацию к условиям существования организации. Рационализация производства становится задачей второго плана
Главный источник прибавочной стоимости – производственный рабочий и производительность труда Главный источник прибавочной стоимости – люди, обладающие знаниями, и условия для реализации их потенциала
Система управления, построенная на контроле всех видов деятельности, функциональном разделении труда, нормах, стандартах и правилах выполнения работы Система управления, ориентированная на повышение роли организационной культуры и нововведений, мотивацию сотрудников и стиль руководства

Необходимо отметить, что параллельно либо пересекаясь, а иногда и как единое целое наряду с развитием теории и практики управления развивались и продолжают развиваться теория и практика управления качеством. Причем приблизительно до конца 1980-х годов речь шла в основном об управлении качеством продукции. Еще в 1979 году А.В. Гличев, М.И. Круглов, И.Д. Крыжановский, О.Г. Лосицкий определили управление качеством продукции как «постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование». Экономический словарь «Качество продукции» трактует данный термин следующим образом: «Управление качеством продукции – процесс руководства деятельностью коллективов предприятий и организаций по достижению и поддержанию сбалансированности свойств продукции с потребностью в этих свойствах в интересах ее наиболее полного удовлетворения».

Таким образом, управление качеством продукции представляет собой процесс, включающий выявление характера и объема потребностей в продукции, оценку фактического уровня ее качества, разработку, выбор и реализацию мероприятий по обеспечению запланированного уровня качества продукции.

К концу 80-х годов XX века становится ясно, что говорить лишь об управлении качеством продукции нельзя. Пришло осознание того, что в современных условиях оно представляет собой определенную стратегию и тактику не только выживания, но и дальнейшего процветания общества в целом, конкретных организаций и каждого человека. Его принципы, средства и методы стали распространяться практически на все виды деятельности человека. В связи с этим понятие «управление качеством» было стандартизировано. Международный стандарт ИСО 8402 определил управление качеством как «методы и виды деятельности оперативного характера, используемые для удовлетворения требований к качеству». Однако эта дефиниция не отражает реальной сущности данной категории.

В новой версии стандартов ИСО 9000: 2000 основным понятием является менеджмент качества, который рассматривается как «скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству». Управление качеством представляется как часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству. Другими составляющими менеджмента качества являются: планирование, обеспечение и улучшение качества (рис. 3.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: