Организационно-технологические методы управления качеством

Экономические методы управления качеством

Экономические методы управления качеством (ЭМУК) определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.

Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются: заработная плата; доплаты в виде премий; цена купли-продажи; цена потребления; кредитование; налоги; натуроплата и т.п.

В частности, основными видами внутрифирменных экономических стимулов являются:

- оплата, связанная с выполнением индивидуальной цели, т.е. это индивидуальный стимул;

- разовое вознаграждение за личное достижение в форме единовременных выплат;

- разовое вознаграждение за достижение определенных целей всеми членами группы, т.е. это форма коллективного стимула через стимулирование малых групп.

- участие в прибылях подразделения через вознаграждение, разделенное между персоналом, связанное с вкладом в прибыль подразделения;

- участие в прибылях организации через единовременные выплаты служащим организации, связанные с величиной дохода и т.п.

Организационно-технологические методы управления качеством (ОТМУК) – это методы, влияющие на качество через организационно-технологические процессы.

Они включают в себя две группы:

1. Методы контроля качеством: продукта; процесса. Они делятся:

- по особенностям контроля на: статистический контроль; неразрушающий контроль; разрушающий контроль;

- по видам используемых приборов: с использованием ручных измерительных приборов; автоматические; автоматизированные.

2. Методы регулирования качества: процесса; продукта; процесса и продукта.

Таким образом, можно контролировать качество продукции и качество процесса ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть как продукция или процесс в отдельности, так и продукция и процесс в совокупности.

Контроль качества включает в себя проверку качества выполнения работ, их результатов и фактического достижения целей в области качества. Для этого в организации решаются следующие задачи:

- планирование, установление норм, стандартов;

- создание нормативов для измерения качества работ и их результатов;

- измерение параметров качества работ и продуктов – оценка соответствия и фактических результатов сравнения норм в области качества;

- проведение управляющих мероприятий в области качества и т.п.

Возможны следующие варианты конечных результатов регулирования качества.

Первый вариант связан с принятием решения о соответствии продукта со стандартом и его поступлением в сферу реализации.

Второй вариант связан с несоответствием продукта с требованием стандартом. В этом случае продукт может либо доводиться до нужного качества, либо утилизироваться.

Мероприятия по обеспечению качества продукции включают в себя:

1. Оперативное управление качеством. В него входят следующие мероприятия: контроль качества продукции и контроль качества управления; контроль качества управления процессами; технологическое обеспечение; анализ затрат на качество; разработка оперативных бизнес-планов и других программных документов по качеству; организация труда и т.п.

2. Системное обеспечение качества, которое предполагает: развитие систем качества; организацию систем качества; надзор за системой качества; корректировку систем качества и т.п.

3. Общее руководство качеством, которое включает следующие объекты воздействия: планирование качества; персонал; политику качества; контроль; организацию качества и т.д. Все эти направления обеспечения качества называют иногда «конусом обеспечения качества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: