Экономические методы управления качеством
Экономические методы управления качеством (ЭМУК) определяют способы воздействия, основанные на применении экономического стимулирования и создании материальной заинтересованности в достижении заданной цели в области качества.
Экономическими рычагами, влияющими на качество в условиях конкуренции, являются: заработная плата; доплаты в виде премий; цена купли-продажи; цена потребления; кредитование; налоги; натуроплата и т.п.
В частности, основными видами внутрифирменных экономических стимулов являются:
- оплата, связанная с выполнением индивидуальной цели, т.е. это индивидуальный стимул;
- разовое вознаграждение за личное достижение в форме единовременных выплат;
- разовое вознаграждение за достижение определенных целей всеми членами группы, т.е. это форма коллективного стимула через стимулирование малых групп.
- участие в прибылях подразделения через вознаграждение, разделенное между персоналом, связанное с вкладом в прибыль подразделения;
|
|
- участие в прибылях организации через единовременные выплаты служащим организации, связанные с величиной дохода и т.п.
Организационно-технологические методы управления качеством (ОТМУК) – это методы, влияющие на качество через организационно-технологические процессы.
Они включают в себя две группы:
1. Методы контроля качеством: продукта; процесса. Они делятся:
- по особенностям контроля на: статистический контроль; неразрушающий контроль; разрушающий контроль;
- по видам используемых приборов: с использованием ручных измерительных приборов; автоматические; автоматизированные.
2. Методы регулирования качества: процесса; продукта; процесса и продукта.
Таким образом, можно контролировать качество продукции и качество процесса ее создания. Объектами применения методов регулирования качества могут быть как продукция или процесс в отдельности, так и продукция и процесс в совокупности.
Контроль качества включает в себя проверку качества выполнения работ, их результатов и фактического достижения целей в области качества. Для этого в организации решаются следующие задачи:
- планирование, установление норм, стандартов;
- создание нормативов для измерения качества работ и их результатов;
- измерение параметров качества работ и продуктов – оценка соответствия и фактических результатов сравнения норм в области качества;
- проведение управляющих мероприятий в области качества и т.п.
Возможны следующие варианты конечных результатов регулирования качества.
Первый вариант связан с принятием решения о соответствии продукта со стандартом и его поступлением в сферу реализации.
|
|
Второй вариант связан с несоответствием продукта с требованием стандартом. В этом случае продукт может либо доводиться до нужного качества, либо утилизироваться.
Мероприятия по обеспечению качества продукции включают в себя:
1. Оперативное управление качеством. В него входят следующие мероприятия: контроль качества продукции и контроль качества управления; контроль качества управления процессами; технологическое обеспечение; анализ затрат на качество; разработка оперативных бизнес-планов и других программных документов по качеству; организация труда и т.п.
2. Системное обеспечение качества, которое предполагает: развитие систем качества; организацию систем качества; надзор за системой качества; корректировку систем качества и т.п.
3. Общее руководство качеством, которое включает следующие объекты воздействия: планирование качества; персонал; политику качества; контроль; организацию качества и т.д. Все эти направления обеспечения качества называют иногда «конусом обеспечения качества».