double arrow
Управление затратами на обеспечение качества продукции. Информационная база анализа затрат на качество продукции

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10 000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации, имидже, рейтинге.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии-производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации или процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправления исправимого брака (Аб).

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б.). Как правило: Аб ≥ Ап.б.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным отношением абсолютного размера или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции. На практике используется следующий классификатор причин брака на производстве:

· неточность в конструкторской документации;

· неточность в технологической документации; небрежность в работе;




· нарушение технологической документации;

· неисправность инструмента, приспособлений и оснастки;

· повреждение изделий при транспортировке;

· несоответствие материалов, покупных изделий технологической документации;

· скрытые дефекты сырья, материалов и др.;

· несоответствие ТУ, стандартам и техрегламентам и другим нормативам;

· несоответствие чертежам;

· нарушение технологического процесса;

· несоответствие внешнего вида эталону (образцу); невнимательность контролеров.

Потери от брака и рекламаций оказывают влияние на экономику предприятия, приводя к увеличению себестоимости продукции, нерациональному использованию производственных фондов и рабочей силы. При планировании и анализе фактических результатов деятельности предприятия необходимо рассчитывать потери от брака.

Суммарные потери по исправлению брака составят:



Пбр = Пб + Пиб + Пбв + Пив,

где: Пб – потери при окончательном внутреннем браке продукции;

Пиб – потери предприятия по исправлению внутреннего брака;

Пбв – потери от брака выпущенной предприятием продукции (сумма возмещения покупателем затрат, понесенных в связи с приобретением ими окончательно забракованной продукции, сумма расходов на демонтаж забракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных заменой забракованных покупателем изделий, продукции);

Пив – сумма потерь от исправления внешнего брака (стоимость материалов, комплектующих изделий, израсходованных на исправление брака; сумма заработной платы работников предприятия, затраченная в связи с исправлением брака; сумма возмещения покупателям затрат, связанных с приобретением исправимой бракованной продукции; сумма транспортных расходов, вызванных исправлением брака за минусом стоимости окончательно забракованной продукции по цене возможного ее использования; сумма возмещения убытков, фактически взысканная с виновников брака).

Можно определить стоимость годной продукции, которая могла бы быть получена при отсутствии брака. Для этого следует фактический объем товарной продукции в плановых ценах умножить на долю окончательного брака производственной себестоимости.

Анализ брака, обнаруженного на предприятии, и анализ рекламаций следует начинать с изучения причин их возникновения. Это позволит более точно определить размер израсходованных средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

Однако затраты, связанные с решением проблем по возникновению, предотвращению брака, иногда могут превышать затраты, которые несет предприятие, если брак не устранен. Для этого следует тщательно проанализировать затраты на предотвращение различных дефектов и их устранение. В этом могут помочь кривая Парето и дополнительные графики, отражающие издержки, связанные с этими дефектами, оценки издержек, связанные с решением проблем, и оценки времени, требующегося для решения проблем.

Отметим сразу, что с точки зрения элементов управления: объектов, субъектов, средств, методов управления, то они являются теми, что были раскрыты ранее. Здесь же лишь уточним и конкретизируем некоторые основные этапы по управлению затратами на качество.

Такими этапами являются:

1, Анализ затрат.

2. Выявление затрат.

3. Оценка затрат.

4. Выбор методов, средств воздействия на объект затрат, т.е. их оптимизация.

5. Принятие решения на затраты в том или ином варианте решения.

6. Воздействие на затраты.

7. Контроль результатов.

8. Корректировка воздействия на затраты.

Если представить деятельность предприятия по вертикали, то в этом случае очевидно, что затраты на качество связаны не только непосредственно с производством продукции, но и с управлением этим производством.

То есть, издержки на исправление брака и несоответствий присутствуют обычно в каждом подразделении организации.

Рассмотрим порядок и особенности управления затратами на некоторых основных этапах данного процесса.






Сейчас читают про: