Классификация групп затрат на качество продукции
Методы калькуляции затрат на качество
В Международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям. Таким образом, в Международных стандартах даются рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества. Выделяют следующие основные методы калькуляции.
Таблица 11.1.
ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ | КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ЗАТРАТ |
По целевому назначению | На улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством |
По экономическому характеру затрат | Текущие и единовременные |
По виду затрат | Производительные и непроизводительные |
По методу определения | Прямые и косвенные |
По возможности учета | Поддающиеся и неподдающиеся учету. Которые экономически нецелесообразно учитывать |
По стадиям жизненного цикла продукции | На качество разработки продукции На качество при изготовлении продукции На качество при использовании продукции |
По возможности оценки | Планируемые и фактические |
По характеру структурирования | По предприятию; по производству; по видам продукции |
По объектам формирования и учета | Продукция; процессы; услуги |
По виду учета | Оперативный; аналитический; бухгалтерский; целевой |
1. Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество.
|
|
Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).
Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат «ПОД» (профилактика – П; оценивание – О; дефекты – Д).
Например, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 у.е. (П = О = Д = Вш = 20), то общие затраты изготовителя на качество составят 80 у.е;
Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая из данных стоимостей может быть источником экономии средств. При этом стоимость соответствия – это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующих процессов, а стоимость несоответствия – это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.