Метод калькуляции затрат, связанных с процессами

Классификация групп затрат на качество продукции

Методы калькуляции затрат на качество

В Международных стандартах, устанавливающих требования к системам качества, отмечается, что, затраты, связанные с качеством, калькулируются (классифицируются) внутри организации согласно ее собственным критериям. Таким образом, в Международных стандартах даются рекомендации только по некоторым методам калькуляции затрат на качество для внешней (финансовой) отчетности о деятельности изготовителя (производителя) в рамках системы качества. Выделяют следующие основные методы калькуляции.

Таблица 11.1.

ПРИЗНАК КЛАССИФИКАЦИИ   КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУПП ЗАТРАТ
По целевому назначению На улучшение качества; на обеспечение качества; на управление качеством
По экономическому характеру затрат Текущие и единовременные
По виду затрат Производительные и непроизводительные
По методу определения Прямые и косвенные
  По возможности учета Поддающиеся и неподдающиеся учету. Которые экономически нецелесообразно учитывать
По стадиям жизненного цикла продукции На качество разработки продукции На качество при изготовлении продукции На качество при использовании продукции
По возможности оценки Планируемые и фактические
По характеру структурирования По предприятию; по производству; по видам продукции
По объектам формирования и учета Продукция; процессы; услуги
По виду учета Оперативный; аналитический; бухгалтерский; целевой

1. Метод калькуляции внутренних и внешних затрат на качество.

Этот метод касается определения затрат на качество (ЗК), которые в целом подразделяются на затраты, являющиеся результатом внутренней хозяйственной деятельности (Ву) и внешних работ (Вш).

Составляющие затрат, связанных с внутренней хозяйственной деятельностью, анализируются на основе модели калькуляции затрат «ПОД» (профилактика – П; оценивание – О; дефекты – Д).

Например, если каждая из составляющих затрат на качество равна 20 у.е. (П = О = Д = Вш = 20), то общие затраты изготовителя на качество составят 80 у.е;

Здесь используются понятия стоимостей соответствия и несоответствия любого процесса, причем каждая из данных стоимостей может быть источником экономии средств. При этом стоимость соответствия – это затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых запросов потребителей при безотказности существующих процессов, а стоимость несоответствия – это затраты, понесенные из-за нарушения существующего процесса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: