Для анализа стоимостной величины средств, затрачиваемых на поддержание качества продукции, используется различная информация. Источники ее получения различны. Так, часть данных о качестве, касающаяся технических особенностей продукции и ее производства, находится на предприятии-изготовителе, другая – на конкурирующем предприятии или в сфере реализации, т.е. во внешней среде.
В связи с этим, если соотнести деятельность по улучшению качества с целями организации, можно использовать базу данных по затратам на качество. Затраты несоответствия можно непосредственно связать с отдельной статьей в списке стратегических целей. Тогда проекты по совершенствованию деятельности будут оказывать прямое влияние на цель.
Например, если стратегическая цель организации – расширение рынка продукции и база данных по затратам на качество указывает на то, что внешние потери от брака из-за недопустимо высокой доли возвращаемой продукции очень значительны, то снижение доли возвращаемой продукции как раз и будет тем видом деятельности по улучшению качества, который связан с целью экспансии на рынке.
База данных по затратам на качество должна не только регулярно обновляться, но и постоянно развиваться и совершенствоваться.
Данные для анализа затрат на качество могут быть первичными, как правило, это технические и иные параметры продукции, содержащиеся в ТУ, ГОСТах, техрегламентах, сертификатах и иных документах. Поэтому некоторые организации внедряют у себя документированную систему качества, тесно связанную с системой бухгалтерского учета, представляющую собой ежемесячные или ежеквартальные данные по затратам на качество. Подобную систему качества можно создать на основе плана бухгалтерских счетов, введя в действующую систему учета затрат по видам деятельности специальный драйвер (управляющую программу) данных по затратам на качество.
Другой способ создания базы данных по затратам на качество – обязательный регулярные отчеты по качеству, например анализ потребительских жалоб или сводки об объемах брака или несоответствующей продукции.
Таким образом, участие бухгалтеров в системе анализа затрат на качество гарантирует высокую степень доверия к представленным финансовым данным.
Многие организации предпочитают более неформальные (недокументированные) периодические оценки затрат, связанных с качеством, на основе годовых и полугодовых отчетов по качеству. В основе такого подхода может лежать оценка стоимости одной типовой ошибки или дефектов.
Следующий способ измерения затрат и получения информации заключается в том, что служащим вменяется в обязанность вести документированный учет своего рабочего времени.
Оценку затрат на обеспечение качества отдельного бизнес-процесса можно выполнить путем последовательного анализа каждого процесса в категориях предупреждения, оценки качества и несоответствий.
Иногда очень полезными оказываются и другие неформальные методы учета затрат на качество. Например, учет влияния степени удовлетворенности потребителя на уровень потенциальных потерь, несмотря на явно оценочный характер, позволяет более тесно связать меры по улучшению качества с потребительскими ожиданиями.
Но каким бы методом ни пользовался специалист в области качества, он обязан искать скрытые издержки, представляющие собой потенциальные ресурсы для экономии. В частности, большая часть издержек, связанных с качеством, так или иначе оказывается «зарытой» внутри стандартных статей расходов предприятия. К числу таких издержек следует отнести:
· задержки в принятии управленческих решений;
· простои;
· неиспользуемые мощности;
· отложенную доставку;
· упущенные заказы и потерянных потребителей и т.п.
Получение первичных внутренних данных значительно дешевле, чем вторичных внешних и даже первичных внешних. При этом вторичные, преобразованные, обычно называют информацией.
Данные о затратах на качество различаются также по видам. Они могут быть техническими и экономическими.
Технические – это обычно внутренние первичные, а экономические – и внутренние и внешние, первичные и вторичные.
Все эти различия влияют на величину расходов времени и денежных средств, затрачиваемых на получение, а также методы получения и преобразования данных в целях их дальнейшего анализа.
Сокращает затраты времени на обработку данных разработка таких видов носителей, которые делают возможными предварительные выводы сразу после сбора данных. В частности, можно использовать для накопления информации о затратах на качество такой документ как «форма регистрации данных». В ней используется такая информация как: дата; время измерения; отклонение от ТУ; причины отклонений и т.п.
Для получения информации об отклонениях размеров обрабатываемой детали, например, от ТУ можно использовать таблицу, показывающую гистограмму их распределения. Она позволяет увидеть форму кривой распределения отклонений, рассчитать среднюю и дисперсию.
Возможна также разработка контрольного листка дефектов в форме комбинационной таблицы, группирующей их по станкам, рабочим и дням недели.
Подобные формы регистрации данных об отклонениях параметров качества продукции от запланированного целесообразны для сбора внутренних первичных технических характеристик производимой продукции, которые затем используют в факторном анализе затрат на качество продукции.
Очень важной и удобной формой накопления информации затрат на качество является смета затрат на производство. Она удобна для поиска направлений их снижения и минимизации цены продукции. Кроме того, можно использовать данные о затратах на производство по их видам, собираемых на счетах бухгалтерского учета.
Более сложным, трудоемким и дорогим является получение внешней информации. Часть ее содержится в рекламных проспектах, прайс-листах, материалах периодической печати и специальной литературе. Эти данные более надежны по сравнению с получаемыми в сфере реализации путем проведения специальных выборочных обследований по изучению мнения потребителей о цене и качестве продукции. В этих же целях можно использовать опрос продавцов продукции и покупателей или проводить анкетирование населения, которое в процессе обработки данных необходимо разбить на сегменты (группы).Это позволит определить мнения различных специальных, возрастных и других групп населения о продукции предприятия с использованием технической выборки для получения информации.
При сборе таких данных по ограниченному числу потребителей, особенно при малой выборке, удобно построение диаграмм рассеивания, позволяющих изучить зависимости между парами переменных, например, ценой и внешним оформлением, упаковкой товара. Этими переменными могут быть:
· характеристика качества или влияющий на нее фактор;
· две различные характеристики качества;
· два фактора, влияющих на одну характеристику качества и т.п.
Целесообразно, чтобы хотя бы одним из переменных брать показатель, выражающий затраты на качество, создание или поддержание какого-либо свойства продукции или цену на нее, т.е. стоимостную величину.