Управление затратами на качество продукции при проведении проектного анализа

Анализ любого инновационного проекта состоит из нескольких этапов и включает в себя ряд разделов. Они могут различаться в зависимости от принципа классификации.

Например, по времени проведения проектный анализ можно разделить на:

· предварительный;

· текущий;

· последующий.

Предварительный анализ является самым ответственным. Выявленные и исправленные на этом этапе ошибки не несут существенного вреда предприятию, так как финансовый ущерб будет ограничен суммой средств, затраченных, например, на разработку изделия, технологий, исследование рынка сбыта.

Текущий анализ – осуществляется уже в процессе изготовления новой продукции. К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производстве. Они включают в себя, кроме перечисленных, расходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов (оборудования, инвентаря, инструментов и т.д.), материальных ресурсов (основных и вспомогательных материалов, комплектующих изделий и т.п.), затраты на оплату труда (заработная плата с начислениями и др.)

Если производимый инновационный продукт не отвечает требованиям, предъявляемым к его качеству, то могут возникнуть следующие ситуации.

1. Товар остался у производителя, но есть возможность его реализации другому покупателю:

а) по той же цене. Тогда понесенные затраты будут компенсированы в полной мере и предприятие получит запланированную прибыль;

б) по сниженным ценам. Размер фактической прибыли от реализации данной продукции может оказаться меньше запланированной или ее может не быть вовсе, или понесенные затраты не будут компенсированы полностью в зависимости от величины снижения цены;

г) реализация по запланированной или пониженной цене, но дополнительные затраты на исправление брака или доведение изделия до проектного уровня качества. Размер прибыли находится в зависимости от величины дополнительных затрат.

2. Товар у производителя, но вследствие его низкого качества, возможность реализации отсутствует. Тогда возможны следующие варианты:

а) продажа по цене возможного использования. В этом случае незначительно компенсируются затраты на производство;

б) реализация утилизированных материалов. Дополнительные затраты на утилизацию и некоторая компенсация затраченных средств.

Отсюда очевидно большое значение непрерывного текущего анализа продукции, особенно новой, и ее реализации на потребительском рынке.

Последующий анализ осуществляется, как правило, по истечении отчетного периода, например, года. На нем подводится итог деятельности за период. Выявляются причины и факторы как негативных (низкого качества), так и позитивных (соответствие стандартам, ТУ, мировому уровню) результатов для их избежания в дальнейшем или использования их влияния на повышение качества продукции и снижения затрат.

Обнаруженная на данном этапе некачественная продукция наносит производителю наибольший ущерб.Он складывается из:

· величины производственной стоимости;

· коммерческих расходов;

· затрат на гарантийный ремонт или замену некачественной продукции;

· затрат на оплату штрафов и неустоек (если это предусмотрено договором поставки) и т.д.

Комплексный итоговый проектный анализ необходимо разделить на контрольные точки его прохождения. Это позволит своевременно выявить негативные ситуации и тенденции и избежать повышения издержек фирмы и риска банкротства.

Поэтому с точки зрения объекта проектный анализ качества изделий может характеризовать различные его стороны. Тогда состав анализа будет, например, следующим. Виды анализа:

· коммерческий;

· технический;

· организационный;

· социальный;

· экологический;

· экономический.

Эти виды анализа качества продукции должных обязательно присутствовать в ходе производства и реализации товаров и оказания услуг. Рассмотрим кратко содержание анализа затрат на качество при выпуске, например, технического изделия.

1) Общая характеристика изделия. В ней:

-дается краткая характеристика вида изделия, к которому относится данное изделие;

- даются лучшие образцы данного вида изделия с их техническими и другими характеристиками;

- кто производитель, конкурент и их характеристика, сильные и слабые стороны и т.п.;

- раскрываются технические особенности изделия и материалов, из которых он сделан;

- даются конструктивные особенности изделия;

- раскрываются перспективы данного изделия в будущем и т.п.

2) Коммерческий анализ. Его цель заключается, по сути, в оценке предлагаемой рынку продукции конечными потребителями.

Решаемые при этом задачи в общем виде можно свести к следующим: маркетинг; источники и условия ресурсного обеспечения; условия сбыта; возможность обратной связи с потребителем продукции.

3) Технический анализ. В его рамках необходимо изучить:

- технико-технологические альтернативы;

- варианты местоположения производства;

- сроки реализации проекта и его фаз;

- доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных потребляемых ресурсов;

- графики проекта;

4) Организационный анализ. Он выполняется для оценки внутренних и внешнихусловий реализации нового инновационного проекта.

Основными задачами данного анализа являются:

- определение задач и действий участников проекта относительно политической и правовой обстановки;

- оценка управления (менеджмента) и организационных структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта;

- анализ обеспеченности проекта ресурсами и необходимости этого обеспечения, повышения квалификации персонала;

- выбор оптимальных управленческих решений при выявлении негативных организационных условий реализации инновационного проекта.

5) Социальный анализ. Его целью является определение пригодности проекта для его потребителей. С помощью этого анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения данного товара и расширения объема его производства в перспективе. Этот анализ сосредотачивает свое внимание на четырех основных аспектах:

а) социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом;

б) организация населения в районе действия инновационного проекта (наличие рабочей силы и ее качественные показатели);

в) приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала);

г) стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).

6) Экологический анализ. Его задачей является выявление потенциального ущерба, наносимого окружающей среде инвестиционным проектом на всех его стадиях, а также мер, необходимых для предотвращения этого ущерба.

7) Экономический анализ. Он призван определить источники финансирования нового проекта, затраты на его внедрение и эффективность реализации. В частности, одним из косвенных показателей эффективности

можно считать стоимость единицы качества продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: