Анализ любого инновационного проекта состоит из нескольких этапов и включает в себя ряд разделов. Они могут различаться в зависимости от принципа классификации.
Например, по времени проведения проектный анализ можно разделить на:
· предварительный;
· текущий;
· последующий.
Предварительный анализ является самым ответственным. Выявленные и исправленные на этом этапе ошибки не несут существенного вреда предприятию, так как финансовый ущерб будет ограничен суммой средств, затраченных, например, на разработку изделия, технологий, исследование рынка сбыта.
Текущий анализ – осуществляется уже в процессе изготовления новой продукции. К этому этапу предприятие затрачивает на новый проект значительно больше средств, чем до его запуска в производстве. Они включают в себя, кроме перечисленных, расходы на оснастку, закупку необходимых основных фондов (оборудования, инвентаря, инструментов и т.д.), материальных ресурсов (основных и вспомогательных материалов, комплектующих изделий и т.п.), затраты на оплату труда (заработная плата с начислениями и др.)
Если производимый инновационный продукт не отвечает требованиям, предъявляемым к его качеству, то могут возникнуть следующие ситуации.
1. Товар остался у производителя, но есть возможность его реализации другому покупателю:
а) по той же цене. Тогда понесенные затраты будут компенсированы в полной мере и предприятие получит запланированную прибыль;
б) по сниженным ценам. Размер фактической прибыли от реализации данной продукции может оказаться меньше запланированной или ее может не быть вовсе, или понесенные затраты не будут компенсированы полностью в зависимости от величины снижения цены;
г) реализация по запланированной или пониженной цене, но дополнительные затраты на исправление брака или доведение изделия до проектного уровня качества. Размер прибыли находится в зависимости от величины дополнительных затрат.
2. Товар у производителя, но вследствие его низкого качества, возможность реализации отсутствует. Тогда возможны следующие варианты:
а) продажа по цене возможного использования. В этом случае незначительно компенсируются затраты на производство;
б) реализация утилизированных материалов. Дополнительные затраты на утилизацию и некоторая компенсация затраченных средств.
Отсюда очевидно большое значение непрерывного текущего анализа продукции, особенно новой, и ее реализации на потребительском рынке.
Последующий анализ осуществляется, как правило, по истечении отчетного периода, например, года. На нем подводится итог деятельности за период. Выявляются причины и факторы как негативных (низкого качества), так и позитивных (соответствие стандартам, ТУ, мировому уровню) результатов для их избежания в дальнейшем или использования их влияния на повышение качества продукции и снижения затрат.
Обнаруженная на данном этапе некачественная продукция наносит производителю наибольший ущерб.Он складывается из:
· величины производственной стоимости;
· коммерческих расходов;
· затрат на гарантийный ремонт или замену некачественной продукции;
· затрат на оплату штрафов и неустоек (если это предусмотрено договором поставки) и т.д.
Комплексный итоговый проектный анализ необходимо разделить на контрольные точки его прохождения. Это позволит своевременно выявить негативные ситуации и тенденции и избежать повышения издержек фирмы и риска банкротства.
Поэтому с точки зрения объекта проектный анализ качества изделий может характеризовать различные его стороны. Тогда состав анализа будет, например, следующим. Виды анализа:
· коммерческий;
· технический;
· организационный;
· социальный;
· экологический;
· экономический.
Эти виды анализа качества продукции должных обязательно присутствовать в ходе производства и реализации товаров и оказания услуг. Рассмотрим кратко содержание анализа затрат на качество при выпуске, например, технического изделия.
1) Общая характеристика изделия. В ней:
-дается краткая характеристика вида изделия, к которому относится данное изделие;
- даются лучшие образцы данного вида изделия с их техническими и другими характеристиками;
- кто производитель, конкурент и их характеристика, сильные и слабые стороны и т.п.;
- раскрываются технические особенности изделия и материалов, из которых он сделан;
- даются конструктивные особенности изделия;
- раскрываются перспективы данного изделия в будущем и т.п.
2) Коммерческий анализ. Его цель заключается, по сути, в оценке предлагаемой рынку продукции конечными потребителями.
Решаемые при этом задачи в общем виде можно свести к следующим: маркетинг; источники и условия ресурсного обеспечения; условия сбыта; возможность обратной связи с потребителем продукции.
3) Технический анализ. В его рамках необходимо изучить:
- технико-технологические альтернативы;
- варианты местоположения производства;
- сроки реализации проекта и его фаз;
- доступность и достаточность источников сырья, рабочей силы и иных потребляемых ресурсов;
- графики проекта;
4) Организационный анализ. Он выполняется для оценки внутренних и внешнихусловий реализации нового инновационного проекта.
Основными задачами данного анализа являются:
- определение задач и действий участников проекта относительно политической и правовой обстановки;
- оценка управления (менеджмента) и организационных структур предприятия с позиции их соответствия задачам проекта;
- анализ обеспеченности проекта ресурсами и необходимости этого обеспечения, повышения квалификации персонала;
- выбор оптимальных управленческих решений при выявлении негативных организационных условий реализации инновационного проекта.
5) Социальный анализ. Его целью является определение пригодности проекта для его потребителей. С помощью этого анализа должна быть обеспечена возможность взаимодействия между производителем и пользователем данной продукции в целях продвижения данного товара и расширения объема его производства в перспективе. Этот анализ сосредотачивает свое внимание на четырех основных аспектах:
а) социокультурные и демографические характеристики населения, затрагиваемого проектом;
б) организация населения в районе действия инновационного проекта (наличие рабочей силы и ее качественные показатели);
в) приемлемость проекта для местной культуры (научного потенциала);
г) стратегия обеспечения необходимых обязательств от групп населения и организаций, пользующихся данным проектом (его результатами).
6) Экологический анализ. Его задачей является выявление потенциального ущерба, наносимого окружающей среде инвестиционным проектом на всех его стадиях, а также мер, необходимых для предотвращения этого ущерба.
7) Экономический анализ. Он призван определить источники финансирования нового проекта, затраты на его внедрение и эффективность реализации. В частности, одним из косвенных показателей эффективности
можно считать стоимость единицы качества продукции.