В середине 1980-х годов

Рис. 12.1. Государственные органы управления качеством в СССР

Особая роль в управлении качеством принадлежала Госстандарту, который не только разрабатывал технические нормативы качества – ГОСТы, осуществлял надзор за соблюдением требований нормативной документации, но и координировал деятельность министерств и ведомств по улучшению качества всех видов. На отраслевом уровне министерства определяли стратегию обновления продукции отрасли, основные пути повышения технического уровня и качества, а также несли ответственность за реализацию решений в области качества, установленных пятилетними планами.

Деятельность предприятий в области управления качеством во многом базировалась на государственных заказах, зависела от результатов государственной аттестации продукции, а позднее – государственной приемки.

Уже в конце 1970-х годов – начале 1980-х годов прошлого столетия управление качеством имело территориальный характер в масштабе республики, области, края, района, города.

Планирование управления качеством было частью пятилетних планов развития народного хозяйства СССР. В

Так, уже в конце 50-х начале 60-х гг. прошлого века было принято ряд партийно-правительственных постановлений о внедрении на предприятиях страны различных систем качества: БИП; СБТ; КАНАРСПИ; КСУКП, КС УКП и ЭИР КСПЭП. А 11-ая пятилетка (1981 по 1985 год) была объявлена пятилеткой «Качества».

Однако, создаваемые под давлением, часто формально, КС УКП не оказали существенного влияния на качество, производимой в СССР, продукции. Разработанные отраслевые и региональные системы управления качеством также не принесли ожидаемых результатов. Не были реализованы и принципы Единой системы государственного управления качеством продукции. В то время предприятия, внедрившие и освоившие КС УКП не формально, создали реально работающие системы, эффективное функционирование которых обеспечило значительный рост качества выпускаемой продукции и улучшение экономических показателей деятельности предприятия.

В начале 1990-х годов, в связи с переходом России к рынку, государственное регулирование экономики России пришло на смену директивному планированию и централизованному распределению всех видов ресурсов. Его содержание и цели, механизм и инструментарий пока только складываются одновременно с выработкой необходимой законодательной базы хозяйствования.

В конце 90-х годов прошлого века вновь начали осуществляться определенные меры государственного воздействия в области управления качеством. Это ежегодно проводимые конкурсы на соискание Премии Правительства РФ в области качества, конкурс «100 лучших товаров России», которые уже имею популярность не только в стране, но и за ее пределами.

Таблица 12.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: