Программно-целевое регулирование как инструмент государственного воздействия на решение проблем качества

Практика по управлению качеством показывает, что государство успешно формирует правовую, техническую, организационную и информационную инфраструктуру в области управления качеством, организуя при этом деятельность по стандартизации, сертификации, метрологии, контролю и надзору над качеством продукции, процессов и различных видов деятельности.

Поскольку все сложные задачи необходимо решать комплексно, постольку и проблемы качества должны решаться на основе планов, программ и других руководящих документов, в которых точно определены задачи, цели, стратегия т тактика, ответственные за выполнение задач, сроки и т.д.

Именно этим требованиям отвечает программно-целевое регулирование качества продукции и услуг.

В связи с этим целевую комплексную программу в области качества (ЦКПК) определяют как намечаемый к планомерному осуществлению комплекс взаимосвязанных мероприятий по организации научно-исследовательской, производственной, экономической, управленческой деятельности по распределению ресурсов, направленных на достижение поставленной цели.

ЦКПК представляет собой документ, позволяющий интегрировать различные виды деятельности, направленные на достижение поставленных целей.

Задания и мероприятия, входящие в состав программы, должны быть увязаны по ресурсам, исполнителя и срокам осуществления. В соответствии с этим можно выделить такие требования, предъявляемые к ЦКПК, как: целенаправленность; комплексность; четкая ограниченность во времени, оптимальность, преемственность.

В современных условиях, таким образом, программно-целевой подход можно рассматривать как способ достижения целей политики в области качества различных уровней управления путем рациональной организации и осуществления процесса планирования, а также мониторинга реализации плановых заданий.

Основой ЦКПК в России является «Концепция национальной политики в области качества продукции и услуг».

План работ по реализации Концепции, разработанный группой ученых-разработчиков этого документа, включает:

- систему организационных мероприятий, направленных на внедрение на предприятиях страны эффективных систем качества;

- создание координационного совета при Правительстве РФ, деятельность которого должна быть направлена, с одной стороны, на организацию реализации Концепции в целом, а с другой – на работу с администрациями регионов по поддержке и реализации Концепции в субъектах федерации;

- пропаганду идей качества;

- учреждение наград и званий за работы, связанные с повышением качества;

- учреждение системы региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества, программы-конкурса «100 лучших товаров России» и др.;

- создание и внедрение эффективных систем качества и программных методов управления качеством;

- разработка программы мер по обучению вопросам качества. Для это предполагается:

* формирование системы непрерывного обучения кадров в области качества;

* разработка программ обучения по качеству для всех образовательных уровней (школьный, профессионально-технический, высший, дополнительный);

* поэтапное введение с 2002 года указанных программ с использованием различных форм реализации (специальности и специализации, специальные курсы и др.).

*совершенствование профессионально-технической подготовки, обеспечивающей потребности народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих кадрах;

* подготовка специальной учебной и научно-технической литературы по вопросам управления качеством для различных категорий обучаемых.

- разработка проектов законодательных актов, направленных на защиту рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции; федеральных целевых программ «Стандартизация и метрология», «Эталоны России», «Время России», программы по развитию информационных технологий;

- разработка раздела плана «Учет фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики» В рамках этого раздела планируется подготовка проекта постановления Правительства «О мерах государственной поддержки предприятий и организаций в приоритетных отраслях и секторах экономики с целью повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг», а также для включения предприятий и организаций в федеральные целевые программы с целью повышения качества производимой продукции и оказываемых услуг.

Разновидностью ЦКПК являются региональные программы «Качество», методические рекомендации, для реализации которых были разработаны в 1998 году совместным решением президиума Академии проблем качества и ученого совета Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. Содержание программы представлено в табл. 12.3.

Таблица 12.3.

Содержание разделов региональной программы «Качество»

Раздел Краткая характеристика содержания раздела
1. Политика региона в области качества Основные направления и цели организации работы по качеству в регионе.
2. Повышение уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции Достижения и перспективы роста показателей качества предприятий региона (в том числе предприятий малого бизнеса)
3. Улучшение качества услуг Достижения и перспективы улучшения качества услуг в сферах бытового и коммунального обслуживания, транспорта, связи, хранения, обращения и реализации товаров.
4. Мероприятия, обеспечивающие достижение заданий программы Наиболее важные мероприятия, планируемые предприятиями и органами управления регионов: а) инженерно-технические мероприятия; б) мероприятия по внедрению систем качества; в) организационные мероприятия; г) организационные мероприятия; г) учебно-пропагандистские мероприятия; д) мероприятия по информационному обеспечению; е) мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в деле повышения качества продукции (услуг), содействие во внедрении новых технологий

Содержание первого раздела рассмотрено нами в предыдущем вопросе. Второй и третий разделы в соответствии с рекомендациями должны основываться на предложениях предприятий и организаций региона. Их примерные формы представлены в табл. 12. 4 и 12.5.

Таблица 12.4

Задания по повышению технического уровня и конкурентоспособности продукции

№ п/п Наимено- вание продук-ции,марка Предприятие-изготовитель Наименование современного (перспективного) мирового образца Срок реали- зации и программы Размер фина- нсирования Источник финанси-рования
             
             

Таблица 12.5


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: