Практика по управлению качеством показывает, что государство успешно формирует правовую, техническую, организационную и информационную инфраструктуру в области управления качеством, организуя при этом деятельность по стандартизации, сертификации, метрологии, контролю и надзору над качеством продукции, процессов и различных видов деятельности.
Поскольку все сложные задачи необходимо решать комплексно, постольку и проблемы качества должны решаться на основе планов, программ и других руководящих документов, в которых точно определены задачи, цели, стратегия т тактика, ответственные за выполнение задач, сроки и т.д.
Именно этим требованиям отвечает программно-целевое регулирование качества продукции и услуг.
В связи с этим целевую комплексную программу в области качества (ЦКПК) определяют как намечаемый к планомерному осуществлению комплекс взаимосвязанных мероприятий по организации научно-исследовательской, производственной, экономической, управленческой деятельности по распределению ресурсов, направленных на достижение поставленной цели.
|
|
ЦКПК представляет собой документ, позволяющий интегрировать различные виды деятельности, направленные на достижение поставленных целей.
Задания и мероприятия, входящие в состав программы, должны быть увязаны по ресурсам, исполнителя и срокам осуществления. В соответствии с этим можно выделить такие требования, предъявляемые к ЦКПК, как: целенаправленность; комплексность; четкая ограниченность во времени, оптимальность, преемственность.
В современных условиях, таким образом, программно-целевой подход можно рассматривать как способ достижения целей политики в области качества различных уровней управления путем рациональной организации и осуществления процесса планирования, а также мониторинга реализации плановых заданий.
Основой ЦКПК в России является «Концепция национальной политики в области качества продукции и услуг».
План работ по реализации Концепции, разработанный группой ученых-разработчиков этого документа, включает:
- систему организационных мероприятий, направленных на внедрение на предприятиях страны эффективных систем качества;
- создание координационного совета при Правительстве РФ, деятельность которого должна быть направлена, с одной стороны, на организацию реализации Концепции в целом, а с другой – на работу с администрациями регионов по поддержке и реализации Концепции в субъектах федерации;
- пропаганду идей качества;
- учреждение наград и званий за работы, связанные с повышением качества;
- учреждение системы региональных и отраслевых конкурсов в области качества, конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества, программы-конкурса «100 лучших товаров России» и др.;
|
|
- создание и внедрение эффективных систем качества и программных методов управления качеством;
- разработка программы мер по обучению вопросам качества. Для это предполагается:
* формирование системы непрерывного обучения кадров в области качества;
* разработка программ обучения по качеству для всех образовательных уровней (школьный, профессионально-технический, высший, дополнительный);
* поэтапное введение с 2002 года указанных программ с использованием различных форм реализации (специальности и специализации, специальные курсы и др.).
*совершенствование профессионально-технической подготовки, обеспечивающей потребности народного хозяйства в высококвалифицированных рабочих кадрах;
* подготовка специальной учебной и научно-технической литературы по вопросам управления качеством для различных категорий обучаемых.
- разработка проектов законодательных актов, направленных на защиту рынка от недоброкачественной и фальсифицированной продукции; федеральных целевых программ «Стандартизация и метрология», «Эталоны России», «Время России», программы по развитию информационных технологий;
- разработка раздела плана «Учет фактора качества продукции и услуг при выработке и принятии решений по вопросам развития экономики» В рамках этого раздела планируется подготовка проекта постановления Правительства «О мерах государственной поддержки предприятий и организаций в приоритетных отраслях и секторах экономики с целью повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг», а также для включения предприятий и организаций в федеральные целевые программы с целью повышения качества производимой продукции и оказываемых услуг.
Разновидностью ЦКПК являются региональные программы «Качество», методические рекомендации, для реализации которых были разработаны в 1998 году совместным решением президиума Академии проблем качества и ученого совета Академии стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России. Содержание программы представлено в табл. 12.3.
Таблица 12.3.
Содержание разделов региональной программы «Качество»
Раздел | Краткая характеристика содержания раздела |
1. Политика региона в области качества | Основные направления и цели организации работы по качеству в регионе. |
2. Повышение уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции | Достижения и перспективы роста показателей качества предприятий региона (в том числе предприятий малого бизнеса) |
3. Улучшение качества услуг | Достижения и перспективы улучшения качества услуг в сферах бытового и коммунального обслуживания, транспорта, связи, хранения, обращения и реализации товаров. |
4. Мероприятия, обеспечивающие достижение заданий программы | Наиболее важные мероприятия, планируемые предприятиями и органами управления регионов: а) инженерно-технические мероприятия; б) мероприятия по внедрению систем качества; в) организационные мероприятия; г) организационные мероприятия; г) учебно-пропагандистские мероприятия; д) мероприятия по информационному обеспечению; е) мероприятия по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса в деле повышения качества продукции (услуг), содействие во внедрении новых технологий |
Содержание первого раздела рассмотрено нами в предыдущем вопросе. Второй и третий разделы в соответствии с рекомендациями должны основываться на предложениях предприятий и организаций региона. Их примерные формы представлены в табл. 12. 4 и 12.5.
Таблица 12.4
Задания по повышению технического уровня и конкурентоспособности продукции
|
|
№ п/п | Наимено- вание продук-ции,марка | Предприятие-изготовитель | Наименование современного (перспективного) мирового образца | Срок реали- зации и программы | Размер фина- нсирования | Источник финанси-рования |
Таблица 12.5