Этапы занятия
| Форма и содержание работы
| Время
| Примеч.
|
Вводно-мотивационный этап
| 1. Тема занятия «Виды воображения»
2. Выбор темы осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом и требованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «виды воображения» следует семинарское занятие. (Данная тема базируется на таких дисциплинах (темах), как….и будет основой для изучения таких тем (дисциплин), как……….)
3. Цель занятия
- сформировать представления о многообразии видов воображения.
- прослушать доклады студентов по предложенной теме.
4.Задачи семинара:
Познавательные:
-организовать получение информации о психологических теориях сна и сновидений.
-уточнить понятия творческого воображения, мечты и фантазии.
Воспитательные:
- научить проявлять уважение к докладчику;
- стимулировать активное обсуждение доклада;
- повысить мотивацию изучения психологии.
Методические:
- развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации;
5. Литература для студентов при подготовке к семинарскому занятию.
При подготовке студентов к семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой.
Учебная литература отбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него.
6. Организация семинарского занятия
6.1. Итоговый семинар. Проводится в заключение изученной темы. Студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов.
Форма семинара доклады с обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могут дополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтения доклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентам для самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствует развитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражения мысли.
6.2. Формы педагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинар заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. При прочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний; самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи.
6.3. В процессе семинара мы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читают доклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя.
Требования к оформлению докладов
Размер бумаги – А 4
Поля: верхнее, нижнее - 2,5см; левое, - 3,5 см; правое- 1,5см.
Шрифт - Times New Roman 14
Межстрочное расстояние – 1,5
Выравнивание - по ширине.
Оформляется титульный лист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет, преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатается название доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатается текст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещаться и выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не должен превышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут.
При подготовке к докладам используем материал, изученный на лекциях, а так же пользуемся литературой:
Библиография
Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна. М.: Наука, 1983.
2. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966.
3. Джонсон. Фантизии и сновидения. М.,1997.
4. Ковальзон В.М. Необычайные приключения в мире сна и сновидений // Природа. - М., 2000. - № 1.
5. Современная теория сновидений. - М. "ACT", Рефл-Бук. 1998.
6.Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г.
7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13 — 24. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)
|
|
|
Содержательно-операциональный
| Расчет времени семинарского занятия
Семинар продолжительностью 90 мин.
Вступительное слово 5 мин.
Вопрос 1. Теории сна и сновидений.
Чтение доклада 12 мин.
Дополнение, обсуждение 21 мин.
Вопрос 2. Творческое воображение.
Чтение доклада 12 мин.
Дополнение, обсуждение 12 мин.
Вопрос 3. Мечты и фантазии.
Чтение доклада 12 мин.
Дополнение, обсуждение 12 мин.
Заключение 4 минуты
План проведения семинарского занятия.
1. Темы докладов и выступлений
2. Теории сна и сновидений.
3. Творческое воображение.
4. Мечты и фантазии.
Вопросы для размышления и дискуссии:
1.Разница в толковании сновидений З. Фрейда и К. Юнга.
2. Можно ли развить творческое воображение?
3. Роль мечты в жизни человека.
Вводная часть
На предыдущей лекции мы рассматривали различные виды воображения. На данном семинаре, мы рассмотрим этот вопрос подробнее.
В ходе семинара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходит обсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения.
Основные моменты для преподавателя, которые должны отразится в докладе.
1. Теории сна и сновидений.
- Толкование сновидений Зигмунда Фрейда
- Теория сновидений Карла Юнга
- Теория сновидений Альфреда Адлера
2.Творческое воображение
- В искусстве
- В науке
3. Мечты и фантазии.
- Роль мечты в жизни человека.
- Отличие мечты от фантазии.
Заключительная часть.
1.Таким образом, по мнению Альфреда Адлера, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков".
Сновидение, по мнению Фрейда, - это первичные процессы, детерминированные принципом удовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний.
Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его.
Именно Фрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Его взгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепцию и у него был свой взгляд на толкование сновидений.
3.Мечта – необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам.
В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые – сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые – являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.
|
5 мин
33 мин
24 мин
24 мин
4 мин.
|
|
Контрольно-оценочный этап
| Итак, По А. Адлеру, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков".
Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее.
В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет.
Подводятся итоги семинарского занятия, оценивается работа студентов на занятии
| 5 минут
|
|