Методическая разработка семинарского занятия

Этапы занятия Форма и содержание работы Время Примеч.
Вводно-мотивационный этап 1. Тема занятия «Виды воображения» 2. Выбор темы осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования. Составлено в соответствии с учебным планом и требованиями уровня подготовки выпускника по специальности, в заключение темы «виды воображения» следует семинарское занятие. (Данная тема базируется на таких дисциплинах (темах), как….и будет основой для изучения таких тем (дисциплин), как……….) 3. Цель занятия - сформировать представления о многообразии видов воображения. - прослушать доклады студентов по предложенной теме. 4.Задачи семинара: Познавательные: -организовать получение информации о психологических теориях сна и сновидений. -уточнить понятия творческого воображения, мечты и фантазии. Воспитательные: - научить проявлять уважение к докладчику; - стимулировать активное обсуждение доклада; - повысить мотивацию изучения психологии. Методические: - развить умение самостоятельной работы, поиска, отбора и переработки информации; 5. Литература для студентов при подготовке к семинарскому занятию. При подготовке студентов к семинарскому занятию чтение литературы начинается с основных источников (учебник, лекция) и заканчивается работой над дополнительной литературой. Учебная литература отбирается с учётом темы семинарского занятия и вопросов вынесенных на него. 6. Организация семинарского занятия 6.1. Итоговый семинар. Проводится в заключение изученной темы. Студенты имеют возможность продемонстрировать не только теоретические знания, но и навыки самостоятельной работы и самостоятельного анализа. А так же студенты принимают активное участие в коллективном объяснении вынесенных для обсуждения вопросов. Форма семинара доклады с обсуждением. Это активная форма учебного занятия, все студенты могут дополнять докладчиков, выступать с дополнениями и замечаниями, после прочтения доклада. В семинар входит теоретический материал, который оставлен студентам для самостоятельного изучения. Написание и прочтение докладов способствует развитию таких качеств, как логичность, последовательность и адекватность выражения мысли. 6.2. Формы педагогического контроля, соответственно, групповая и индивидуальная. Семинар заключается в проверке усвоения программного материала по теме курса. При прочтении доклада оценивается правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения излагаемых знаний; полнота ответа; понимание знаний; самостоятельность суждений и выводов; логическая последовательность, завершенность ответа и культура речи. 6.3. В процессе семинара мы рассматриваем три учебных вопроса, перед каждым вопросом студенты, читают доклады по каждому вопросу, а затем следует обсуждение, дополнения студентов и преподавателя. Требования к оформлению докладов Размер бумаги – А 4 Поля: верхнее, нижнее - 2,5см; левое, - 3,5 см; правое- 1,5см. Шрифт - Times New Roman 14 Межстрочное расстояние – 1,5 Выравнивание - по ширине. Оформляется титульный лист с инициалами студента, названием учебного заведения, предмет, преподаватель, год. В верхней части первой страницы текста заглавными буквами печатается название доклада, размещенное в центре. Далее, через одну строку печатается текст доклада. Весь текст с рисунками, таблицами или без них должен размещаться и выполняться согласно перечисленным выше требованиям. Объем текста не должен превышать 5 страниц, и по времени не должен превышать 12 минут. При подготовке к докладам используем материал, изученный на лекциях, а так же пользуемся литературой: Библиография Власов Н.А., Вейн А.М., Александровский Ю.А. Регуляция сна. М.: Наука, 1983. 2. Вольперт И.Е. Сновидения в обычном сне и гипнозе. - Л.: Медицина, 1966. 3. Джонсон. Фантизии и сновидения. М.,1997. 4. Ковальзон В.М. Необычайные приключения в мире сна и сновидений // Природа. - М., 2000. - № 1. 5. Современная теория сновидений. - М. "ACT", Рефл-Бук. 1998. 6.Фрейд З. Толкование сновидений" Санкт-Петербург изд. "Алетейя" 1998г. 7. Розет И.М. Психология фантазии. Экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. — Минск, 1977. (Понятие фантазии: 13 — 24. Теоретические концепции фантазии: 25—78. Психологические механизмы фантазии: 169—228. Условия протекания процесса фантазии: 229—270.)    
Содержательно-операциональный Расчет времени семинарского занятия Семинар продолжительностью 90 мин. Вступительное слово 5 мин. Вопрос 1. Теории сна и сновидений. Чтение доклада 12 мин. Дополнение, обсуждение 21 мин. Вопрос 2. Творческое воображение. Чтение доклада 12 мин. Дополнение, обсуждение 12 мин. Вопрос 3. Мечты и фантазии. Чтение доклада 12 мин. Дополнение, обсуждение 12 мин. Заключение 4 минуты План проведения семинарского занятия. 1. Темы докладов и выступлений 2. Теории сна и сновидений. 3. Творческое воображение. 4. Мечты и фантазии. Вопросы для размышления и дискуссии: 1.Разница в толковании сновидений З. Фрейда и К. Юнга. 2. Можно ли развить творческое воображение? 3. Роль мечты в жизни человека. Вводная часть На предыдущей лекции мы рассматривали различные виды воображения. На данном семинаре, мы рассмотрим этот вопрос подробнее. В ходе семинара, докладчик выступает на заданную тему. После выступления происходит обсуждение: остальные участники задают вопросы, делают дополнения. Основные моменты для преподавателя, которые должны отразится в докладе. 1. Теории сна и сновидений. - Толкование сновидений Зигмунда Фрейда - Теория сновидений Карла Юнга - Теория сновидений Альфреда Адлера 2.Творческое воображение - В искусстве - В науке 3. Мечты и фантазии. - Роль мечты в жизни человека. - Отличие мечты от фантазии. Заключительная часть. 1.Таким образом, по мнению Альфреда Адлера, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков". Сновидение, по мнению Фрейда, - это первичные процессы, детерминированные принципом удовольствия и направленные на снижение либидонозных напряжений путем иллюзорного исполнения желаний. Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. По убеждению Юнга, сексуальность в сновидении является лишь средством выражения, но не смыслом и целью его. Именно Фрейд впервые предпринял систематические исследования роли сновидений. Его взгляды оказали значительное влияние на Юнга. Но Юнг разработал свою концепцию и у него был свой взгляд на толкование сновидений. 3.Мечта – необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение коей оказалось отсроченным; особая форма воображения, локализованная в достаточно отдалённом будущем и объединяющая представления о жизни высокого качества. Планы на будущее, явленные в воображении субъекта и исполняющие важные для него потребности и интересы. Мечты часто выступают сильным фактором творческого поиска. При отрыве от действительных возможностей тяготеют к грёзам. В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Мечты и бессознательные фантазии находятся на противоположных полюсах активности: первые – сопоставлены с другими стремлениями личности, тогда как вторые – являются скорее «несанкционированными», «нежелательными», «нелегальными» для личности в целом, не сопоставленными с другими ее устремлениями. Также различают мечты и желания. Подчёркивается, что сильное, страстное желание нередко рождает мечту, но не всегда в нее может перерасти.   5 мин 33 мин 24 мин 24 мин 4 мин.  
Контрольно-оценочный этап Итак, По А. Адлеру, сновидение — это попытка человека предугадать заранее ситуацию: "...я хотел бы сказать, что сновидение представляет собой немаловажное для поведения душевное явление, что оно, словно в зеркале, способно отразить процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков". Для З.Фрейда сновидение устремлено в прошлое. Он называл сновидение царской дорогой бессознательного. Для Юнга сновидение устремлено не в прошлое. Наоборот, оно теологично, то есть, нацелено на будущее. В психологии обычно разделяются мечты и грезы (фантазии). Разница состоит не только в том, что мечта осуществима, а грёза нет. Подводятся итоги семинарского занятия, оценивается работа студентов на занятии 5 минут  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: