Галлюцинации

Мечта.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т.д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта — это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов в практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознательный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют формированию негативного психического состояния, что может выражаться в повышенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакциях.

Мечтой называют форму особой внутренней деятельности, заключающуюся в создании образа того, что человек желал бы осуществить. Мечта от грез отличается тем, что она несколько более реалистична и в большей степени связана с действительностью, т.е. в принципе осуществима.

Мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности и для большинства людей являются приятными думами о будущем, хотя у некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувство беспокойства и агрессивности. Процесс воображения редко сразу же реализуется в практических действиях человека, поэтому мечта – важное условие претворения в жизнь творческих сил человека. Необходимость мечты состоит в том, что, будучи первоначально простой реакцией на сильно возбуждающую ситуацию, она затем нередко становится внутренней потребностью личности. Мечта очень важна и в младшем школьном возрасте. Чем младше мечтающий ребенок, тем чаще его мечтание не столько выражает его направленность, сколько создает ее. В этом состоит формирующая функция мечты.

Мечта может быть близкой или далекой, легкой или недостижимой, большой или мелкой, может даже вовсе не быть, отсутствовать, но пространство для нее остается всегда потенциально свободным. Путь к мечте начинается задолго до того, как мы ее обнаружили. Он состоит из событий нашей жизни, успехов и разочарований, достигнутых и отвергнутых планов, встреч, опыта, знаний. Все эти фрагменты в определенный момент выстраиваются в новую целостность, собираются в один «волшебный узел, сливающий дробный мир воедино». Таков момент появления мечты, своим рождением она перестраивает потенциальные межсобытийные связи хронологического прошлого, настоящего и будущего. Мы просыпаемся утром, и первым делом проверяем себя – да, то, что казалось миражом, не рассеялось как наваждение, - мечта здесь, блистает во всем своем великолепии, притягивая к себе предощущением полноты жизни и счастья. Как писал А. Франс, «есть великая мудрость, чтобы сохранить склонность к мечтанию. Мечты придают миру интерес и смысл».

Вопросы к аудитории:

Дайте определение активному воображению?

Какие виды активного воображения вы знаете?

Когда мы пользуемся воссоздающим воображением?

Дайте характеристику творческого воображения?

Чем мечта отличается от творческого воображения?

35 мин Слайд 4. Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 Слайд 8 Вопросы   2. Пассивное воображение. Пассивное воображение лишено действенности, для него характерно создание образов и планов, которые не воплощаются в жизнь. В этом случае воображение выступает как суррогат деятельности, с помощью которого человек уклоняется от необходимости действовать. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. (Рис.2.)
Пассивное воображение  
преднамеренное непреднамеренное
грезы галлюцинации, сновидения  
         

Рис.2. Виды воображения.

Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах. Галлюцинациями называют фантастические видения, не имеющие, по- видимому, почти никакой связи с окружающей человека действительностью.

Обычно они, являясь результатом тех или иных нарушений психики или работы организма, сопровождают многие болезненные состояния.

Галлюцинация (от лат. Hallucination – бред, видения) – мнимые образы предметов и ситуаций, воспринимаемых как реальные, но отсутствующие в действительности, возникающие спонтанно, без сенсорной стимуляции. Вызываются внутренними психическими факторами (в противоположность иллюзии, которая является искаженным восприятием внешних стимулов). Еще в 7 в. индийский философ Кумарилла Бхатта высказал созвучные современным догадки об обманах человеческого восприятия. Иллюзорность образа, утверждал он, определяется извращением отношений между внешним объектом и органом. Причинами могут быть дефекты органов чувств, а также такие нарушения, когда образы памяти проецируются во внешний мир и становятся галлюцинациями.

Одни галлюцинации могут иметь яркую чувственную окраску, убедительность и проецироваться во вне и быть неотличимы от реальных восприятий. Такие галлюцинации называют истинными. Другие воспринимаются внутренним слухом или зрением, локализуются во внутреннем поле сознания и ощущаются как результат воздействия какой-то внешней силы, вызывающей видения, голоса и т.п. Это явление, описанное в конце 19 в. русским психиатром В.Х.Кандинским, называется псевдогаллюцинациями.

Галлюцинирующий пациент одновременно с ложными образами может адекватно воспринимать и реальность. Его внимание при этом распределяется неравномерно, часто смещаясь в сторону обманов восприятия. Понимание болезненности галлюцинаций большей частью отсутствует, пациент ведет себя точно также, как если бы кажущееся ему происходило на самом деле. Нередко галлюцинации, каким бы иррациональным ни было их содержание, для пациента более актуальны, чем реальность, и больные относятся к ним также, как к соответствующим реальным явлениям. Пациенты пристально во что-то всматриваются, отворачиваются, закрывают глаза, озираются, отмахиваются, защищаются, пытаются дотронуться или схватить что-то рукой, прислушиваются, затыкают уши, принюхиваются, сбрасывают что-то со своего тела и т.п. Под влиянием галлюцинаций совершаются различные поступки, отражающие содержание обманов восприятия: больные прячутся, что-то отыскивают, ловят, нападают на окружающих, иногда пытаются убить себя, разрушают предметы, обороняются, спасаются бегством, обращаются с жалобами и т.д. При слуховых галлюцинациях разговаривают вслух с «голосами». Как правило, больные считают, что окружающие воспринимают то же, что и они в своих галлюцинациях – слышат такие же голоса, испытывают те же видения, ощущают запахи. Отчетливо выражены эмоциональные реакции, характер которых отражает содержание обманов восприятия: страх, ярость, отвращение, восторженность.

Больной оказывается в большом затруднении, если мнимые и реальные образы вступают в отношения антагонизма и обладают равной силой влияния на поведение. При таком «раздвоении» личности пациент как бы существует в двух «измерениях» сразу, в ситуации конфликта сознательного и бессознательного.

Душевнобольной, особенно страдающий шизофренией или маниакально-депрессивным психозом, может верить, что он – посланник небес, и постоянно слышать голос Бога, говорящего с ним. Он может чувствовать нежное прикосновения ангельской руки. Эти сенсорные впечатления, которые исходят изнутри психики, воспринимаются как подлинные, действительно существующие стимулы, исходящие извне. Повторяющиеся галлюцинации душевнобольного могут создавать целый фантастический мир, предназначенный для того, чтобы приспособить внутренний эмоциональный конфликт к реальности. К менее тяжелым случаям относятся галлюцинации, обычно слуховые или зрительные, которые возникают у здоровых людей в периоды глубоких эмоциональных переживаний.

Галлюцинации могут быть обманом любого из пяти основных чувств, т.е. они бывают зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные и галлюцинации общего чувства (переживание происходящих внутри организма необычных процессов, ощущения от присутствия в организме посторонних предметов и т.п.).

Если пациент слышит голоса – это слуховые галлюцинации; если видит умерших – зрительные. Больной паранойей, постоянно ощущающий, что в комнате пахнет ядовитыми газами, проникающими сквозь стену, страдает обонятельными галлюцинациями. Человек, который жалуется, что преследователи поражают его электрическими разрядами, испытывает тактильные галлюцинации. У больного, ощущающего, что в его пищу подмешан яд, вкусовые галлюцинации. Возможны и галлюцинации, возникающие вне какого-то определенного сенсорного поля. Так, пациенту может казаться, что у него из какой-то точки на голове изливается вода. Тактильные (осязательные) галлюцинации связаны с ощущением прикосновений, обычно неприятных. Например, кокаинисты часто жалуются на ощущение бегающих под кожей насекомых. В состоянии делирия, обычно вследствие алкогольного отравления, больным часто видятся различные маленькие существа. В этом случае пациент описывает нормальный объект, уменьшенный до микроскопических пропорций. Когда больной жалуется, что какие-то части тела находятся не там, где должны быть, а в каком-то другом месте, говорят о психомоторных галлюцинациях. Гипнагогические галлюцинации возникают у психически здоровых людей в момент между бодрствованием и сном. Так, засыпающий за рулем водитель, едущий поздно ночью, может вдруг резко нажать на тормоза, потому что ему с полной отчетливостью кажется, что он видит человека, выбегающего на дорогу перед автомобилем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: