II. Психологическая оценка содержания лекции, семинара, практического занятия
I. Психологическая оценка структуры занятия в связи с его конкретными целями и задачами
Схема психолого-педагогического анализа занятия
Анализ и самоанализ учебных занятий по психологии
III. Контрольно-оценочный этап лекции. Итоги лекции
II. Содержательно-операциональный этап лекции (время, отводимое на этот этап)
1. План лекции.
2. Библиография по теме лекции для студентов.
3. Конспект содержания лекции.
IV. Целостный образ преподавателя в процессе лекции (этот блок в конспект лекции не включается, продумывается в процессе ее подготовки).
1. Формы сотрудничества преподавателя со студентами в процессе решения задач каждого из разделов содержания лекции (совместное решение задач, подражание образцу, партнерство).
2. Языковая форма высказывания (лексика, грамматика, стилистика).
3. Эмоционально-выразительные невербальные средства общения преподавателя с аудиторией (жесты, мимика, пантомима, вокальная мимика, интонация, громкость, темп, ритм, паузы).
|
|
При освоении любой деятельности всегда важен анализ проделанного: достигнутых позитивных результатов и тех затруднений, с которыми пришлось столкнуться. Для осваивающих основы профессиональной деятельности психологов–преподавателей важным средством овладения педагогической деятельностью является психолого-педагогический анализ занятий (уроков) опытных преподавателей, учителей, занятий практикантов-психологов и, непременно, самоанализ разработок своих собственных занятий по психологии. Только при таком условии возможно успешное продвижение в приобретении опыта преподавания. Существует множество наработок по проблеме анализа урока. В литературе выделяют несколько типов анализа урока: дидактический, психологический, методический, организационный.
Вам предлагается схема системного анализа аудиторного (классного) занятия (урока) по психологии (и, соответственно, схема самоанализа), включающая следующие разделы:
(лекции, семинара, практического занятия)
1. Тема, цели и задачи лекции или семинара.
2. Структура занятия и его психологическая целесообразность.
Качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень конкретности, абстрактности и обобщенности).
Активизация каких сторон познавательной деятельности студентов требует восприятия этой учебной информации (образной или словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какой вид познавательной деятельности преобладал на занятии (простая ассоциативная, простая формальная, сложная формальная или неформальная)?
|
|
Соответствует ли данный материал возрастным особенностям познавательной деятельности студентов, их жизненному опыту и уровню знаний?
Как преподаватель делает сложную учебную информацию доступной восприятию студентов, понятной и интересной (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, метафор; использование наглядных средств, связь с жизнью)?
Каково воспитательное воздействие изучаемого материала (моральное, эстетическое и т.д.)? Насколько оптимально преподаватель реализует его воспитательные возможности?