Широкий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требует создания соответствующих организационных структур. Функции некоторых из них рассматривались в предыдущих разделах книги. В настоящем разделе будет рассмотрен вопрос о системном руководстве и управлении муниципальной экономической политикой.
Как уже отмечалось, за последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые структуры (департаменты, управления, комитеты, отделы и др.), в частности:
— по управлению имуществом;
— по использованию земельных ресурсов;
— по инвестиционной политике;
— по фондовым и финансовым технологиям;
— по налоговой, ценовой и тарифной политике;
— по работе с промышленными и предпринимательскими структурами;
— по муниципальному заказу;
— по регистрации и лицензированию хозяйственной деятельности;
— по внешним экономическим связям и др.
Эти новые подразделения должны были так или иначе сочетаться с ранее существовавшими организационными структурами администраций.
|
|
Некоторые новые структуры вводятся пока лишь в отдельных городах и еще не получили всеобщего распространения:
— служба стратегического развития;
— единая служба управления недвижимостью;
— муниципальное казначейство;
— муниципальная налоговая служба;
— структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств.
В связи с развитием рыночной инфраструктуры территории возниц кают такие муниципальные или смешанные (муниципально-частные) финансово-экономические институты, как муниципальные и.уполномоченные банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы и др. t
Функционирование в составе администрации и вне ее большого ко личества разнообразных (в том числе новых) организационных структур, та или иначе воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивает ее координацию, целенаправленность и эффективность.
В разных муниципальных образованиях этот вопрос решается по-разному. Немаловажную роль играют здесь личностные факторы, такие, например, как профессиональная квалификация самого главы администрации и его заместителей. Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальные схемы:
1. Децентрализованная. Собственно экономическая служба, финансовая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на самого главу.
|
|
2. В основном децентрализованная, но с усиленным комитетом, (управлением, департаментом) экономики, в ведение которого передаются" некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок.
3. Частично централизованная на уровне влиятельного заместителя главы по экономике с координирующими функциями. В его ведении вопросы собственно экономики, промышленности и др., иногда весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования, использования земель и даже градостроительства, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.
4. Полностью централизованная, когда в руках первого заместителя главы находится весь экономический блок, включая экономику, финансы и управление имуществом.
Большинство муниципальных образований используют схемы 2 и 3 в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется централизованная схема управления экономическим блоком, ибо только при этой схеме в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:
— целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;
— концентрацию на решение этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйствующих субъектов;
— обеспечение поддержки реального сектора экономики как базы для развития территории;
— увязку экономического и финансового планирования;
— увязку решения текущих и перспективных задач.
Именно в этом состоит комплексное управление муниципальной экономикой в том смысле, в каком оно изложено в данной книге.