double arrow

Тема 2. Управление экономической политикой муниципального образования

Широкий круг экономических проблем, решаемых органами местного самоуправления, реализация муниципальной экономической политики требует создания соответствующих организационных структур. Функции некоторых из них рассматривались в предыдущих разделах книги. В настоящем разделе будет рассмотрен вопрос о системном руководстве и управлении муниципальной экономической политикой.

Как уже отмечалось, за последние годы для выполнения новых экономических функций в местных администрациях появились новые структуры (департаменты, управления, комитеты, отделы и др.), в частности:

по управлению имуществом;

по использованию земельных ресурсов;

по инвестиционной политике;

по фондовым и финансовым технологиям;

по налоговой, ценовой и тарифной политике;

по работе с промышленными и предпринимательскими структурами;

по муниципальному заказу;

по регистрации и лицензированию хозяйственной деятельности;

по внешним экономическим связям и др.

Эти новые подразделения должны были так или иначе сочетаться с ранее существовавшими организационными структурами администраций.

Некоторые новые структуры вводятся пока лишь в отдельных городах и еще не получили всеобщего распространения:

служба стратегического развития;

единая служба управления недвижимостью;

муниципальное казначейство;

муниципальная налоговая служба;

структурные подразделения, отвечающие за привлечение и эффективное использование заемных средств.

В связи с развитием рыночной инфраструктуры территории возниц кают такие муниципальные или смешанные (муниципально-частные) финансово-экономические институты, как муниципальные и.уполномоченные банки, страховые компании, пенсионные фонды, лизинговые компании, залоговые фонды, аудиторские, консалтинговые фирмы и др. t

Функционирование в составе администрации и вне ее большого ко личества разнообразных (в том числе новых) организационных структур, та или иначе воздействующих на формирование муниципальной экономической политики, поставило вопрос о том, кто отвечает за эту политику в целом, обеспечивает ее координацию, целенаправленность и эффективность.

В разных муниципальных образованиях этот вопрос решается по-разному. Немаловажную роль играют здесь личностные факторы, такие, например, как профессиональная квалификация самого главы администрации и его заместителей. Из всего многообразия существующих структур местных администраций и методов координации экономической политики муниципального образования можно выделить четыре принципиальные схемы:

1. Децентрализованная. Собственно экономическая служба, финансо­вая служба, управление имуществом, управление инвестициями, работа с промышленностью и предпринимателями являются независимыми друг от друга структурными подразделениями и находятся в подчинении непосредственно главы и разных его заместителей. Роль координатора экономической политики при этом неизбежно ложится на самого главу.

2. В основном децентрализованная, но с усиленным комитетом, (управлением, департаментом) экономики, в ведение которого передаются" некоторые дополнительные функции: инвестиционная политика, работа с предпринимательством, потребительский рынок.

3. Частично централизованная на уровне влиятельного заместителя главы по экономике с координирующими функциями. В его ведении вопросы собственно экономики, промышленности и др., иногда весь блок вопросов перспективного развития муниципального образования, использования земель и даже градостроительства, взаимодействия с банковскими и иными коммерческими структурами. Но управление имуществом и финансовый орган местного самоуправления этому заместителю не передаются.

4. Полностью централизованная, когда в руках первого заместителя главы находится весь экономический блок, включая экономику, финансы и управление имуществом.

Большинство муниципальных образований используют схемы 2 и 3 в различных модификациях. Однако наиболее рациональной представляется централизованная схема управления экономическим блоком, ибо только при этой схеме в муниципальном образовании создаются наилучшие условия для системного планирования и координации экономической политики, включая:

целевую направленность муниципальной экономики на повышение качества и эффективности оказания муниципальных услуг населению;

концентрацию на решение этой задачи всех ресурсов территории, включая объекты муниципальной собственности и ресурсы хозяйст­вующих субъектов;

— обеспечение поддержки реального сектора экономики как базы для развития территории;

увязку экономического и финансового планирования;

увязку решения текущих и перспективных задач.

Именно в этом состоит комплексное управление муниципальной экономикой в том смысле, в каком оно изложено в данной книге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: