Тема 5
Содержание финансовой политики
Задача рынка – обеспечение международных расчётов, страхование валютных рисков, регулирование валютного курса.
4. Рынок ценных бумаг. Он делится на:
· рынок долевых ценных бумаг (акций);
· рынок долговых ценных бумаг (рынок государственных ценных бумаг и рынок корпоративных ценных бумаг);
· рынок денежных ценных бумаг (например, чеки, банковская сберегательная книжка на предъявителя и т.д.);
· рынок коммерческих ценных бумаг, т.е. которые обслуживают товарный рынок (например, товарные векселя, складские свидетельства и т.д.).
Рынок драгоценных металлов.
Рынок драгоценных металлов – система отношений купли-продажи золота, серебра и других драгоценных металлов, а также драгоценных камней.
Основной закон, регулирующий эту часть рынка – «Закон о валютном регулировании и валютном контроле».
Страховой рынок.
Страховой рынок – сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи являются страховые услуги.
Рынок производных финансовых инструментов.
Рынок производных финансовых инструментов – производный финансовый инструмент выпускается на уже существующий финансовый инструмент. Производные финансовые инструменты позволяют купить или продать базовый товар или базовые финансовые инструменты через определенное время по цене, определенной в момент покупки-продажи этого производного инструмента.
К производственным финансовым инструментам относят:
1. опцион;
2. фьючерсы;
3. депозитарные расписки:
· американские (АДР);
· российские (РДР) – купля-продажа акций, не перемещая их через границу;
· европейские (ЕДР);
· глобальные (ГДР).
Тема 4
Государство в процессе своего функционирования осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные курсы и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Ø Финансовая политика – особая сфера деятельности государства - совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их перераспределение и эффективное использование с целью обеспечения выполнения государством его функций.
Целью финансовой политики является обеспечение стабильного поступательного развития экономики государства и хозяйствующих субъектов, создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения на основе использования финансовых отношений и финансового потенциала.
Финансовая политика охватывает широкий комплекс мероприятий:
1) разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
2) создание адекватного финансового механизма, при помощи которого осуществляется достижение целей и задач государства;
3) управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
Важной составной частью финансовой политики, как уже говорилось, является установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление всей деятельности государства в области финансов.
Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений. Он включает:
ü Методы распределения национального дохода;
ü Способы образования государственных бюджетных и внебюджетных фондов;
ü Виды платежей в бюджет и целевые фонды;
ü Система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства;
ü Финансовое планирование и прогнозирование;
Финансовый механизм как система включает в себя следующие звенья: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение, информационное обеспечение.
Финансовые методы имеют важнейшее функциональное значение. В состав основных методов управления входят методы общегосударственного управления и регулирования: финансового и экономического анализа; финансового планирования; прогнозирования; программирования; стимулирования и ответственности; налогообложения; кредитования; организации системы расчетов; инвестирования и т.д.
Финансовые рычаги представляют собой совокупность показателей, участвующих в управлении: совокупный общественный продукт; национальный доход; ВВП; прибыль (доход); финансовые санкции; курсы валют; ставки кредиторов; налоги и неналоговые платежи; финансовые санкции и льготы; расходы и т.п.
Правовое обеспечение предусматривает определенное сочетание основных положений, отраженных в официальных документах: Законы, Указы Президента, Постановления Правительства, инструкции, приказы и письма министерств и ведомств, уставы хозяйствующих субъектов, международные договоры.
Нормативное обеспечение организации финансового управления состоит в применении: норм, нормативов, тарифов, рекомендуемых методов и методик расчетов и т.д.
Информационное обеспечение системы финансового управления предполагает использование таких принципов управления, как учет прошлого опыта, тенденций развития, влияние внешних и внутренних факторов на методы и инструменты управления.
Ø обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
Ø установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов
Ø организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
Ø выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
Ø создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами.
Главным субъектом проводимой финансовой политики является государство. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Ø Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение, как правило, крупномасштабных задач.
В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.
К основным стратегическим задачам финансовой политики России можно отнести:
· Финансовую устойчивость развития экономики;
· Финансовую независимость государства;
· Обеспечение платежеспособности государства и хозяйствующих субъектов
Одновременно с этим государство определяет тактику действий на предстоящий период, осуществляет выбор текущих тактических целей и задач. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики.
Ø Финансовая тактика – это методы решения финансовых задач на важнейших участках финансовой стратегии.
При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и т.п.
Основные тактические задачи финансовой политики состоят в следующем:
· Обеспечение макроэкономической сбалансированности;
· Достижение бюджетного профицита;
· Снижение государственного долга;
· Стабилизация национальной валюты и снижение уровня инфляции;
· Разработка и утверждение стабильного финансового законодательства в сфере функционирования общегосударственного органа и хозяйствующих субъектов;
· Организация финансового контроля и т.д.
Таким образом, финансовая политика включает финансовую стратегию и финансовую тактику.
Основным документом, в котором отражаются и стратегические и тактические планы финансовой политики, является бюджетное послание президента РФ. С этим посланием президент выступает перед федеральным собранием обычно в апреле.
Первое бюджетное послание после вступления в должность президента содержит стратегические цели и задачи, а все остальные – содержат тактические цели и задачи на следующий финансовый год.
План:
1) Сущность и органы управления государственными финансами;
2) Финансовое планирование и прогнозирование;
(1) Сущность и органы управления государственными финансами
В самом общем виде управление представляет собой целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.
В управлении финансами также можно выделить субъекты и объекты управления. В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, в том числе специфических, которые определяются социальным строем в стране и другими факторами, влияющими на распределительные процессы. В качестве субъектов управления в государственных и муниципальных финансах, в финансах хозяйствующих субъектов выступают специальные службы (органы, подразделения), а субъектами управления финансами домохозяйств выступают сами домохозяйства.
Т.о., управление финансами предполагает наличие:
1. объекта управления, который представляет собой финансовые отношения, реализующиеся через финансовые ресурсы;
2. субъекта – государство, предприятие (т.н. финансовый аппарат на уровне государства и предприятия), гражданин;
3. финансовый механизм – совокупность приемов, методов, способов, рычагов управления;
4. результат – это может быть финансовый план, финансовый показатель.
Управление государственными финансами имеет целью обеспечение:
1) финансовой устойчивости и финансовой независимости;
2) бездефицитности государственного бюджета;
3) снижения государственного долга;
4) твердости национальной валюты;
5) баланса экономических интересов государства, юридических и физических лиц.
В качестве инструментов управления финансами выступают следующие элементы: планирование, организация, информационное обеспечение и контроль.
Планирование включает: анализ проблем, определение целей, прогнозирование, оценка принятых решений.
Задача организации состоит в обеспечении оптимального достижения целей посредством использования организационных моделей.
Контроль предполагает устранение расхождений между планом и фактом и устанавливает причины этих расхождений.
Информационное обеспечение включает переработку, учет, анализ и прогноз информации и является связующим звеном между планированием, организацией и контролем.
Органы управления финансами:
1) на общегосударственном уровне:
1.1. профильные комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; Счетная палата;
1.2. Министерство Финансов РФ и его органы на местах;
1.3. Центральный банк РФ;
1.4. Федеральная налоговая служба;
1.5. Федеральная таможенная служба;
1.6. Федеральная служба по финансовым рынкам;
1.7. Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
2) на уровне хозяйствующих субъектов структура управления финансами определяется его высшим руководством и зависит прежде всего от размеров предприятия и видов его деятельности (финансовые службы, бухгалтерии)
(2) Финансовое планирование и прогнозирование
Планирование – оценка состояния финансов, выявление возможности увеличения финансовых ресурсов.
Прогнозирование – предвидение возможного финансового положения, оценка и обоснование ожидаемых изменений финансовых показателей в будущем.
Как правило, прогнозы предшествуют планированию.
Рассмотрим планирование и прогнозирование в РФ на примере макроуровня.
Главной целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов и их потребности в прогнозируемом периоде. Финансовые прогнозы являются необходимым элементом и одновременно этапом в выработке финансовой политики. Они позволяют разрабатывать различные сценарии решения социально-экономических задач, стоящих перед всеми субъектами финансовой системы.
В частности, составлению проектов государственных бюджетов предшествует разработка прогноза социально-экономического развития соответствующей территории (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований). Кроме того, при составлении проектов бюджетов используются сведения прогноза сводного финансового баланса по соответствующей территории на очередной финансовый год.
Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа накопленного национального богатства, научно-технического потенциала, демографической ситуации, социальной структуры общества, наличия природных ресурсов, внешнего положения РФ. Изменение прогноза социально-экономического развития территории в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет за собой изменение основных характеристик бюджета.
Прогнозы бывают:
1. долгосрочные – разрабатываются раз в 5 лет и рассчитываются на 10 летний период;
2. среднесрочные – от 3 до 5 лет и ежегодно корректируются;
3. краткосрочные – разрабатываются на каждый следующий финансовый год.
Объектом финансового планирования является финансовая деятельность субъектов хозяйствования и государства, а результатом – составление финансовых планов. Финансовые планы имеют все звенья финансовой системы. Специфика соответствующего звена влияет на форму финансового плана, состав его показателей. В частности, финансовым планированием используются следующие виды планов:
1) баланс финансовых ресурсов (доходов и расходов) – это система финансовых показателей, которые характеризуют важнейшие пропорции финансовых ресурсов, как правило для коммерческих предприятий
2) смета – план, в котором отражена общая сумма поступлений от вышестоящей организации и подробно расписаны расходы, или для некоммерческих предприятий. Смета используется в основном в непроизводственной сфере.
3) финансовые планы (бюджеты) предприятий (сокращенная форма от баланса доходов и расходов)кооперативные организации, общественные объединения и т.д.
4) бюджеты составляют органы государственной власти
На уровне государства сегодня принимаются бюджеты страны, бюджеты субъектов федерации (89), бюджеты органов местного самоуправления (более 10 000).
Бюджет – план доходов и расходов, имеющий силу закона.
Федеральный бюджет составляется до начала финансового года. Работа по его составлению начинается с бюджетного послания президента. Проект федерального бюджета должен быть составлен к середине августа, который предшествует началу финансового года.