double arrow

ТЕМА 5. ПЕРСОНАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ


Контрольные вопросы к теме №5

1. Дайте определение экономических категорий оборотный капитал и оборотные средства.

2. В чем отличие оборотных производственных фондов от основных?

3. Перечислите составные элементы оборотных средств.

4. Какие функции выполняют оборотные средства?

5. Направления классификации оборотных средств.

6. Как подразделяются оборотные средства по источнику их формирования?

7. Что относится к собственным и привлеченным оборотным средствам?

8. С какой целью осуществляется нормирование оборотного капитала?

9. Как определяется норматив производственных запасов?

10. Особенности расчета норматива незавершенного производства.

11. Какие виды производственных запасов создаются на предприятии?

12. Как определяется норматив готовой продукции на складе предприятия?

13. Как оценивается эффективность использования оборотного капитала?

14. Что показывает коэффициент оборачиваемости?

15. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.


Сущность и классификация персонала предприятия

Персонал предприятия–это совокупность всех работников предприятия, обеспечивающих реализацию его функций. Это основной ресурс предприятия, от использования которого зависит эффективность функционирования предприятия.

Персонал предприятия по характеру участия в производственном процессе подразделяется на промышленно–производственный и непромышленный.

В зависимости от характера выполняемых функций выделяются следующие категории промышленно–производственного персонала: рабочие, руководители, специалисты, другие служащие (технические исполнители).

Рабочиенепосредственно участвуют в производственном процессе. Они делятся на основные и вспомогательные. Основные рабочие осуществляют производство продукции, вспомогательные заняты обслуживанием производственных процессов. В современных условиях вследствие автоматизации и компьютеризации производства, использования гибких производственных систем и робототехнических комплексов основным содержанием деятельности рабочих становится наблюдение за оборудованием, его наладка, регулировка, ремонт, поэтому изменяется соотношение основных и вспомогательных рабочих.

Руководители –персонал, осуществляющий техническое, организационное и экономическое руководство производственным процессом и трудовым коллективом. Они подготавливают, принимают и реализуют управленческие решения. Это руководители предприятия (директор и его заместители, главный инженер, главный бухгалтер, главный экономист, главный энергетик и т.д.), руководители структурных подразделений (начальник отдела, бюро, сектора), линейные руководители (начальники участков, смен, цехов, производств, мастера).

Специалистыобеспечивают сбор и обработку всей управленческой информации, заняты выполнением экономических, бухгалтерских, технических и научно–исследовательских функций. Это инженеры, экономисты, нормировщики, бухгалтера, технологи, конструкторы.

Другие служащие (технические исполнители)–работники, осуществляющие подготовку и оформление документации, учет и контроль, хозяйственное обслуживание. К ним относятся: работники канцелярии, секретари–референты, декларанты, диспетчера, кассиры, табельщики, учетчики, старший кладовщик и др.

Персонал предприятия можно охарактеризовать с помощью количественных и качественных показателей. Количественные показатели связаны с оценкой численности работников, в том числе по категориям промышленно-производственного персонала. К качественным показателям относятся профессия, специальность и квалификация.

Подпрофессиейпонимается вид трудовой деятельности, требующий теоретических знаний и практических навыков. Понятие «специальность»определяетвид трудовой деятельности в рамках данной профессии, имеющий специфические особенности и требующий дополнительных навыков и знаний.

Например, профессия слесарь, специальность – слесарь механосборочных работ, слесарь контрольно-измерительных приборов; профессия токарь, а специальность – токарь–карусельщик, токарь–расточник и др.

Квалификацияэто способность специалиста выполнять работу определенной сложности. Квалификация определяется теоретической подготовкой, зависящей от уровня образования, и опыта приобретаемого в практической деятельности. Каждая профессия требует своего сочетания теоретической подготовки и опыта. По уровню квалификации рабочие делятся на низкоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных.

Для специалистов также можно выделить два вида квалификации в зависимости от:

· уровня образования: специалисты со средним специальным образованием; специалисты с высшим образованием; специалисты высшей квалификации, имеющие ученые степени (кандидата и доктора наук) или ученое звание (доцент, старший научный сотрудник, профессор);

· от полученной специальности: экономист, экономист–менеджер, инженер–механик, инженер–технолог, инженер–экономист и т.д.

Для характеристики уровня квалификации работников применяются тарифные разряды. Основными факторами, оказывающими влияние на квалификационный разряд, являются уровень образования конкретного работника и сложность работы, требующей соответствующей квалификации. Эти требования заложены в квалификационных характеристиках, предусмотренных квалификационными справочниками «Единый тарифно–квалификационный справочник работ и профессий» и «Квалификационный справочник должностей служащих».

Распределение работников предприятий Республики Беларусь по тарифным разрядам производится на основе Единой тарифной сетки, которая содержит диапазон тарифных разрядов от 1 до 27.

Уровень квалификации работников предприятий оценивается следующими тарифными разрядами:

· рабочих – с 1 по 8;

· специалист среднего уровня квалификации – с 7 по 10;

· специалистов высшего уровня квалификации – с 10 по 18;

· руководителей структурных подразделений – с 15 по 20;

· главные специалисты – с 15 по 20;

· линейные руководители – с 12 по 21;

· руководитель организации с 16 по 23.

Специфика предприятия, его размер, организационно–правовая форма и отраслевая принадлежность обуславливают требования к профессионально–квалификационному составу работников.

Структуру персонала предприятия характеризует соотношение численности отдельных категорий работников в их общей численности. Наибольший удельный вес в структуре кадров промышленных предприятий занимают рабочие.

К основным факторам, оказывающим влияние на структуру персонала, относятся: уровень механизации, автоматизации и компьютеризации производства; применение современных технологических процессов; использование новых видов энергии и материалов; формы организации производства и др.

Для обеспечения соответствия образовательного и квалификационного уровня работников требованиям современного производства постоянно совершенствуется система их подготовки и переподготовки. Причинами, вызывающими необходимость обучения персонала, являются: нехватка достаточно квалифицированных рабочих кадров, технологические изменения, требующие овладения новыми знаниями и переподготовки персонала, развитие рыночных отношений и потенциала работников, усиление конкуренции со стороны зарубежных фирм, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции и др.

Обучение может проводиться по следующим направлениям:

· вводное обучение для новых сотрудников;

· производственное обучение для овладения в кратчайший срок необходимыми методами работы;

· обучение на курсах с использованием тренажеров;

· наблюдающее обучение для улучшения знаний технических и административных аспектов работ;

· обучение руководящих работников и специалистов с целью совершенствования профессиональных знаний и управленческих навыков и повышения эффективности их работы;

· ротация – временное использование кадров на других постах;

· стажировки на зарубежных фирмах.


Сейчас читают про: