РИС. 1. Общий вид универсального Контейнера.
1 — фитинг; 2 — вертикальная (угловая) стойка; 3 — верхняя продольная балка; 4 — нижняя
продольная балка с пазами для вилочного захвата; 5 — торцовые (верхняя и нижняя) балки;
6 — дверные створки; 7 — механизмы запора дверей; Я — боковые стенки
Независимо от типоразмера все контейнеры стандартизированы по массе брутто, габаритам, присоединительным размерам, а также по запорным устройствам, конструкции присоединительных устройств к подвижному составу железнодорожного и автомобильного транспорта и к захватным органам погрузочно-разгрузочных машин. Это позволяет осуществлять с минимальными затратами времени и труда смешанные перевозки различными видами транспорта, реализуя принцип «от двери до двери».
Специализированные контейнеры в конструктивном отношении отличаются от универсальных тем, что у них внутри несущего каркаса размещены либо цистерны для перевозки жидких (сжиженных и пр.) грузов, либо холодильные камеры (с агрегатами) для перевозки скоропортящихся грузов, либо бункера для сыпучих грузов и другие емкости для размещения всевозможных видов грузов.
|
|
На рис. 2 представлены внешние виды стандартных крупнотоннажных контейнеров (универсального и специализированных).
Параметры стандартных крупнотоннажных контейнеров приведены в табл. 1. Основными типами контейнеров, используемых в перевозках, являются контейнеры типоразмеров 1C и ICC, а также IA и IAA. Контейнеры типоразмеров 1СС и IAA имеют высоту 2591 мм (8,5 футов), а контейнеры типоразмеров 1C и IA — 2438 мм (8,0 футов).
Важнейшими эксплуатационными параметрами контейнеров являются внутренние размеры, такие как ширина дверного проема (2286 мм), высота (для ICC и IAA — 2261 мм, для 1C и 1А — 2134 мм) и внутренний объем (см. табл. 1), а также масса перевозимого груза, которая вместе с тарой контейнера составляет массу брутто.
|
Основные типы контейнеров:
Covered (dry) container — крытый (сухой) контейнер. Наиболее популярный тип КОНТЕЙНЕР, как правило, с торцевой дверью; удобен для механизированной погрузки.
Insulated and refrigerated container — контейнер с изоляцией и рефрижераторный КОНТЕЙНЕР Эти КОНТЕЙНЕР оборудованы изолирующей защитой с целью сведения до минимума эффекта влияния внешней температуры на температуру внутри контейнера. Они приспособлены для перевозки таких грузов, как мясо, фрукты, фотоматериалы, наркотики и др. КОНТЕЙНЕР подключаются к судовой сети, однако имеются КОНТЕЙНЕР с собственной, автономной реф. установкой, работающей довольно продолжительное время.
Open top container —контейнер с открытым верхом для погрузки через верх различных грузов, например тяжелого оборудования.
|
|
Open side container — контейнер с открытой стенкой, приспособленный для погрузки длинных лесоматериалов, фанеры, металлов и оборудования.
Tank container for bulk liquid — танк-контейнер для перевозки жидкостей наливом.
Tank-container for compressed gases — танк-контейнер для перевозки жидко-сжатого газа.
Skeleton type container — контейнер с усиленной нижней платформой, предназначенный для перевозки бочек, катанки, кабеля.
Flat rack container — контейнер-платформа с торцевыми стенками. Предназначен для перевозки тяжелых длинномеров, частей машин, оборудования, автобусов, траков, авиамоторов и др. тяжелых грузов.
Half-height container — полуконтейнер с зафиксированными боковыми стенами, однако концевые стенки могут открываться. Является удобным для перевозки таких грузов, как сталь, трубы и т. п.
Collapsible container — разборной, складной контейнер. Он удобен тем, что после выгрузки из него грузов, он может быть возвращен в первоначальное мест погрузки его в сложенном состоянии и не занимает много места на судне.
Demountable container — съемный контейнер. К. имеет 4 гидравлических подъемника на каждом углу для целей поднятия и установки К. из одной позиции в другую.
Bulk powder container — контейнер для перевозки сыпучих, порошковых грузов, таких как удобрение, цемент и т. п. Он должен быть приспособлен для удобной очистки после выгрузки груза.
Таблица 1 Типы и основные параметры универсальных крупнотоннажных контейнеров
Типоразмер контейнера | Длина в футах | Масса брутто R, т | Габаритные размеры, мм | Внутренние размеры закрытых контейнеров, мм, не менее | Расстояние между центрами отверстий в угловых фитингах, мм | Размеры торцевого дверного проема закрытого контейнера, мм, не менее | Внутренний объем V, м3, не менее | ||||||
Длина L | Ширина В | Высота H | Длина l | Ширина b | Высота h | длине | ширине | Ширина | Высота | ||||
IAA | 11 998 | 65,6 | |||||||||||
IA | 30,48 | 61,3 | |||||||||||
IAX | < 2438 | - | - | - | - | - | |||||||
IBB | 48,9 | ||||||||||||
IB | 25,4 | 45,7 | |||||||||||
IBX | < 2438 | - | - | - | - | - | |||||||
ICC | 32,1 | ||||||||||||
1C | 24,0 | 30.0 | |||||||||||
ICX | < 2438 | - | - | - | - | ||||||||
ID | 10,6 | 14,3 | |||||||||||
IDX | < 2435 | - | - | - | - | - |
Таблица 2 - Характеристики контейнеров
Height | Material | Tare Weight (kg/lbs) | Max* Cargo Cap (kg/lbs) | Door Opening | Interior Dimensions | Interior Cube (mі/cft) | ||||
Width (mm/ft) | Height (mm/ft) | Length (mm/ft) | Width (mm/ft) | Height (mm/ft) | ||||||
20' Dry Freight | ||||||||||
8'-6" | Aluminium | 1,630 / 3,594 | 18,690 / 41,204 | 2,343 / 7' 8" | 2,303 / 7' 7" | 5,933 / 19' 6" | 2,336 / 7' 8" | 2,399 / 7' 10" | 33.2 / 1,172 | |
8'-6" | Steel | 2,300 / 5,071 | 21,700 / 47,840 | 2,340 / 7' 8" | 2,280 / 7' 6" | 5,905 / 19' 4" | 2,350 / 7' 9" | 2,392 / 7' 10" | 33.2 / 1,172 | |
40' Dry Freight | ||||||||||
8'-6" | Aluminium | 2,640 / 5,820 | 27,840 / 61,377 | 2,343 / 7' 8" | 2,283 / 7' 6" | 12,058 / 39' 7" | 2,343 / 7' 8" | 2,383 / 7' 10" | 67.3 / 2,376 | |
8'-6" | Steel | 3,860 / 8,510 | 26,620 / 58,687 | 2,340 / 7' 8" | 2,280 / 7' 6" | 12,039 / 39' 6" | 2,350 / 7' 9" | 2,392 / 7' 10" | 67.7 / 2,390 | |
40' HC | ||||||||||
9'-6" | Aluminium | 3,010 / 6,6336 | 27,470 / 60,561 | 2,343 / 7' 8" | 2,589 / 8' 8" | 12,060 / 39' 7" | 2,340 / 7' 8" | 2,679 / 8 ' 9" | 75.6 / 2,669 | |
9'-6" | Steel | 3,990 / 8,796 | 26,490 / 58,400 | 2,340 / 7' 8" | 2,585 / 8' 6" | 12,035 / 39' 6" | 2,350 / 7' 9" | 2,696 / 8' 10" | 76.3 / 2,693 | |
45' HC | ||||||||||
9'-6" | Aluminium | 3,930 / 8,664 | 29,090 / 64,132 | 2,340 / 7' 8" | 2,591 / 8' 6" | 13,582 / 44' 7" | 2,345 / 7' 8" | 2,687 / 8' 10" | 85.6 / 3,022 | |
20' Refrigerated | ||||||||||
8'-6" | Aluminium | 2,820 / 6,217 | 21,180 / 46,694 | 2.525 / 7' 5" | 2,212 / 7' 3" | 5,545 / 18' 2" | 2,525 / 7' 5" | 2,259 / 7' 5" | 28.2 / 995 | |
40' Refrigerated | ||||||||||
8'-6" | Aluminium | 4,100 / 9,039 | 26,380 / 58,158 | 2,286 / 7' 6" | 2,169 / 7' 1" | 11,679 / 38' 4" | 2,286 / 7' 6" | 2,211 / 7' 3" | 59.0 / 2,083 | |
40' HC Refrigerated | ||||||||||
9'-6" | Aluminium | 4,550 / 10,031 | 25,930 / 57,166 | 2,286 / 7' 6" | 2,433 / 8' 0" | 11,672 / 38' 4" | 2,286 / 7' 6" | 2,505 / 8' 3" | 66.8 / 2,358 | |
20' Open Top | ||||||||||
8'-0" | Steel | 2,450 / 5,401 | 21,550 / 47,510 | 2,338 / 7' 8" | 2,234 / 7' 4" | 5,891 / 19' 4" | 2,350 / 7' 9" | 2,330 / 7' 8" | 32.2 / 1,137 | |
40' Open Top | ||||||||||
8'-6" | Steel | 4,150 / 9,149 | 26,330 / 58,048 | 2,338 / 7' 8" | 2,234 / 7' 4" | 12,025 / 39' 5" | 2,350 / 7' 9" | 2,330 / 7' 8" | 65.8 / 2,323 | |
20' Flat Rack | ||||||||||
8'-6" | Steel | 2,600 / 5,732 | 21,400 / 47,179 | - | - | 5,954 / 19'6" | 2,374 / 7' 9" | 2,255 / 7' 5" | 31.9 / 1,126 | |
40' Flat Rack | ||||||||||
8'-6" | Steel | 5,100 / 11,244 | 25,380 / 55,953 | - | - | 12,072 / 39' 7" | 2,374 / 7' 9" | 1,995 / 6' 7" | 57.1 / 2,016 | |
40' Platform | ||||||||||
- | Steel | 6,160 / 13,580 | 50,000 / 110,231 | - | - | 12,192 / 40' 0" | 2,438 / 8' 0" | - | - | |
1.2. Внешние отличительные признаки и маркировочный код
|
|
Основные внешние отличительные признаки контейнеров, которые должны знать грузоотправители и грузовладельцы, следующие.
ХХХХ XXX XXX X
Код владельца
Признак кода контейнера
Серийный номер
Контрольное число
XX ХХХХ
Код страны
Код размера контейнера
Код типа контейнера
Рис. 3. Схема маркировочного кода контейнера
Вся необходимая информация о параметрах контейнера нанесена на его боковые стенки, двери и крышу в виде маркировочного кода. Структура маркировочного кода состоит, как правило, из двух строк, хотя форма представления может быть иной. Структура маркировочного кода представлена на рис. 3 и содержит 17 знаков: 6 букв латинского алфавита и 11 арабских цифр. В маркировочном коде заложены следующие сведения.
Prefix + serial number + check digit
Country code + iso code
Первая строка — это кодовое обозначение владельца контейнера, которое состоит из четырех букв латинского алфавита, последняя из которых — буква U обозначает признак транспортного оборудования под названием «Контейнер грузовой». Первые три буквы — соответственно буквенный код владельца, официально включенный в международный реестр контейнеровладельцев. Например, все контейнеры бывшего МПС СССР (ныне разделенные между государствами СНГ и Балтии) имели код владельца SZDU. В последнее время этот код заменяется (так как он исключен из регистрационного перечня ВIС) на собственные коды государств. Зарегистрированные на настоящий момент коды собственников контейнеров стран — членов ОСЖД приведены в прилож. 1.
|
|
Регистрация контейнерных кодов собственников производится установленным порядком (официальным обращением уполномоченного лица с соответствующей оплатой услуг) в Международном бюро.
Международное бюро по контейнерам (BUREAU INTERNATIONAL des CONTENEURS — ВIС) находится в Париже.
Своими филиалами Международное бюро по контейнерам назначает национальные регистрационные организации по итогам консультаций с национальным представительством в ИСО. Кроме ВIС функционируют филиалы Международного бюро по контейнерам.
После кодового обозначения владельца следует серийный номер контейнера из шести цифр. Седьмая цифра, так называемое контрольное число, служит для проверки правильности информации о коде владельца и серийном номере контейнера. Это число рассчитывается по установленному правилу. При искажении любой буквы или цифры из кода и номера контейнера (например, после ремонта) будет иметь место несовпадение контрольного числа.
Вторая строка маркировочного кода также состоит из двух частей — буквенной и цифровой.
Буквенная часть содержит две прописные (в некоторых случаях — три) буквы латинского алфавита, составляющие кодовое обозначение страны владельца контейнера (закодированное в первой строке маркировочного кода). Три буквы кода страны имеют контейнеры выпуска до 1984 г. При этом в качестве третьей буквы могла быть использована латинская буква «X».
Идентификация кодового обозначения страны содержится в международном стандарте ИСО 3166 - 88 «Коды для представлений названий стран». Кроме того, каждое государство имеет и цифровые трехзначные коды, которые на контейнере не отражены.
Цифровые сведения второй строки маркировочного кода состоят из четырех цифр и содержат Первые две цифры указывают на размеры контейнера как по длине, так и по высоте.
Первая обозначает длину: 1 — 10 футов (2991 мм), 2 — 20 футов (6058 мм), 3 — 30 футов (9125 мм), 4 — 40 футов (12 192 мм). Вторая обозначает высоту: 0 и 1 — 2438 мм; 2 и 3 — 2591 мм; 4 и 5 — более 2591 мм (хотя пока такая высота для контейнеров не применяется.
Вторые две цифры обозначают тип контейнера (универсальный или специализированный и с различными конструктивными особенностями.
Длина контейнера | Code | |
мм | футах | |
A | ||
B | ||
24’6” | C | |
D | ||
E | ||
F | ||
G | ||
H | ||
K | ||
L | ||
M | ||
N | ||
P |
Вторая цифра (характеристика) | |||||
Высота контейнера | Ширина контейнера | ||||
2438mm | >2438mm <2500mm | >2500mm | |||
mm | ft | in | (8ft) | ||
C | L | ||||
D | M | ||||
E | N | ||||
>2895 | > 9 | F | P | ||
Третья и четвертая характеристики