Договор франчайзинга

Недостатки для потребителя

Преимущества для потребителя

Потребители получают возможность на обслуживание, к которому они привыкли в любом регионе мира.

Хотя франчайзинговые точки являются отдельными и независимыми, потребитель может рассматривать их под одной общей торговой маркой. Он может использовать свой опыт и знания о качестве товара или услуги, приобретенных в одной торговой точке, на все остальные точки. И наоборот, если потребитель не удовлетворен товаром или услугами, ему нет необходимости тратить свое время и деньги, проверяя другие торговые точки, работающие под той же торговой маркой.

Франчайзинг может ограничивать конкуренцию и вследствие этого и выбор потребителя. Франчайзи обычно работают на территории, защищенной от конкуренции со стороны других франчайзи той же франчайзинговой компании. Они также торгуют по общей цене, рекомендуемой франчайзером. Независимый бизнесмен может сам принимать решение о том, по какой цене ему предлагать товар или услугу потребителю, у него больше возможностей приспособить цены к нуждам конкретного потребителя.

Франчайзи может оказаться недостаточно хорошим менеджером или недостаточно обученным, что может сказаться на качестве товара и уровне обслуживания потребителей. Это может разрушить потребительские ожидания, основанные на отношениях с другими торговыми точками, работающими по лицензии того же франчайзера.

Исходя из трактовки Всемирной организации интеллектуальной собственности под договором франчайзинга понимают отношения, в силу которых одно лицо (франчайзер) обязуется предоставить второму лицу (франчази) для осуществления им предпринимательской деятельности, аналогичной деятельности франчайзера, «деловой комплекс» (лицензионный комплекс», состоящий из: 1). охраноспособных имущественных прав (лицензий на: фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и др.); 2). неохраняемых имущественных прав (деловой опыт и др.); 3). других объектов гражданского права (коммерческая информация и др.). Пользователь, в свою очередь, обязуется выплачивать правообладателю вознаграждение и выполнять иные обязанности, установленные договором.

Данное определение в большей степени характеризует производственный и сервисный франчайзинг. Что же касается договора сбытового франчайзинга, то данное определение лишь частично отражает его суть.

Специфика договоров о франчайзинге кроме «условия об исключительности» определяется обязанностями франчайзера по оказанию коммерческой, технической и организационной помощи привилегированному покупателю. В предоставлении такой помощи заинтересованы обе стороны, так как она направлена на оказание содействия покупателю в продвижении конкретных товаров и услуг.

Основные разделы франчайзингового соглашения:

Использование торговых марок

Территория

Срок действия франшизы

Первоначальный платеж и выплаты

Договор об аренде

Обязанности франчайзера

Обязанности франчазиа

Передача соглашения и прекращение действия франшизы

Арбитраж

Гонорары адвокатам

Проблемные и дискуссионные вопросы, которые предлагается обсуждать на занятиях:

1. В чем преимущества организации бизнеса на основе договора франчайзинга в сравнении с организацией бизнеса самостоятельно?

2. Оцените преимущества и недостатки организации франчайзингового бизнеса для франчайзера.

3. Каковы основные критерии выбора франчайзи?

4. Обсудите какими способностями должен обладать франчайзи для управления франчайзинговым предприятием.

5. Приведите примеры из международной практики франчайзинговых предприятий.

6. Какие способы финансовой поддержки франчайзи при организации франчайзингового бизнеса используются в международной практике?

7. Как трактуется понятие договора франчайзинга согласно Гражданского кодекса Республики Беларусь?

8. Приведите примеры работы франчайзинговых предприятий на рынке Республики Беларусь.

9. В чем особенности содержания договора франчайзинга?

10. Какие ограничения для франчайзи могут быть заложены в договоре франчайзинга?



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: